Прогнозирование – это искусство и наука предсказания событий будущего. Оно может также использовать исторические данные и проектировать их на будущее с применением математической модели. Это может быть субъективное или интуитивное предсказание будущего, или использование одного из них, когда математическая модель настраивается с помощью хорошего суждения менеджера.
После знакомства с различными средствами прогнозирования в этой главе станет очевидным, что редко можно найти один единственный превосходный метод. То, что хорошо при использовании этой единственной модели в одной фирме, при одном наборе условий, может совершенно не подойти для других организаций или даже в другом отделе этой же фирмы. В дополнение скажем, что существуют ограничения в том, что мы можем ожидать от этих прогнозов. Они редко совершенны, они также требуют больших затрат и времени на подготовку и слежение.
Очень немногие направления производственной деятельности могут позволить избежать процесса прогнозирования просто ожидая, что случится. Эффективное планирование как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, зависит от прогноза спроса на товар компании.
|
|
Временные горизонты прогнозирования. Прогнозы обычно классифицируются по будущим временным горизонтам, которые они описывают. Три категории, полезные для операций менеджеров, таковы.
1. Краткосрочный прогноз. Такой прогноз охватывает период до одного года, но обычно меньше, чем три месяца. Используется для планирования закупок, работ, уровней рабочей силы, распределения работ и объема производства.
2. Среднесрочный прогноз. Охватывает обычно период от трех месяцев до трех лет. Используется в планировании сбыта, планировании производства и распределения бюджета, бюджетировании наличности, анализе различных оперативных планов.
3. Долгосрочный прогноз. Обычно на три года и более. Долгосрочный прогноз используется в планировании новых товаров, расходов по основным фондам, в определении местоположения завода и его расширения, в исследованиях и разработках.
Среднесрочные и долгосрочные прогнозы имеют три свойства, которые отличают их от краткосрочных.
Первое: среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматривают вопросы, требующие более углубленной проработки и поддерживают решения менеджера в отношении планирования товаров, заводов и процессов. Внедрение некоторых решений о предприятиях, таких как, например, открытие нового завода по производству автоматики, может занимать от пяти до восьми лет от начала до завершения.
Второе: краткосрочное прогнозирование обычно использует другие методологии, в отличие от долгосрочного. Математические инструменты, такие как скользящая средняя, экспоненциальное сглаживание и экстраполяция тренда (мы рассмотрим все вкратце), используются для краткосрочных проектов. Другие, более общие методы, используются в предсказании исходов, создавать или нет новую линию.
|
|
Третье: для производства нового товара, как, например, магнитофона с оптическими дисками, краткосрочные прогнозы имеют тенденцию быть более точными, чем долгосрочные. Факторы, которые влияют на спрос, меняются каждый день, т. е. если увеличить временные горизонты, вероятно, точность прогноза будет уменьшена. Можно и не упоминать о том, что прогнозы сбыта нужно регулярно пополнять новой информацией, чтобы поддерживать их значение и целостность. После каждого периода сбыта прогноз должен быть рассмотрен и ревизован.
Влияние жизненного цикла товаров. Другим фактором, который нужно рассматривать при создании прогнозов сбыта, особенно на длительный период, является жизненный цикл товаров. Товары, даже услуги, не продаются на постоянном уровне в течение их жизни. Большинство успешных товаров проходят через четыре стадии: представление, рост, зрелость, упадок.
Товары в первых двух стадиях их жизненного цикла требуют более долгосрочных прогнозов, чем те, которые находятся в стадии зрелости и упадка. Прогнозы полезны в проектировании различных уровней персонала, уровней запасов и мощности завода во время прохождения товара от первой до последней стадии. Тема представления новых товаров, их жизненного цикла более детально рассматривается в главе 6.