Формы бухгалтерского учета – совокупность учетных бухгалтерских регистров, порядка и способа их заполнения [20].
Существуют 3 формы ведения бухгалтерского учета:
1) мемориально-ордерная;
2) журнально-ордерная;
3) упрощенная.
Таблица 1.8 | ||||
Журнал хозяйственных операций | ||||
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Оценка, руб. | |
Дебет | Кредит | |||
Начислена заработная плата рабочим основного производства | 12 000 | |||
Сторнирована начисленная заработная плата | (12 000) | |||
Начислена заработная плата рабочим основного производства | 12 000 |
При мемориально-ордерной форме все данные отражаются в регистрационном журнале, а затем переносятся в Главную книгу. Информация заносится на основе мемориальных ордеров в хронологическом порядке совершения хозяйственных операций.
Достоинство: накопление всей информации в едином документе.
Недостатки: отсутствие систематизации объектов учета, многократные отражения информации и в мемориальных ордерах, и в первичных заказах (дублирование).
При журнально-ордерной форме учет хозяйственных операций ведется в хронологическом порядке, в систематизированном виде в журналах-ордерах (ЖО).
Каждому объекту и группе однородных объектов учета соответствует свой журнал-ордер, внутри которого в хронологическом порядке ведутся записи. Все журналы-ордера заполняются по кредитовому принципу: отражается операция по кредитам счетов, приведенных в журнале-ордере. Форма последнего зависит от объекта учета. Например, ЖО №1 – «Касса», ЖО №2 – «Расчетный счет», ЖО №10 – «Затраты производства».
Схема Журнала-ордера №1 представлен в табл. 1.9.
Таблица 1.9 | ||||||
Журнал-ордер № 1 по счету 50 «Касса» за январь 20** г. | ||||||
№ п/п | Дата | С кредита счета 50 в дебет счетов | Итого | |||
70 «Расчеты по оплате труда» | 71 «Расчеты с подотчетными лицами» | 76 «Расчеты с разными кредиторами» | … | |||
06.01 | 1 000 | – | 1 500 | |||
25.01 | – | 1 000 | 2 000 | 3 000 | ||
31.01 | 5 000 | – | 5 500 | |||
Итого | 6 000 | 1 500 | 2 500 | 10 000 |
Параллельно с журналами-ордерами ведется Главная книга. Каждому счету в ней соответствует один лист. Лист Главной книги при журнально-ордерной форме учета представлен в табл. 1.10.
Листы Главной книги заполняется на основе данных оборотно-сальдовых ведомостей после их сверки и на основе данных журналов-ордеров.
Главная книга показывает в обобщенном виде сводные данные за месяц в разрезе дебетовых оборотов каждого счета и общий кредитовый оборот каждого счета.
Таблица 1.10 | |||||||
Главная книга по счету 50 «Касса» | |||||||
Дата | Обороты по дебету и кредиту счетов | Оборот по кредиту | Сальдо | ||||
… | Итого по дебету | Дебет | Кредит | ||||
На 01.01.** | – | – | – | – | – | ||
январь | 10 000 | 1 500 | 11 500 | 10 000 | – | – | |
На 01.02.** | – | – | – | – | 1 600 | – |
Журнально-ордерная форма при ручном документообороте – основная в коммерческих организаций.
Упрощенную форму используют малые предприятия. Основные данные отражаются в хронологическом порядке в Книге доходов и расходов. Итоги подводятся каждый день и каждый месяц.
Современный бухгалтерский учет в организациях в значительной мере автоматизирован за счет применения бухгалтерских компьютерных программ. Наибольшее распространение получили компьютерные бухгалтерские программы: «1С: Предприятие», «1С: Управление персоналом», «1С: Управление торговлей»,, «БЭСТ», «Турбо Бухгалтер», «СТЭК», «СКБ Контур» и др.
Во всех бухгалтерских компьютерных программах пользователь при помощи развитой системы «Меню» выбирает типовые хозяйственные ситуации и заполняет на экране монитора формы с исходными данными. Экранные формы имеют вид и содержание, близкие к первичным учетным документам. Данные вводятся либо с клавиатуры, либо выбираются из заполняемых и редактируемых справочников. После заполнения экранной формы запускается на исполнение встроенный алгоритм обработки, результатом действия которого является автоматизированное формирование связанных бухгалтерских записей (проводок) и печатных форм сопутствующих документов. При выборе данных из справочников пользователь выбирает наименование объекта, а остальные реквизиты и характеристики, введенные ранее, подставляются автоматически. Все результаты сохраняются в едином документе, который именуется «Журнал операций» («1С»), «Книга учета операций» («БЭСТ») и т.п. Такая организация учета исключает потерю данных, возможность использования несуществующих средств и погашения несуществующих обязательств. После отображения учетных данных имеется развитая возможность получить любые внутренние и внешние отчеты в любом аналитическом разрезе. Все указанное позволяет оперативно вести учет и оперативно формировать любые отчеты для эффективного управления деятельностью организации.
При автоматизированном ведении бухгалтерского учета с применением специализированных бухгалтерских компьютерных программ в течение отчетного периода учет может проводится только с применением компьютерных технологий. Однако это не освобождает организацию от предоставления заинтересованным пользователям информации на печатных носителях по их обоснованному требованию.
Такие способы ведения бухгалтерского учета, как оценка, калькуляция и инвентаризация, будут рассмотрены далее, при описании учета конкретных объектов, где они более информативно и наглядно будут показаны на примерах.