Для разработки эффективной стратегии организации прежде всего нужно выявить возможности экономической системы. Затем определяется цель нашей организации, т. е. какой вклад она будет вносить в общество. Эта причина существования организации и есть ее миссия. Как только миссия организации определена, каждая функциональная зона внутри организации определяет свою поддерживающую миссию. Под функциональной зоной мы подразумеваем основные функциональные подсистемы, в том числе маркетинг, бухгалтерский учет или производство/операции. Миссия для каждой подсистемы разрабатывается для поддержания миссии организации в целом.
Миссии мы выполняем посредством стратегий. Стратегия – это план, созданный для выполнения миссии. Каждая функциональная зона имеет стратегию для выполнения своей миссии и для помощи организации по выполнению общей миссии. Далее будет описано, как разрабатываются миссии и стратегии.
Миссия. Для обеспечения фокусирования общей цели разрабатывается миссия. Миссия должна быть установлена в свете угроз и возможностей окружающей среды и сильных сторон и слабостей организации. Миссия – это концепция, вокруг которой организация может сплотиться. Миссия также определяет разумность существования организации. Трудно разработать хорошую стратегию, но это сделать легче, если миссия хороаю определена. Миссия, или цель, организации – это причина существования организации, одобрение обществом распределения ресурсов для организации, ценность, созданная для клиента.
|
|
Приведем примеры миссии для двух организаций.
1. «Телефон и системы данных, Инк.» – «Быть наилучшими в общих коммуникационных услугах для наших пользователей» (из годового отчета фирмы).
2. «Форд-Мотор» – мировой лидер в производстве автомобилей и связанных с ними товаров и услуг, так же как в новых отраслях, таких, как аэрокосмическая, коммуникации и финансовые услуги. Миссия – улучшать постоянно товары и услуги до уровня запросов заказчиков, улучшать возможности процветания бизнеса и обеспечивать уместный доход держателям акций, собственникам бизнеса.
Эти краткие определения миссии обеспечивают рациональность и цель существования каждой функциональной зоны. Как только миссия установлена, начинается разработка стратегии и ее внедрение. То, что делает организация для того, чтобы достичь выполнения ее миссии, – это стратегия.
TOWS-анализ. Для разработки стратегии мы адаптируем развитие фирмы посредством анализа Угрозы, Возможности, Слабости и Силы (Threats, Opportunities, Weaknesses and Strengths (TOWS)). Разработка концепции TOWS принадлежит Бостонской консультативной группе (BCG). Эта концепция рассматривает угрозы и возможности окружающей среды, а затем анализирует слабые и сильные стороны самой компании. Идея состоит в том, чтобы определить возможности, которые соответствуют сильным сторонам фирмы, или хотя бы определить потенциальные моменты, которые с помощью менеджмента можно развить. Аналогично менеджер ищет способ выявить свои слабости.
|
|
На двухмерной матрице стратегий показаны возможности окружающей среды и угрозы по одной оси и слабые и сильные стороны фирмы по другой (рис. 2.1).
Возможности/угрозы окружающей среды: культурные, демографические, экономические, политико-правовые, технологические, общественные (поставщики, дистрибьютеры, заказчики, работники компании, конкуренты).
Сильные/слабые стороны компании: требования к капиталу, способности менеджеров, рентабельность, мощность/загрузка, вертикальная интеграция, производительность, техническая компетентность, нововведения, позиция на рынке.
Эффективный способ разработать план для достижения конкурентного преимущества – это понять угрозы и возможности в окружающей среде фирмы. Угрозы и возможности могут существовать во многих переменных окружающей среды. Мы определили эти переменные окружающей среды, которые включают в себя культурные, технологические, политико-правовые, экономические, демографические, общественные (окружение компании).
Фирма ищет совмещения сильных сторон и возможностей в окружении, при этом избегая угроз со стороны окружающей среды и в показе своих собственных слабостей.
Окружение компании включает в себя:
q инвесторов, кредиторов, банкиров (источники капитала);
q поставщиков (источники исходного сырья и компонентов);
q дистрибьютеров или заказчиков (кто обеспечивает заказ);
q наемных рабочих (кто представляет людские ресурсы);
q конкурентов (кто борется за заказы фирмы);
q правовую систему, правительство, специально заинтересованные группы (кто устанавливает параметры приемлемых действий).
Все эти переменные окружающей среды создают ограничения, внутри которых работает фирма. Поэтому фирмы выстраивают разведывательную сеть, которая поставляет информацию, необходимую для понимания окружающей среды. Только после этого фирма сможет строить миссию и поддерживать определенную стратегию. Краткий обзор стратегических приложений, разработанных в мировой экономике, представлен в примере.
Процедура стратегии. На примере рассмотрим, как фирма оценивает свои сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы среды. Затем фирма позиционирует себя посредством ее стратегических и тактических решений так, чтобы иметь конкурентное преимущество. Фирма определяет, как максимизировать допустимые возможности и как минимизировать угрозы. Стратегия непрерывно оценивается по уровню удовлетворения заказчика и с учетом конкуретной реальности. Процедура, с помощью которой это достигается, показана на рис. 2.2.