Міжнародне співробітництво в галузі охорони праці

Переважна більшість міжнародних договорів та угод, в яких бере участь Україна і які більшою або меншою мірою стосуються охорони праці, - це наступні чотири групи документів:

1. Конвенції та рекомендації Міжнародної Організації Праці.

2. Директиви Європейського Союзу.

3. Договори та угоди, підписані в рамках Співдружності Незалежних

Держав.

4. Двосторонні договори та угоди.

Крім вищезазначених організацій у справу охорони праці вносять свій внесок також Міжнародне агентство з атомної енергії (МАГАТЕ), Всесвітня організація охорони здоров'я (ВООЗ), Міжнародна організація зі

стандартизації (ISO), Міжнародна організація авіації (ІКАО) та ряд інших.

Законодательная основа Евросоюза по вопросам охраны труда. Основное законодательство - Европейский договор

Вопрос охраны безопасности труда прямо затронут в Европейском договоре с 1987г.

Согласно расширенному толкованию охраны безопасности труда законодательные основы охраны безопасности труда базируются на трех столпах:

  • Охрана безопасности труда работников как предусмотрено Статьей 137 Договора
  • Свободное передвижение товаров, как предусмотрено Статьей 95 Договора
  • Защита окружающей среды, что косвенно подразумевает охрану безопасности труда работников, вовлеченных в производственную деятельность, как предусмотрено Статьей 175 Договора

В настоящее время законодательство ЕС, относящееся к охране труда, представлено двумя группами:

  • Меры, принятые во исполнение основной Директивы ЕЭС 89/391, которая содержит основные положения об организациях охраны безопасности труда на рабочем месте. Она определяет обязанности работодателей и работников и подкреплена индивидуальными директивами для специфических групп работников, рабочих мест и реагентов.
  • Дополнительные меры, которые содержат подробные условия, прямо не относящиеся к основной Директиве, в отношении различных видов деятельности или специфических групп повышенного риска.

Директивы, которые прямо направлены на защиту работников и взаимоотношений работодатель-работник базируются на Статье 137 Договора и предлагают минимальные требования к охране труда на производстве. Принцип минимальных требований состоит в том, что Страны-Члены ЕС должны как минимум выполнять условия Директивы. Так, страна-член ЕС обязана повысить уровень защиты, если он ниже, чем требования Директивы. Однако, принятые положения не мешают любой стране-члену ЕС принимать или вводить более строгие меры по охране труда.
Дополнительно, положения для свободного движения товаров, базирующиеся на Статье 95, приняты для того, чтобы снять все барьеры, препятствующие торговле в Европейском Сообществе, и основаны на принципе высокого уровня защиты здоровья людей и окружающей среды. Они касаются требований к производителям, импортерам, дистрибьютерам или поставщикам, чтобы выпускае-мая ими на рынок продукция, включая станки, химикаты, средства индивидуальной защиты, была полностью безопасна. В принципе, Директивы, базирующиеся на Статье 95 Договора, должны войти в национальное законодательство в том виде, в котором они были приняты. Они обязывают страны-члены ЕС следовать прописанным там целям с учетом конкретной специфики страны. Как правило, странам-членам ЕС не разрешается устанавливать более строгие правила. Эти положения косвенно влияют на вопросы охраны труда, поэтому часто они дополняются Директивами, основанными на Статье 137 Договора в той части, в которой они касаются профессионального использования продукта

Законодательство Евросоюза об охране труда может быть сгруппировано таким образом:

  • общие принципы профилактики и основы охраны труда (Директива Совета 89/391/ЕЭС);

1. Требования охраны труда для рабочего места:

- Директива Совета 89/654/ЕЭС в отношении рабочего места;

- Директива Совета 92/57/ЕЭС по временным или передвижным строительным площадкам;

- Директива Совета 92/91/ЕЭС по охране труда на предприятиях, где осуществляется добыча минерального сырья через скважины;

- Директива Совета 92/104/ЕЭС по охране труда на подземных и открытых горнодобывающих предприятиях;

- Директива Совета 93/103/ЕС во время работы на борту рыболовных судов;

- Директива Совета 1999/92/ЕС Европейского парламента и Совета по защите работников, которые поддаются потенциальной опасности во взрывоопасных средах);

2. Требования охраны труда во время использования оборудования:

-(Директива Совета 89/655/ЕЭС по использованию работниками средств труда;

- Директива Совета 89/656/ЕЭС по использованию средств индивидуальной защиты на рабочем месте;

- Директива Совета 90/269/ЕЭС по ручному перемещению грузов, когда есть риск повреждения спины у рабочих;

- Директива Совета 90/270/ЕЭС по работе за экранами дисплеев;

- Директива Совета 92/58/ЕЭС по использованию знаков безопасности об угрозе здоровью на работе);

3. Требования охраны труда во время работы с химическими, физическими и биологическими веществами:

-Директива Совета 90/394/ЕЭС по защите работников от рисков, связанных с влиянием канцерогенных веществ на работе;

- Директива Совета 2000/54/ЕС Европейского парламента и Совета по защите рабочих от рисков, связанных с применением биологических рабочих материалов во время работы;

- Директива Совета 9824/ЕС по защите работников от вредного влияния химических рабочих веществ на рабочем месте;

- Директива Совета 96/82/ЕС о предотвращении значите-льных аварий, связанных с опасными веществами;

- Директива 2002/44/ЕС Европейского парламента и Совета по защите рабочих от рисков, связанных с вибрацией;

- Директива Совета 36/ 188/ЕЭС по защите работников от опасности, связанной с действием шума на производстве (отменяется Директивой 2003/10/ЕС от 15.02.2006 г.);

- Директива 2003/10/ЕС Европейского парламента и Совета по защите работников от рисков, связанных с шумом;

- Директива Совета 83/477/ЕЭС по защите работников от опасности, вызванной на рабочем месте асбестом);

4. Защита на рабочем месте определенных групп рабочих:

- Директива Совета 92/85/ЕЭС по защите на рабочем месте беременных работниц, родильниц и матерей-кормилиц;

- Директива Совета 94/33/ЕС по защите молодежи на работе;

- Директива Совета 91/383/ЕЭС относительно работников, которые находятся во временных трудовых отношениях);

5. Положение о рабочем времени:

- Директива Совета 93/104/ЕС относительно определенных аспектов организации рабочего времени).

6. Требования к оборудованию, машинам, сосудам под высоким давлением и тому подобное:

- Директива 98/37/ЕС Европейского парламента и Совета относительно машин;

- Директива Европейского парламента и Совета 89/688/ЕЭС по средствам индивидуальной защиты;

- Директива Европейского парламента и Совета 94/9/ЕС относительно оборудования и защитных систем, предназначенных для использования во взрывоопасных средах;

- Директива Совета 87/404/ЕЭС по простым сосудам, которые работают под давлением;

- Директива 97/23/ЕС Европейского парламента и Совета по общей безопасности продукции.

Кроме нормативно-правовых актов, в Евросоюзе широко применяются мероприятия незаконодательного характера (например, каждые пять лет, принимаются программы действий по охране труда на рабочем Месте).

Трудовые нормы Международной организации труда. Конвенции и Рекомендации МОП. Основные Конвенции МОП в отрасли охраны труда.

Международная Организация Труда (МОТ) была создана в 1919 году как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Конвенции и рекомендации (МОТ)– это основополагающие документы, которым должно соответствовать национальное законодательство, нормы и правила поведения, установленные или санкционированные государством в принудительном порядке.

Конвенция международной организации труда- это между-народный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), преду-сматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил.Конвенция (франц. convention < лат. conventio – договор, соглашение) принимается на проходящей ежегодно Междуна-родной конференции труда, которая является высшим органом МОТ.

МОТ решает 4 основные задачи:

• разработка политики и программы профилактики для защиты трудящихся в опасных профессиях и отраслях;

распространение эффективной ОТ на уязвимые категории трудящихся, обычно не охватываемые традиционными защитными мерами;

ведение работы с правительствами государств-членов МОТ, организациями предпринимателей и трудящихся по решению проблем, связанных с условиями жизни и труда, охраной здоровья трудящихся;

стремление к осознанию представителями политических и властных структур социально-экономического значения улучшения ОТ, качества отчетности в данной области.

В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой МОТ в 1998 г., заявлено, что все государства-члены МОТ имеют обязательство, вытекающее из единственного факта их членства в Организации, — соблюдать, укреплять, реализовывать в духе доброй воли и в соответствии с Уставом основополагающие принципы в сфере труда:

- свободу ассоциации и реальное признание права на ведение коллективных переговоров;

- упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

- реальное запрещение детского труда;

- недопущение дискриминации в сфере труда и занятости.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры разных стран в соответствии с конституциями являются составной частью их правовой системы. Если международным договором установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормати-вными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

МОТ объединяет представителей правительств, работодателей и работников.Согласно Уставу МОТ, одной из основных задач, возложенных на эту организацию, является защита работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Знание работниками своих основных прав и обязанностей в рамках трудовой деятельности поможет совершенствовать взаимоотношения с работода-телем и внутри коллектива, более осознанно подходить к решению спорных вопросов и предупредить, в конечном счете, несчастные случае на производстве.Из более 300 конвенций и рекомендаций МОТ более трети прямо или косвенно связано с проблемами безопасности и гигиены труда, а более 40 документов посвящены этим вопросам.

Среди документов, непосредственно связанных с охраной труда, наиболее важную роль играет Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155). Конвенция определяет основные принципы национальной политики в области безопасности, гигиены и условий труда и предусматривает, что каждое государство в соответствии с национальными условиями и по согласованию с наиболее пред-ставительными объединениями работодателей и работников разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области безопасности и гигиены труда.

Цель этой политики– предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний путем минимизации производственных рисков.

Конвенция определяет основные направления такой политики. Она устанавливает и подробно описывает серию мероприятий на национальном уровне и уровне предприятия.

Дополняет Конвенцию Рекомендация 1961 года (№164) о безопасности и гигиене труда. Эта рекомендация расширяет перечень мероприятий по обеспечению охраны труда на национальном уровне. Так, в ней более подробно рассматриваются аспекты законотворческой работы, в том числе регулярный пересмотр законодательства в свете накопленного опыта и достижений научно-технического прогресса; предусматривается разработка специальных прог-рамм обучения и подготовки рабочих-мигрантов на их родном языке; разработка мер по предупреждению аварий, мероприя-тия для работающих инвалидов.

В рекомендации обращено внимание на необходимость координации деятельности в области безопасности и гигиены труда, осуществляемой на национальном, региональном и местном уровне государственными органами, работодателями и работниками, их объединениями, другими заинтересованными лицами.

Мероприятия на уровне предприятия, установленные Конвенцией №155, дополнены такими пунктами, как учет требований охраны труда и гигиены труда в организации трудового процесса, снятие физической и психологической усталости работников. Подчеркивается, что средства индивидуальной защиты, спецодежда предоставляются работникам бесплатно.

Рекомендация 1961г. (№164) устанавливает возможность создания комитетов (или совместных комитетов) по безопасности и гигиене труда, рассматривает права их представителей получать необходимую информацию, консультации, иметь гарантии защиты от увольнения, обладать правом доступа ко всем рабочим местам, обращаться в инспекцию труда, участвовать в переговорах.

Ряд правовых норм охраны труда содержится в Конвенции 1977 года (№148), Рекомендации 1977 года (№156) о производственной среде (загрязнение воздуха, шум, вибрация), Конвенции 1985 года (№161) и Рекомендации 1985 года (№171) о службах гигиены труда, Конвенции 1990 года (№170) и Рекомендации 1990 года (№177) о безопасности при использовании химических веществ на производстве, Рекомендации 1929 года (№ 31) о предотвращении несчастных случаев на производстве, Конвенции и Рекомендации 1947 года (№81) об инспекции труда, Конвенции 1978 года (№150) о регулировании вопросов труда.

Т. о. существуют следующие основные документы Между-народной организации труда:

Конвенции 29 и 105 (Принудительный и обязательный труд);

Конвенции МОТ 87 (Свобода объединения);

Конвенции МОТ 98 (Право на переговоры о заключении коллективного договора);

Конвенций МОТ 100 и 111 (Равная оплата труда мужчин и женщин за равный труд; дискриминация);

Конвенции МОТ 135 (Конференция представителей рабочих);

Конвенции МОТ 138 и Рекомендации 146 (Минимальный возраст и Рекомендации);

Конвенции МОТ 155 и Рекомендации 164 (Безопасность труда и охраны здоровья);

Конвенции МОТ 159 (Профессиональная реабилитация и лица, работающие по найму/нетрудоспособные);

Конвенции МОТ 177 (Надомная работа)

Всеобщей декларации прав человека конвенции ООН по правам ребенка.

Конвенция№ 155 Международной организации труда (МОТ)"О безопасности и гигиене труда и производственной среде", которая вступила в силу 11 августа в 1983 г., определяет систему организации охраны труда на национальном и производственном уровнях. Согласно Конвенции на работодателей возлагается обязанность предоставлять рабочие места, механизмы и оборудование, организовывать производственные процессы, в соответствии с установленными международными нормативами безопасности, принимать меры по созданию соответствующих служб управлением и надзором за охраной труда.

Конвенция также предусматривает предоставление необходимой информации органам общественного контроля за охраной труда, проведения учеб и консультаций. В соответ-ствиис требованиями документа работодатель обязан разра-батыватьмероприятия и средства по предупреждению произ-водственноготравматизма и проводить расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

МОТ, одна из самых давних международных организаций, созданная в 1919 г. Она является основным международным координирующим органом в отрасли охраны труда. Украина является членом МОП с 1954 г. Значительное количество документов, принятых МОТ,ратифицировано в Украине. Среди них – важнейшие нормативные акты, которые касаются основополагающих прав человека в процессе труда. В МОТдействует система контроля за выполнением в странах-членах требований конвенций и рекомендаций. В Украине реализуется проект МОТ"Мобилизация предприятий и работников на предотвращение злоупотребления вредными веществами".

В рамках программы TACIS с целью сотрудничества в областиохраны труда Украины с Европейским Союзом созданы "Проект содействия в обеспечении охраны труда в Украине (с целью повышения уровня эффективности) ", которым предусматривается усовершенствование нормативной базы, основания Информационного центра из агитации и пропаганды и отработки механизма экономических расчетов на предприятиях, направленных на создание безопасных и здоровых условий труда для работающих.

Украина является членом Международного агентства из атомной энергетики ((МАГАТЭ), Международной Организации Здравоохранения (МООЗ) и других специализированных учреждений Организации Объединенных Наций и выполняет одобренные ими нормативные акты и рекомендации относительно здравоохранения и жизни работающих.

Украиной ратифицировано 62 Конвенции Международной организации труда (МОТ), реализовано около 20 общих проектов, часть из них продолжает реализовываться и сейчас.
Благодаря конструктивному сотрудничеству с МОТ правитель-ство Украины и социальные партнеры имеют возможность получить большой международный опыт в сфере реформиро-вания социально-трудовых отношений.

3. Міжнародні стандарти SA 8000 «Соціальна відповідальність»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: