Тезисы лекции 4

Сообщение темы.

Организационная часть занятия.

Структура занятия

Занятие 7. Лекция 4.

Вопросы для закрепления изученного материала

Дополнение 1

Подведение итогов

Обобщение материала (вопросы для закрепления материала – дополнение 1)

1. классификация бумаги, её происхождение и особенности производства;

2. особенности бумаги для вводно-растворимых красок (акварели);

3. особенности пастельной бумаги;

4. виды картона;

Преподаватель__________________________

Тема 4. Подрамник, холст, грунты для различных росписей. Клеи – органические и неорганические.

Цель: знакомство с вспомогательными материалами для росписи (подрамник, холст, грунт, клеи).

Литература: «Материалы и техники рисунка», учебное пособие, В.А.Королев,М., Изобразительное искусство, 1987

«Техника живописи», Г.Б.Никодеми, инструменты, материалы, методы, М., ЭКСМО, 2002

«Материалы в изобразительном искусстве»,Н.В.Одноралов,М., 1983

Вид занятия: лекция.

Метод: объяснение.

Проверка присутствия студентов на занятиях.

Что такое подрамник, холст, виды грунтов. Клеи органические и неорганические.

3. Мотивация учебной деятельности:

Студенты должны знать:

- что такое подрамник,

- виды холстов;

- виды грунтов для различных розписей;

- клеи – органические и неорганические.

4. План занятия:

- подрамники, их виды;

- холсты для различных розписуй;

- разновидности грунтов для различных розписуй;

- клеи – органичесике и неорганические.

ХОЛСТЫ И ПОДРАМНИКИ

В основном использование холста рекомендуется при письме маслом, но можно его использовать и при письме темперой, гуашью, акварелью или пастелью.

Лучшими считаются холсты из пеньки (парусина) и льняной суровой или бе­леной ткани, выработанной из толстой пряжи без рисунка. Для небольших кар­тин подходят легкие холсты, для крупных картин рекомендуют тяжелую ткань.

Холст натягивается на подрамник, деревянный остов, сделанный с соблюде­нием определенных правил. Главное — чтобы ткань была плотно натянута и на ней не образовывались складки.

Для больших холстов существуют специальные складные подрамники. Но все же предпочтительнее писать картину на холсте с временным подрамником и лишь на заключительном этапе установить холст в постоянный подрамник.

Прежде чем закрепить холст в подрамнике, желательно проложить бумагу, смоченную в скипидаре или керосине. Это делается для того, чтобы ткань при грунтовке не терлась о дерево. Пожалуй, лучшим способом подготовки холста яв­ляется его закрепление на временном подрамнике, причем последний должен быть несколько большего размера, чем основной. Закончив грунтовку холста, его снимают с временного и устанавливают на основной подрамник.

При установке холста на подрамник следует обратить внимание на уточную нить ткани: нить должна располагаться прямо (либо вертикально, либо горизон­тально). Сначала фиксируется одна сторона холста, затем другая и соответствен­но противоположные стороны.

Для натягивания холста используют специальные щипцы с плоским зажим­ным устройством. Если холст недостаточно натянут, на нем образуются складки. Следует иметь в виду, что не надо очень туго натягивать холст, его поверхность должна быть ровной и гладкой.

Подрамники больших размеров надо хорошо закреплять, подрамники оваль­ной или круглой формы должны отвечать основным требованиям.

ПОДГОТОВКА ХОЛСТА К РАБОТЕ

Существуют холсты с различной степенью впитывания: мало впитывающие, со средней впитывающей способностью и хорошо впитывающие.

Поверхность хорошо впитывающих холстов подготавливается при помощи мела и клея. Не рекомендуется использовать подобные холсты для масляной жи­вописи, так как они разжижают краски, в результате они теряют яркость, растре- скиваются и изменяют цвет. Холсты с хорошо впитывающей поверхностью боль­ше подходят для нежирной темперы и гуаши. Хотя некоторые художники специ­ально используют подобные холсты для масляной живописи, так как они «пьют» краски, привнося матовый оттенок. В этом случае художники в целях сохране­ния матовости избегают лаков. Само собой разумеется, написанные таким спо­собом картины недолговечны.

При подготовке холста обычно берут либо клей Тотин, либо желатиновый клей. Лучшим по качеству является желатиновый клей, используемый в бакте­риологии, в виде порошка или небольших прозрачных кусочков, которые при опускании в воду быстро впитывают ее. Следует избегать медицинского же­латина, так как он может содержать вещества, вредные для картины. Рыбий клей при условии, что он натуральный, вполне может применяться при подготовке холстов и деревянных панно. Нежелательно использование столярного клея, так как из-за возможного содержания жиров и извести он является слишком крепким.

Клей на несколько часов помещают в воду из расчета 60 г клея на 1 литр во­ды. Клей растворяют на водяной бане или на слабом огне, постоянно помеши­вая содержимое деревянной палочкой. Затем в раствор добавляют немного пато­ки или сахара, это делается для придания эластичности. Следует нанести еще те­плый раствор на две стороны холста и дать ему высохнуть на воздухе. Далее го­товится раствор из масла и клея: для этого в сосуд в виде порошка кладется мел Меисюп или мел без желтоватых примесей, добавляется немного теплого клея. Содержимое надо постоянно размешивать деревянной ложкой, чтобы не образо­вывались сгустки. Через некоторое время добавляется следующая порция клея. Не забывайте размешивать массу. Когда смесь станет густой и однородной, ее, еще теплую, следует при помощи плоской кисти или щетки нанести на холст (на лицевую сторону). Затем дать высохнуть. Если результат вас не устраивает, мож­но нанести второй слой, возможно, и третий. После полного высыхания холст надо отполировать, не оставив никаких неровностей. В таком виде холст готов для письма темперой или гуашью. Для масляной живописи подобная поверх­ность слишком абсорбирующая. Следует использовать цинковые белила, разве­денные в масле, или лак-мастику.

Для письма маслом больше подходят холсты с мало впитывающей поверхно­стью, но некоторые художники предпочитают обрабатывать холсты мелом, кле­ем, небольшим количеством льняного масла и с бычьей желчью.

В настоящее время при подготовке холста часто применяются "мел и винавил (ушауЦ) с водой.

В принципе холст, обработанный при помощи мела и клея, может быть ис­пользован для работы сразу после высыхания. Если же при обработке были до­бавлены масло или жирный лак, следует подождать несколько дней — грунт дол­жен высохнуть полностью, в противном случае краски будут менять цвет. Жела­тельно внутреннюю сторону холста покрыть тонким слоем смеси мела, клея и ан­тисептика, например 5%-ной сулемой.

Если художник намерен работать на цветном грунте, следует учитывать, что процесс подготовки, о котором говорилось выше, должен пройти все стадии. За­тем поверхность холста покрывается смесью клея или масла с цветным порош­ком, смешанной с раствором мела и клея.

Краски могут сразу, без предварительной обработки, накладываться на холст. Краски в виде порошка следует смешать с винавилом и водой или лучше с рас­твором крахмала или мела Меиёоп. Предварительно надо разбавить краски чис­той водой в таком количестве, чтобы смесь получилась мягкая, по консистенции напоминающая сливочное масло. Затем эту массу кладут на палитру, добавляют подготовленный крахмал. Краски должны быть в меру жидкие, не должны капать с кисти. В то же время следует иметь в виду, что слишком густые краски со вре­менем растрескиваются и, высыхая, отстают от холста.

Расписывая кулисы или рекламные щиты, на холст можно наложить вместе смесь краски в виде порошка — с гуммиарабиком, клеем (желатиновым, ихтио­ловым, казеиновым), клейстером или яичным желтком.

ГРУНТЫ ДЛЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Чтобы писать масляными красками на холсте, дереве, картоне или другом каком-либо основании, нужно сначала нанести на них грунт для того, чтобы воспрепятствовать вытеканию масла из красок, обеспечить лучшее сцепление красочного слоя с поверхностью холста и придать основанию, определенную фактуру и цвет.

Имеется много различных по своему связующему составу грунтов, все они по их способности впитывать масло из красок разделяются на три вида: масляные, полу масляные и клеевые. Кроме того, различают грунты белые и тонированные, то есть цветные.

Каждый художник имеет свой излюбленный грунт, рецепт его приготовления и способ нанесения, и поэтому существует большое количество рецептов, предлагаемых художниками, специальными лабораториями, где состав грунта очень точно определен. Какой из них лучше или хуже, сказать невозможно. Это зависит от многих причин: от предпочтения художником блестящей или матовой поверхности красочного слоя, от техники письма - пастозного или тонкослойного нанесения красок. Поэтому каждый грунт может быть хорош по-своему. Однако важно общее требование ко всем - он должен быть грамотно приготовлен и нанесен.

Масляный грунт состоит из слоя масляной краски. Он совсем не впитывает масло из красок, достаточно эластичен и в этом отношении превосходит многие другие грунты. Его не достатком является лишь слабая сцепляемость с красочным слоем при пастозном наложении красок. Что бы нанести масляный грунт, холст нужно сначала проклеить раствором столярного клея или желатины (около 5 гр на 10 гр воды). Затем делают раствор 100 гр льняного масла в 50 гр пенена или скипидара и смешивают со 150 гр сухих цинковых белил. Если не предоставляется возможности достать сухих белил, то можно прокрыть холст готовыми цинковыми белилами. Грунт рекомендуется наносить в два слоя. Первый - шпателем с сильным нажимом так, чтобы краска заполнила все поры холста. Этому слою нужно дать просохнуть, и затем нанести новый слой того же состава, что и предыдущий, но не шпателем, а кистью.

Хорошо приготовленный масляный грунт не должен давать видимых изломов при сгибании, не должен ломаться. Для того, чтобы на масляный грунт лучше ложилась краска, перед работой его рекомендуется протереть смесью нашатырного спирта с бинным. Масляный грунт необходимо выдерживать для просушки примерно в течение года.

Клеевой грунт можно приготовить в основном из желатины, казеина, столярного клея. В отличие от масляного клеевой грунт сильно впитывает масло из красок, что делает красочный слой матовым. Он не требует долгого выдерживания и может употребляться через два-три дня после грунтовки. Недостатком клеевого грунта является также его чуткость к влаге.

Желатиновый грунт приготовляется следующим образом: в 100 гр раствора желатины размешивают 20гр цинковых белил (ни в коем случае не заменять мелом! ред.) до однородной массы. Полученный раствор теплым наносят на поверхность основы два-три раза.

Казеиновый грунт состоит из 15 гр казеина, разведенного в 100 гр воды, с добавкой 2 гр нашатырного спирта. Весь раствор нужно мешать до тех пор, пока он не превратится в однородную клейкую массу. После этого добавляют 5 гр глицерина (не эффективен, ред.) для придания грунту эластичности и наносят широкой кистью (флейцем) на основу в один или два слоя в зависимости от фактуры основы.

Эмульсионный грунт состоит из водного раствора клея с маслом и сухих белил. Он занимает промежуточное место между масляным и клеевым грунтом как по своему составу, так и по свойствам. По сравнению с клеевым он обладает меньшей способностью впитывать масло и соответственно менее подвержен потуханию. Как и клеевой, он не требует длительного просушивания, на нем можно писать через несколько дней после нанесения.

Приводим рецепт эмульсионного грунта Д. И. Киплика Желатины 20 гр Воды к ней 200 гр (1 стакан) Цинковых белил сухих 100 куб. см (1/2 стакана) Олифы льняной 40-100 куб. см. (от 1/5 до 1/2 стакана) Воды 100 куб. см (1/2 стакана).

Д. Киплик дает рецепт приготовления эмульсионно го грунта с тюбиковыми цинковыми белилами. Нужно взять раствор средней густоты столярного клея и замешать в него столько порошка мела, чтобы получился раствор, подобный густой сметане. В эту смесь добавляют примерно до 3/4 ее объема цинковых белил, хорошо их размешивают и добавляют необходимое количество воды, чтобы грунтовочная масса хорошо разносилась по поверхности холста, предварительно слегка проклеенного.

Первые опыты по грунтовке холста могут оказаться не совсем удачными даже при строгом следовании предлагаемым рецептам. Причиной тому может явиться и качество входящих в состав грунта компонентов, и качество основы, и многое другое, что заранее предсказать невозможно. Мы советуем начинающему художнику проявлять при составлении грунта больше самостоятельности, придерживаясь в основном предлагаемых рецептов.

  Автор рецепта или трактата Ченнини Филаретэ Вазари Боргини Арменини Франческо Вальпаго Палломино Вибер Петрушевский Киплик Лаборатория Академии художеств г. Веймара Тютюник   Датировка рецепта конецХ1У в. XV в. XVI в. XV I в. XVI в. XVI в. XV 11 в. XVIII в. XIX в. XX в. XX в. XX в. XX в. Материалы, применяемые для грунтов Клей, гипс Клей, гипс, масляная краска Клей, мука, ореховое масло, белила свинцовые, масляная краска 1 вариант - клей животный, масляная краска 2 - клей, гипс, мука, ореховое масло Клей животный, мука, масло, белила свинцовые, масляная краска 1 вариант - клейстер, оливковое масло, мед, масляная краска (белила свинцовые, сурик) 2 - клей, зола, льняное масло, масляная краска 3 - клей, глина, масло льняное, белила свинцовые Клейстер или клей, глина, масло, масляная краска 1 вариант - клейстер, мед, масло льняное, глина, красная земля 2 - клей, масло льняное, глина, красная земля 1 вариант - белила цинковые, тертые на бензине, лак ретуше, фиксатив для акварели 2 - пшеничная мука, желатина, белила цинковые, терпентин 1 вариант - клей, мед, мел 2 - клей, белила свинцовые, тертые на льняном масле 1 вариант - клей, масло или глицерин, мел 2 - желатина, глицерин, белила цинковые 3 - клей, олифа, масло вареное, желатина, желток яйца, мел, цинковые белила 4 - желатина, масло вареное, белила цинковые, казеин, нашатырный спирт Клей, яйцо, олифа, мел, белила цинковые Желатина в проклейке, рыбий клей в эмульсии, масло льняное, масло касторовое, глицерин, белила цинковые, фенол

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: