Донецк 2007

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Список литературы

Рисунок 2 – Трикотажное переплетение

Таблица 1.5 - Система нумерации артикулов шелковых тканей

Таблица 1.2 - Ширины шелковых и полушерстяных тканей

Вид ткани Назначение Номинальная ширина с кромками, см
Одежные Платья, костюмы, блузки 90, 95, 100, 105, 110, 120, 140, 150, 160 (70, 80)
Сорочки 90, 95, 100 (80, 105)
Пальто, плащи, куртки 120, 130, 140, 145, 150, 160 (100, 135)
Обувь (верх обуви) 100, 105, 110, 120, 135 (70)
Подкладочные Пиджаки (в рукава) 100, 140
Брюки 70, 90, 130 (65)
Другие виды изделий 85, 95, 100, 110, 115, 140, 150, 160 (90, 130), 120*, 135*
Бельевые Корсетные изделия 95, 100, 110, 120, 130, 140, 150, 160
Одеяла 115, 125, 140, 150, 160, 180 (68, 85, 100)
Мебельно-декоративные Гардины, мебель 110, 115, 120, 130, 140, 150, 160 (90, 108, 125)
Скатерти 120, 130, 135, 140, 150
Текстильно-галантирейные Мужские галстуки 60, 63, 120, 125
Пионерские галстуки  
Платки головные 85, 100, 115, 120, 125, 140
Текстильно-галантирейные изделия с художественной росписью 85, 90, 95, 100, 110, 150, 155, 75
Примечания: 1) Ширины тканей, указанные в скобках, по мере замены оборудования должны быть исключены, как нерациональные. 2) Ширины со знаком * рекомендуется только для ворсовых тканей. 3) Отклонения по ширинам тканей не должны превышать, см: ±1 – при ширине до 70 см, ±1,5 – при ширине 71-100 см, ±2 – при ширине 101-150 см, ±2,5 – при ширине более 150 см.

Таблица 1.3 - Ширины льняных и полульняных тканей

Ткани Назначение Ширины с кромками, см
Скатертные Скатерти 100, 110, 130, 140, 150, 160, 170, 180, 200
Бельевые для постельных изделий Простыни 110, 120, 130, 140, 150, 160, 170, 180, 200, 210, 220
Пододеяльники 85, 90, 100, 110, 130, 150
Наволочки на подушки 62, 72, 82, 145
Мебельно-декоративные Покрывала 110, 130, 140, 150, 160, 170, 200, 210
Портьеры, занавеси 110, 120, 140, 150, 160, 180
Мебель  
Матрацы, наматрацники 90, 160
Дорожки 80, 120
Чехлы 80, 85, 150, 160
Шезлонги 45, 50
Тенты 90, 150, 160
Полотенечные Личные полотенца 35, 40, 45, 60
Хозяйственные полотенца 40, 45*, 50
Купальные полотенца 75, 80, 85
Купальные простыни 120, 130, 140, 150
Одежные Платья, халаты, верхние сорочки 75*, 80, 85, 90, 120, 140, 150
Пиджаки, брюки 80, 85, 90, 140, 150, 160
Спецодежда 72*-74*, 90-94
Прикладные Прокладки, мелкий приклад 71*, 90, 100, 110, 160
Примечания: 1. Ширины тканей со знаком * не должны применяться при разработке нового ассортимента. 2. Ширины, указанные через тире, относятся к тканям с различными видами пропитки и отделки. 3. По ширинам тканей допускаются следующие отклонения, см: ±1 – при ширине до 70 см, ±1,5 – при ширине 71-100 см, ±2 – при ширине 101-150 см, ±2,5 – при ширине 151-170 см, ±3 – при ширине более 170 см.

Таблица 1.4 - Система нумерации артикулов шерстяных тканей

Подгруппа Группа (первая цифра артикула)
камвольная тонкосуконная грубосуконная
чистошерстяная полушерс тяная чистошерстяная полушерстяная чистошерстяная полушерстя ная
  Платьевые Платьевые Платьевые
  Костюмные гладкокра шеные Костюмные гладкокра шеные Костюмные гладкокра шеные
  Костюмные пестротка ные и фасонные Костюмные пестротканые и фасонные Костюмные пестротка ные и фасонные
  Сукна Сукна Сукна Сукна
  Пальтовые Пальтовые Пальтовые Пальтовые Пальтовые Пальтовые
  Драпы Драпы Драпы Драпы
  Ворсовые Ворсовые
  Одеяла Одеяла
  Специальные Специальные Специальные Специальные Специальные Специальные
Группа (первая цифра артикула) Название группы Название подгруппы (вторая цифра артикула)
Креповые Гладьевые Жаккардовые Ворсовые Специального назначения Технические Штучные изделия
  Ткани из шелковых нитей              
  Ткани из шелковых нитей с другими волокнами
  Ткани из искусственных нитей
  Ткани из искусственных нитей с другими волокнами
  Ткани из синтетических волокон
  Ткани из синтетических нитей с другими волокнами
  Ткани из искусственного волокна и в смеси с другими волокнами
  Ткани из синтетического волокна и в смеси с другими волокнами

Таблица 1.6 - Система нумерации артикулов льняных тканей

Группы (две первые цифры артикула) Название группы тканей Подгруппа (третья цифра артикула)
льняная полульня ная
  Жаккардовые широкие    
  Жаккардовые и кареточные узкие    
  Холсты и полотенца гладкие    
  Полотенца узкие белые и полубелые    
  Полотенца широкие белые и полубелые    
  Костюмно-платьевые    
  Полотна суровые тонкие    
  Полотна пестротканые    
  Полотна суровые грубые    
  Бортовые    
  Парусина    
  Двунитки  
  Равентухи  
  Паковочные  
  Мешочные    
  Мешки    

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1 На чем основана классификация по виду, применяемого сырья?

2 Виды классификации по способу выработки и крашения?

3 Торговая классификация тканей.

4 Что называется переплетением?

5 Что такое раппорт, размер раппорта?

6 Чем характеризуются ткани с саржевым переплетением?

7 Мелкоузорчатые переплетения.

8 Где применяются крупноузорчатые переплетения?

9 Сложные переплетения.


2 Лекция № 2

ТЕМА: Изучение ассортимента хлопчатобумажных и льняных тканей.

ЦЕЛЬ: Ознакомиться с основными группами ассортимента льняных тканей, систем ассортимента льняных тканей, систем артикуляций, прейскурантами.

При изучении ассортимента х/б и льняных тканей вначале просмотреть прейскуранты и ГОСТ на ткани, при этом выяснить:

1 Что положено в основу деления тканей на группы.

2 Какими показателями характеризуется каждый артикул в прейскуранте, недостаточность этих характеристик для швейников.

3 Какие показатели свойств ткани регламентируются ГОСТом.

4 На какой сорт указаны цены в прейскуранте, и какой процент скидки установлен на пониженный сорт.

5 На какие ценностные группы разбит ассортимент тканей различных видов.

При подробном ознакомлении с ассортиментом необходимо составить альбом с образцами тканей по одному из вариантов и определить характер переплетения тканей, вид их отделки и окраски, назначение тканей в швейном производстве.

Хлопчатобумажные ткани:

Эти ткани занимают ведущее место в ассортименте текстильных изделий по объему выпускаемой продукции, количеству артикулов, назначению, разнообразию структуры и т.д. Это объясняется достаточной сырьевой базой, возможностью получения из хлопка разнообразной пряжи, как по линейной плотности, так и по структуре (разнообразные куртки), применением различных переплетений (саржевого, мелкоузорчатого, жаккардового и т.д.), использование отделки различных видов (гладкокрашеные, печатные, отбеленные, меланжевые и т.д.). Широкое применение хлопчатобумажных тканей обусловлено дешевизной, достаточной прочностью, износостойкостью и легкостью. Эти ткани в достаточной степени удовлетворяют гигиеническим требованиям, предъявляемым к бельевым, платьевым, сорочечным и одежным тканям. Они удобны в носке, легко поддаются стирке, чистке и глажению.

Основные виды платьево-сорочечных хлопчатобумажных тканей:

Ситцы – легкие ткани массового производства. Выпускаются печатными, гладкокрашеными, полотняного переплетения. Масса 1 м² ткани от 92 до 103г. Ситцы выпускаются с мягкой и лощеной (каландрирование) отделкой. Разнообразие ассортимента достигается применением различной плотности, окраски, печати, отделки. По виду печатных рисунков ситцы бывают белоземелные, грунтовые, фоновые и втравленные. Печатные ситцы в основном используются для женских и детских платьев, халатов, сорочек, постельных изделий, наволочек и гладкокрашеные (для подкладки, стеганых одеял, халатов, юбок).

Сатин и ластик – ткани атласного переплетения с гладкой, блестящей лицевой поверхностью. Сатины вырабатываются с уточным лицевым застилом, а ластик с основным. Эти переплетения обеспечивают высокую устойчивость к истиранию. Выпускаются гладкокрашеными, печатными, реже - отбеленными. Вырабатываются сатины так же с теснением. Сатины и ластик применяются для изготовления женских и детских платьев, мужских рубашек, трусов и в качестве подкладочного материала.

Бязи – по строению линейной плотности пряжи, массе I м² и некоторым свойствам близки к бельевым тканям. Основное их отличие в том, что они выпускаются гладкокрашеными и печатными, одно или двусторонними. Гладкокрашеные бязи применяют для пошива спецодежды в качестве подкладки и прокладок. Набивные бязи в зависимости от характера рисунков предназначены для изготовления платьев, сорочек, национальной одежды, матрацев, наволочек, для декоративных целей и т.д.

Платьевые ткани подразделяются на летние, демисезонные и зимние и используются для изготовления платьев, мужских сорочек и спортивных костюмов. Объединяют наибольшее число артикулов и разновидностей. Ассортимент постоянно обновляется и расширяется использованием смесей хлопка с вискозными и синтетическими волокнами, созданием новых структур и оформления. Ткани разнообразны по линейной плотности и видам пряжи (одинарная, фасонная, крученная), плотности, переплетению (саржевое, атласное, мелкоузорчатое и т.д.), характеру отделки (отбеленные, гладкокрашеные, печатные и пестротканые). Многие платьевые ткани подвергаются мерсеризации.

Основные виды хлопчатобумажных бельевых тканей:

Бязи вырабатывают отбеленным полотняным переплетением. Масса 1 м² ткани 138–150 г., ширина 62–150 см. Из бязей шьют нательное белье, постельные изделия, спецодежду и т.д. Полотна шириной 120-150 см. используют для простынь и пододеяльников.

Миткали – ткани полотняного переплетения из тонкой и полутонкой пряжи. Из миткаля подвергнутого отделке, получают мадаполам и муслин.

Мадаполам и муслин используют для производства мужского, женского и детского белья, наволочек и пододеяльников. Мадаполам имеет жесткую отделку, а муслин – мягкую. Масса 1 м² ткани 100-108 г.

Шифон – тонкая и легкая ткань, преимущественно мерсеризованная, полотняного переплетения, из гребенной пряжи. Масса 1 м² ткани 90–104г. Выпускается отбеленным и цветным и используется для детского и женского белья.

Нансук и батист – более тонкие ткани, чем шифон. Они вырабатываются только из гребенной пряжи, масса 1 м² около 70г. Ткани подвергаются мягкой отделке и мерсеризации, отбеливанию и крашению в нежные тона. Применяются для пошива женского и детского белья.

Маль-маль и чалма – плотность и масса 1 м² меньше чем у шифона. Для изготовления их используется гребенная пряжа той же линейной плотности, что и для шифона. Выпускаются отбеленными.

Гринсбон и тик-ластик вырабатываются из кордной пряжи переплетениями ломаная саржа (гринсбон) и атласное (тик-ластик). Характеризуется высокой устойчивостью к истиранию. Применяются для изготовления мужских кальсон; тик-ластик частично идет для пошива медицинских халатов. Масса 1 м² гринсбона – 165-197 г.; тик ластик – 180 г.

Подкладочно – прокладочные ткани:

Коленкор вырабатывают так же, как и ситец, но только гладкокрашеным и лощеным с большим содержанием (от 8 до 10 %) жесткого аппрета. Ширина коленкора 62–75см, масса 1 м² 92–105г.

Саржа рукавная вырабатывается саржевым переплетением из х\б пряжи гладкокрашеным и с печатным рисунком в полоску, применяется в качестве подкладки в рукава мужских костюмов, под спинку и полочки жилетов, под пояса брюк. Ширина 75 – 80 см, масса 1 м² 116 – 135 г.

Ткань карманная вырабатывается так же, как и бельевой (отбеленный) гринсбон переплетением ломаная саржа. Выпускается гладкокрашеной, хорошо аппретированной. Ширина 75- 80 см, масса 1 м² 160 -180 г. В качестве карманной ткани используется тик-ластик, отличающийся от бельевого тем, что выпускается гладкокрашеной с высоким содержанием аппрета.

Тиковые ткани. К ним относятся ткани, используемые для изготовления матрацев, наволочек, тюфяков, перин, корсетов и некоторых видов одежды. Их вырабатывают пестроткаными, печатными, гладкокрашеными и отбеленными. Большинство из них имеет продольные полосы и повышенную толщину.

Тик матрацный вырабатывается широкими цветными полосами на белом и суровом фоне саржевым, мелкоузорчатым, атласным переплетениями из толстой пряжи с жесткой отделкой. Отличается большой прочностью на разрыв и устойчивостью к истиранию. Ширина матрацных тиков 65 – 150 см, масса 1 м² 165 – 250 г.

Тик наволочный вырабатывают саржевым переплетением пестротканым, с чередующимися широкими и узкими разноцветными полосами и гладкокрашеным. Масса 1 м² 130 – 190 г.

Ткань корсетная вырабатывается жаккардовым переплетением.

Тик восточный по структуре аналогичен бязям, выпускается печатным и пестротканым и используется для изготовления национальной одежды.

Мебельно-декоративные ткани подразделяются на легкие (для занавесей) с массой 1 м² 280 – 700 г. Ткани, используемые для штор, портьер и занавесей, хорошо драпируются. Ткани, применяемые для обивки мебели, отличаются повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью окраски к сухому трению, химчистке, стирке, свету. Переплетение этих тканей в большинстве случаев жаккардовое с крупными узорами. Некоторые ткани вырабатывают мелкоузорчатыми полутора и двухслойными.

Льняные ткани:

Эти ткани обладают высокой прочностью и малой растяжимостью, жестки на ощупь, быстро и сильно сминаются, но хорошо разглаживаются утюгом. Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются, что делает их особенно пригодными для летней одежды, постельных и столовых изделий, нательного белья. Использование в льняных тканях химических волокон позволяет снизить их усадку, уменьшить сминаемость, расширить гамму цветов.

К бельевым льняным тканям относятся полотна и холсты, предназначенные для изготовления столовых и постельных изделий и нательного белья.

Полотна – ткани шириной от 50 до 120 см, используемые для изготовления белья.

Холсты узкие льняные полотна шириной в основном до 50 см, используемые для полотенец.

Полотна, применяемые для постельных изделий, вырабатывают саржевым (полотняным) переплетением, а полотна для столовых изделий и полотенец – мелкоузорчатым и крупноузорчатым переплетением. Для полотен используют только пряжу мокрого прядения.

Полотна скатертные камчатные выпускаются льняными и полульняными. У камчатных полотен детали крупных узоров и фон вырабатывают разными переплетениями – атласным, саржевым и их производными. Вследствие различного отражения света от различных участков с разным переплетением камчатные (световые) узоры хорошо видны даже да одноцветных, в том числе белых, полотнах. Выпускают скатертные полотна белыми, цветными, с цветными просновками и кислованными с цветными просновками.

Полотна простынные выпускают белыми и полубелыми с цветной каймой или с цветными полосами и клетками. Льняные простынные полотна отличаются гладкостью, блеском, белизной, не теряют своего внешнего вида после многократных стирок.

Махровые полульняные полотна вырабатываются петельным переплетением. Из петельной пряжи на лицевой и изнаночной сторонах образуются петли. По сравнению с хлопчатобумажными полульняные махровые полотна более тяжелые и обладают лучшей способностью впитывать влагу.

Костюмно-платьевые ткани бывают льняными, полульняными и льнолавсановыми. Они обладают высокими гигиеническими свойствами, хорошо отстирываются и после глажения приобретают нарядный вид. Льнолавсановые ткани содержат 50 - 67 % лавсанового волокна, что позволило уменьшить присущие льняным тканям недостатки – повышенную сминаемость и усадку.

Бортовые ткани (бортовки) применяются в виде внутренней прокладки для того, чтобы придать жесткость и несминаемость бортам, воротнику и другим деталям одежды. Вырабатывают льняные бортовки саржевым (полотняным) переплетением из толстой льняной и оческовой пряжи мокрого прядения по основе и утку. Полульняная бортовка по основе состоит из х/б-пряжи, по утку - из оческовой пряжи. Масса 1 м² бортовки - в пределах 230-360г.

Парусины – предназначены главным образом для защиты от воздействия атмосферной и почвенной влаги. Их вырабатывают саржевым (полотняным) переплетением из льняной и оческовой толстой пряжи мокрого и сухого прядения с высокой плотностью по основе. По отделке они бывают суровыми, окрашенными, с водоупорной или комбинированной пропиткой. По назначению парусины делят на вещевую, наиболее легкую, одежную, плащевую, брезентовую, специальную (морскую), наиболее тяжелую.

Плащевую, брезентовую и специальную парусину подвергают обычной водоупорной пропитке или пропитке повышенной водоупорности. Брезентовую парусину вырабатывают льняной или полульняной. Масса I м² парусины 430 – 960 г.

Двунитка – ткань полотняного переплетения из сдвоенных нитей. Используется для пошива спецодежды и технических целей. Масса I м² 500-520г.

Равентух – разреженное полотно, применяется для пошива мешков. Масса I м² 320 – 390 г.

Мебельные ткани вырабатывают в основном полульняными из крученной х/б пряжи по основе линейной плотностью 30 текс² и более толстой льняной или оческовой пряжи по основе и утку. Применяются мебельные ткани для обивки мебели.

К матрацным относятся тики – плотные тяжелые выработанные саржевым переплетением из толстой пряжи по основе и утку. Полульняная ткань для матрацев делается по основе из х/б пряжи.

Палаточные полотна выпускаются только льняными, саржевого (полотняного) переплетения. Палаточное полотно, может быть суровым или окрашенным, без пропитки, с водоупорной или комбинированной пропиткой.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1 Какие требования предъявляются к бельевой группе материалов (нательное, пост., рубашечное)?

2 Какие показатели определяют качество бельевых тканей?

3 Какие ткани по структуре и волокну имеют решающее значение в ассортименте этой группы тканей?

4 Какие новые виды тканей созданы в настоящее время для мужских сорочек?

5 Для чего применяется бортовая прокладка?

6 Что является заменителем бортовой прокладки?


3 Лекция № 3

ТЕМА: Изучение ассортимента шерстяных тканей.

ЦЕЛЬ: Ознакомить студентов с главными видами шерстяных тканей: гребенные, тонкосуконные и грубосуконные; артикулами, прейскурантами, а так же с основными группами тканей: чистошерстяные и полушерстяные.

Чистошерстяные ткани характеризуются высокими теплозащитными свойствами, упругостью, хорошей драппируемостью, и мягкостью, малой сминаемостью. Они хорошо воспринимают форму при влажно-тепловой обработке. Однако чистошерстяные ткани не отличаются высокой устойчивостью к истиранию, подвергаются значительной усадке, во влажных условиях резко возрастает сминаемость, заутюженные складки исчезают. Применение при выработке этих тканей химических волокон позволяет придать им определенный комплекс свойств.

Добавление хлопка позволяет повысить прочность при разрыве, но при этом ухудшается внешний вид, увеличивается усадка и сминаемость тканей. Использование в шерстяных тканях капрона дает возможность резко повысить устойчивость к их истиранию.

Введение лавсана повышает устойчивость к истиранию, снижает усадку, на изделиях из этих тканей хорошо держатся заутюженные складки, малая сминаемость сохраняется при повышенной влажности. Но капрон и лавсан придают полушерстяным тканям некоторые отрицательные свойства: понижается гигроскопичность, понижается пластичность при влажно-тепловой обработке. Эти недостатки устраняют подбором рациональной структуры или введением искусственных волокон.

Камвольные (гребенные) ткани вырабатывают из гребенной гладкой пряжи, как правило, крученной по основе или по основе и утку, состоящей из тонкой, полутонкой или полугрубой шерсти, благодаря чему они характеризуются большой упругостью, плотностью и малой сминаемостью.

Камвольные ткани имеют гладкую поверхность и ясно выраженный рисунок переплетения. Их используют для изготовления: 1- платьев; 2 - костюмов; 3 – пальто; 4 – брюк; 5 – головных уборов.

Суконные ткани в отличие от камвольных вырабатывают из сравнительно короткой извитой шерсти, из которой получается пушистая пряжа аппаратного прядения. На поверхности суконных тканей есть войлокообразный застил.

Тонкосуконные ткани вырабатывают чистошерстяными и полушерстяными, различными переплетениями из аппаратной одиночной пряжи по основе и утку. Эти ткани выпускают гладкокрашеными, пестроткаными, меланжевыми, с ткацким рисунком. Они подразделяются на четыре основных типа: сукна; драпы; шевиоты и трико.

Грубосуконные ткани вырабатывают из грубошерстной и смешанной аппретурной пряжи высоких линейных плотностей и небольшом ассортименте чистошерстяными и полушерстяными. В ассортимент грубосуконных тканей входят сукна и пальтовые ткани, используемые для изготовления шинелей, пальто, полупальто.

ВАРИАНТЫ:

1 Камвольные плательные ткани.

2 Камвольные костюмные ткани.

3 Камвольные пальтовые ткани.

4 Камвольные ткани для брюк.

5 Камвольные ткани для головных уборов

6 Суконные ткани.

7 Тонкосуконные чистошерстяные ткани.

8 Тонкосуконные полушерстяные ткани.

9 Тонкосуконные пестротканые ткани.

10 Тонкосуконные меланжевые ткани.

11 Грубосуконные ткани.

12 Грубосуконные ткани пестротканые и меланжевые.


4 Лекция № 4

ТЕМА: Изучение ассортимента шелковых тканей.

ЦЕЛЬ: Ознакомить студентов с основными производствами шелковых тканей, прейскурантами, артикулами и группами и их перспективами развития.

К шелковым тканям относятся ткани, изготовленные из натурального шелка и химических волокон и нитей (искусственных и синтетических). Их вырабатывают саржевым, атласным, мелкоузорчатым и жаккардовым переплетениями.

Ткани из шелковых нитей вырабатывают их натурального шелка. Они обладают красивым внешним видом, мягкостью, хорошей драппируемостью и высокими гигиеническими свойствами. Основную массу тканей из натуральных шелковых нитей составляют ткани с мелкозернистым креповым эффектом. К группе тканей из шелковых нитей относятся: креп-шифон, креп-жоржет, крепдешин, гладьевые ткани (мягкие, блестящие, без крепового эффекта).

Ткани из шелковых нитей с другими волокнами вырабатывают различными переплетениями из шелка-сырца, крепа натурального, шелка или пряжи по основе и капроновых, вискозных, ацетатных, триацетатных, лавсановых и других нитей и пряжи по утку. Нити натурального шелка на лицевой стороне образуют плотный застил, придающий тканям шелковистость. Ткани подразделяются на креповые, гладьевые, ворсовые.

Подкладочные шелковые ткани вырабатывают из вискозных нитей по основе и из вискозной или х/б пряжи по утку преимущественно атласного и саржевого переплетения. Ассортимент подкладочных тканей расширяется за счет использования ацетатных нитей наряду с вискозными и применения мелкоузорчатых и жаккардовых переплетений, пестротканых, печатных и с эффектом шанжан (их разноокрашенных нитей). К подкладочным тканям относится атлас, сатин-дубль, саржа, дамассе, рукавная.

Мебельно-декоративные шелковые ткани составляют большую группу в ассортименте платьевых тканей. Их вырабатывают полностью из искусственных нитей в сочетании с другими волокнами. Для выработки этих тканей применяют вискозные, триацетатные и ацетатные нити. Выпускают ткани отбеленными, гладкокрашеными, печатными, пестроткаными. Переплетение может быть креповым или гладьевым.

Ткани из искусственных нитей с другими волокнами вырабатываются из вискозных, ацетатных или триацетатных нитей по основе, в качестве утка применяются пряжа х/б, смешанная из химических волокон, объемные и фасонные нити и др. Платьево-костюмные ткани этой группы имеют креповые, гладьевые и жаккардовые переплетения.

Ткани из синтетических нитей вырабатываются в основном из капроновых нитей блестящих и матированных различных круток, объемных, профилированных, эластика, гофрона, мэрона. Это легкие ткани, применяемые для блузок и платьев, По виду переплетения они подразделяются на гладьевые и жаккардовые.

Ткани из синтетических нитей с другими волокнами вырабатываются по основе преимущественно из капроновых и триацетатных нитей, смешанной пряжи, высокообъемных нитей и различные эффекты: гофре, клоке, ажурные узоры и т.д.

Большинство тканей данной группы изготовляют двухслойным жаккардовым переплетением. Такие ткани используются для нарядных платьев, костюмов, пальто.

Так как из искусственных и синтетических волокон и смесей с другими волокнами вырабатываются по основе и утку в основном из вискозной пряжи, некоторые из них – из смешанной пряжи, содержащие вискозное, триацетатное и капроновое волокно, либо вискозное и лавсановое волокно в сочетании 67% лавсана и 33% вискозного волокна или хлопка.

Ворсовые ткани вырабатываются из шелковой пряжи, искусственных (вискозных и ацетатных) и синтетических (лавсановых) нитей, за исключением бархата из натурального шелка. Основа всех ворсовых тканей изготавливается из х/б крученой пряжи. Отличительная особенность этих тканей - наличие на лицевой стороне разрезного ворса. Ворсовые ткани выпускают гладкокрашеными и печатными, с ворсом по всей поверхности и на отдельных участках.

ВАРИАНТЫ:

1 Ткани из натуральных шелковых нитей.

2 Ткани из искусственного шелка плательного ассортимента.

3 Ткани шелковые, синтетические плательного ассортимента.

4 Ткани креповые, шелковые.

5 Гладьевые шелковые ткани.

6 Подкладочные шелковые ткани.

7 Ткани из искусственных нитей с другими волокнами, костюмного ассортимента.

8 Ткани из синтетических нитей, блузочные.

9 Синтетические шелковые ткани с различными эффектами: гофре, клоке, ажур.

10 Шелк. Ткани используемые для нарядных платьев.

11 Ворсовые ткани из шелковой пряжи, искусственных нитей.

12 Ворсовые ткани из шелковой пряжи, синтетических нитей.


5 Лекция №5

ТЕМА: Изучение ассортимента трикотажных и нетканых полотен.

ЦЕЛЬ: Раскрыть сущность ассортимента этих полотен и перспективы развития.

Для изготовления одежды широко используется вязально-прошивные нетканые полотна, по внешнему виду напоминающие ткани. Вязально-прошивные полотна по способу изготовления делятся на три вида: холстопрошивные, Нитепрошивные, Тканепрошивные.

Холстопрошивные полотна изготавливаются провязыванием волокнистого холста нитями. В зависимости от сырьевого состава волокнистого холста и прошивной нити полотна подразделяются на х/б и шелковые.

Шелковые холстопрошивные полотна состоят из х/б (50 %) волокон. В качестве прошивной используется капроновая нить. Шелковые холстопрошивные полотна выпускаются гладкокрашеными, печатными и начесом.

Нитепрошивные полотна изготавливаются провязыванием скрепляющими нитями одной (уточной) или двумя взаимно перекрещивающимися системами нитей (основных и уточных). В зависимости от сырьевого состава Нитепрошивные полотна делятся на х/б, полушерстяные и шелковые.

Тканепрошивные полотна изготавливаются провязыванием легкого каркасасистемой ворсовых нитей. В качестве каркаса используются ткани трикотажные и нетканые полотна, пленки.

Нетканые прокладочные полотна представляют собой один или несколько слоев текстильных материалов (волокон), скрепляющим механическим (иглопробивные полотна), физико-механические (клеевые полотна) и комбинированным способом.

Нетканые подкладочные полотна изготавливают из хлопка, шерсти, льна, вискозных, полиамидных, полиэфирных, полиакрилонитрильных волокон. При производстве нетканых полотен применяют различные латексы и эмульсии.

Трикотажные полотна – сравнительно новый материал для швейной промышленности (рис. 1).

В швейной промышленности полотна применяют для верхней одежды, нательного белья, а так же для вспомогательных целей.

Для трикотажных полотен разработаны стандартная и торговая классификация трикотажа. Стандартная классификация подразделяет трикотаж по волокнистому составу, назначению и способу отделки.

По волокнистому составу различают трикотаж хлопчатобумажный, шерстяной, шелковый из искусственных нитей, смешанный и неоднородный.

По способу отделки и по расцветке различают суровый, отбеленный, гладкокрашеный и пестровязаный трикотаж.

 
 


Рисунок 1 – Трикотажные полотна

Обозначение артикула трикотажных полотен отличается от обозначения артикула тканей. Артикул трикотажного полотна состоит из шести цифр. Две первые цифры указывают номер таблицы групповых цен, разработанных по отдельным видам сырья и типам машин, третья и четвертая цифры указывают группу стоимости сырья, пятая и шестая обозначают номер группы по массе 1 м² полотна.

Основным элементарным звеном трикотажа служит петля (рис. 2).

 
 

Петли расположенные поперек трикотажа, образуют петельный ряд, а петли последовательно нанизанные одна на другую поперек трикотажа – петельный столбик. Расстояние между соседними петлями по линии петельного ряда называется петельным шагом. А, по линии петельного столбика – высотой петельного ряда В.

Трикотаж бывает поперечновязанными (кулирным) и основовязаным. Поперечновязанными называют трикотаж, петельный ряд которого образуется последовательными изгибами одной нити в петли. В основовязаном трикотаже петельный ряд образуется системой нитей, называемой основной при этом отдельные нити образуют последовательно по одной или две петли в одном ряду, затем в следующем и т.д. Поперечновязанный и основовязаный трикотаж бывает одинарным и двойным. По сравнению с одинарным двойной трикотаж более толстый и тяжелый, обычно не закручивается с краев, и применяется преимущественно для изготовления верхних, а иногда бельевых изделий.

Переплетения которыми вырабатываются трикотажные полотна, разделяются на две группы – главные и рисунчатые. Из первой группы выделена подгруппа производных переплетений.

Главные переплетения – наиболее распространенные в производстве основного ассортимента трикотажных полотен. Главные – это простейшие по структуре переплетения (в поперечном трикотаже – гладь, ластик, двухизнаночное, в основовязаном – цепочка, трико, атлас, ластичная цепочка, ластичное трико, ластичный атлас).

Гладь – наиболее простое поперечновязанное одинарное переплетение, лицевая сторона которого состоит из продольных рубчиков, образованных петельными палочками, а изнаночная из поперечных полос, образованных петельными дугами. Гладь легко распускается, что приводит к разрушению полотна. Растяжимость глади по горизонтали в 1,6 раза больше, чем по вертикали, а разрывная нагрузка по вертикали обычно значительно больше, чем по горизонтали. Переплетением гладь вырабатывают трикотажные полотна из любых видов волокон. Это переплетение используют при вязании чулочно-носочных изделий; бельевых, спортивных и верхних трикотажных изделий.

Ластик – представляет собой двойное поперечновязанное двухлицевое переплетение. Ластик распускается в направлении, обратном вязанию, не закручивается. Ластик так же, как и гладь, широко применяется для изготовления бельевых и особенно верхних изделий.

Двухизнаночное переплетение относится к двойным поперечновязанным переплетениям. Обе стороны трикотажа такого переплетения по внешнему виду напоминают изнаночную сторону глади, благодаря тому, что ряды петельных дуг выходят то на одну, то на другую сторону полотна. Трикотаж распускается так же, как и гладь, но в отличие от нее не закручивается. Растяжимость одинакова по ширине и длине. Применяется преимущественно для изготовления верхних изделий.

Цепочка – основовязаное одинарное переплетение, петли которого образованы одной нитью и составляют один петельный столбик. Цепочка обычно применяется в сочетании с другими переплетениями (в рисунчатом трикотаже) и для изготовления бахромы.

Трико - одинарное основовязаное переплетение, в котором петли, образованные одной нитью, располагаются поперечно в двух смежных столбиках. Этот вид переплетения характеризуется зигзагообразным наклоном петель в петельном столбике. Одинарное трико при обрыве одной петли в полотне может распускаться по направлению петельного столбика. Этот вид переплетения самостоятельно применяется редко, используется главным образом в комбинации с другими видами основовязаным переплетением.

Атлас – переплетение, в котором каждая нить последовательно образует во всех петельных столбиках петли с одно - и двусторонними протяжками. При такой структуре создается впечатление поперечной полосатости. Атлас закручивается с краев, а при обрыве нити в петле распускается по направлению петельного столбика. Он применяется для изготовления бельевых и верхних изделий (блузок, женских и детских платьев). Переплетение атлас применяется главным образом в сочетании с другими переплетениями, когда вырабатывается трикотажное полотно для верхней одежды.

Производные переплетения образуются из класса главных путем комбинирования двух и более переплетений одного и того же класса, при котором в промежутках между соседними петельными столбиками размещаются один или два петельных столбиках другого переплетения.


6 Лекция №6

Тема: Утепляющие, прокладочные и подкладочные материалы. Скрепляющие материалы и их характеристика.

Цель: Раскрыть сущность ассортимента скрепляющих материалов, технологические и эксплуатационные требования к утепляющим и прокладочным материалам и их характеристика.

Клеевые прокладочные материалы. Клеевые прокладочные материалы применяют для фронтального дублирования (соединения) деталей одежды и в качестве прокладок при обработке воротников, хлястиков. Шлиц, карманов и т. п. Характеристика клеевых прокладочных материалов дана в таблице 9 и 10.

Утепляющие материалы. Классификация утепляющих материалов приведена на рисунке 3.

Вата хлопчатобумажная одежная вырабатывается из коротковолокнистого хлопка 4, 5, 6 сортов и отходов хлопкового производства. В зависимости от содержания компонентов одежная вата подразделяется на марки «Люкс», «Прима», Швейная».

По качеству одежная вата должна быть хорошо причесанной, хорошо сохранять связь между волокнами, легко разделяться на параллельные слои.

Холстопрошивные ватины представляют собой нетканое волокно, изготовлено провязыванием волокнистого холста нитями. В зависимости от сырьевого состава волокнистого холста ватины подразделяются на три вида: хлопчатобумажные, полушерстяные, и синтетические.

Характеристика хлопчатобумажных холстопрошивных ватинов приведена в таблице 11

Трикотажные ватины представляют собой утонченные трикотажные полотна с начесом, вырабатываемые на уточно-вязальных машинах и рашель-машинах. Грунт (основа) трикотажного ватина вырабатывается из хлопчатобумажной одиночной или крученной пряжи, начес (уток) – из полушерстяной (смешанной) пряжи.

Трикотажный ватин выпускается суровым, крашеным ил и меланжевым с одно- или двусторонним начесом.

Трикотажные ватины выпускаются I и II сортов в зависимости от дефектов внешнего вида, содержащихся в куске массой 10 кг.

Иглопробивной ватин представляет собой нетканое полотно; изготовленное только из волокнистого холста (бескаркасный ватин). Иглопробивные ватины выпускаются полушерстяными (на каркасе и без него) и синтетическими. Характеристика иглопробивных ватинов представлена в таблице12.

Клееный объемный синтетический ватин (клееная синтетическая вата) представляет собой волокнистый холст, проклеенный жидким связующим в виде растворов, эмульсий или дисперсий полимеров. Клееный синтетический ватин изготавливают из полиакрилонитрильных или полиэфирных волокон в чистом виде или из их смесей. В качестве связующего применяют поливинилацетатную или акриловую эмульсию. Характеристика клееных синтетических ватинов представлена в таблице 13.

Дублированные материалы. Двухслойные и многослойные материалы. Полученные с помощью физико-химических и механических способов скрепления компонентов называются дублированными.

По физико-химическому способу скрепления компонентов осуществляется двумя методами – клеевым и термическим. Дублированные материалы могут быть двусторонними, двух- и трехслойными независимо от метода.

Составляющие компоненты клеевых дублированных материалов скрепляют с помощью полиизобутиленового или полиуретанового клея при сплошном (ДОУ) и прерывистом нанесении. Материалы ДОУ и ДОУСАН изготавливаются с использованием (ДОУСАН) пенополиуретана (поролона). Способами точечного регулярного или хаотического нанесения клея изготавливают преимущественно двухслойные материалы для широкого ассортимента швейных изделий.

Другая разновидность дублированных материалов – пакеты, соединенные механическим способом, прошиванием на специальных многоигольных машинах. Прошивные материалы представляют собой сочетание достаточно тонких покровных и подкладочных материалов с неткаными объемными полотнами, соединенных по заданному контуру строчкой, что создает эффект стежки. Чтобы придать прошивным материалам эластичность, а так же усилить эффект стежки можно использовать высокоэластичную синтетическую нить.

Для изготовления дублированных материалов используют различные виды текстильных полотен: искусственный мех, трикотажные и нетканые полотна, ткани из искусственных, натуральных и синтетических волокон, искусственная замша, кожа и т.п.

Дублированные материалы применяются в зависимости от вида верха и подкладочного слоя пакета. Из дублированных трех- и двухслойных материалов без поролона изготавливают изделия без подкладки по упрощенному технологическому процессу.

Эти переплетения также могут быть поперечно-вязанными (двуластик) и основовязаными (сукно, шарме, атлас суконный, атлас-шарме и др.).

Рисунчатые переплетения. На основе главных и производственных переплетений путем изменения их структуры и ввязывания дополнительных переплетений можно получить рисунчатые переплетения.

Сочетанием переплетений различных классов (главные, производные, рисунчатые) в одном виде трикотажа можно получить трикотаж комбинированных переплетений. Количество комбинированных переплетений не ограничено (Плотированный, футерованный, неполный, филейный, уточный).

ВАРИАНТЫ.

1 Нетканые вязально-прошивные полотна.

2 Нетканые прокладочные полотна.

3 Трикотажные полотна для верхней одежды.

4 Трикотажные полотна для нательного белья.

5 Трикотажные полотна для вспомогательных целей.

6 Трикотажные полотна главного переплетения.

7 Трикотажные полотна производного переплетения.

8 Трикотажные полотна рисунчатого переплетения.

9 Трикотажные х/б полотна.

10 Трикотажные шерстяные полотна

11 Трикотажные шелковые и из искусственных нитей полотна.

12 Трикотажные полотна пестровязаные, ворсовые.


7 Лекция №7

ТЕМА: Ассортимент натурального и искусственного меха. Натуральная и искусственная кожа.

ЦЕЛЬ: Ознакомить студентов со строением пушно-меховой шкуры, основами технологии пушно-меховой шкуры и свойствами пушно-меховых полуфабрикатов.

Искусственная кожа:

Искусственная кожа для одежды представляет собой двухслойный материал, на изнаночную сторону основы которого нанесено полимерное покрытие. Лицевая поверхность искусственных кож может быть гладкой или иметь вид замши.

У искусственных кож для одежды могут быть различные покрытия: поливинилхлоридное, полиуретановое, винилуретановое, каучуковое, латексное, акриловое. По виду покрытия исскуственные кожи делятся на две группы: кожи с монолитным покрытием и кожи с пористым покрытием.

В качестве основы искусственной кожи используется ткани различного состава, переплетения и плотности, хлопчатобумажные и синтетические трикотажные полотна, нетканые материалы, исскуственый мех. Выбор вида материала для основы определяется теми свойствами, которые должны быть у исскуственой кожи, внешним видом исскуственой кожи, областью её применения и способом переработки.

Искусственный мех:

Искусственным мехом называют текстильные материалы, которые по внешнему виду и свойствам имитируют натуральный мех.

Ассортимент искусственного меха для одежды включает в себя мех одежный (покровный), отделочный (воротниковый) и подкладочный. Эти меха используются для изготовления мужских и женских пальто. Полупальто, жакетов, пиджаков, спортивных курток, детских пальто и др.

Искусственный мех классифицируется по нескольким признакам: по способу производства, волокнистому составу, длине ворса, структуре ворсового покрова, виду отделки, внешнему виду, способу окраски и назначению.

Искусственный мех состоит из грунта (каркаса) и ворсового покрова. Для образования грунта в основном применяется х/б пряжа или пряж из синтетических волокон. Для создания ворсового покрова используют комплексные химические нити или волокна и в незначительном объеме – шерстяную пряжу. Из искусственных волокон наиболее широко применяются вискозные и ацетатные волокна, из синтетических –полиакрильные, полиамидные и полиэфирные. Для лучшей имитации натурального меха используются волокна с разной степенью усадки. В результате получают мех с неоднородным ворсовым покровом, имитирующем пуховую и остовую части натурального меха.

Тканый искусственный мех вырабатывают двумя способами: прутковым и двухполотенным саморезным.

При выработке пруткового тканого меха применяют три системы нитей (уточные, грунтовые и ворсовые), переплетающихся между собой и взаимно перпендикулярными направлениям. При работе станка в зев входят металлические прутки с лезвием на конце. Ворсовая нить огибая прутки. Образует петли. По мере наработки меха прутки вытаскивают, при этом лезвие разрезает петли из ворсовой нити. После расчесывания которых образуется ворс.

Двухполотенный тканый мех образуется при одновременном изготовлении двух полотен, расположенных одно над другим и соединенных ворсовыми нитями, которые перекрывают уточные нити обоих полотен. Получаемая сложная ткань разрезается ножом на два ворсовых полотна.

По способу отделки тканый мех может быть суровым, гладкокрашеным, печатным, вытравным и тисненым.

Трикотажный мех изготавливается на кругловязальных машинах двумя способами.

По первому способу на нити или пряже на изнаночной стороне полотна образовываются удлиненные плюшевые петли, которые потом разрезаются и расчесываются для получения ворсового покрова.

По второму способу ворс образуется при ввязывании в грунт (основу) пучка волокна из чесанной ленты. Этот способ наиболее распространен, так как позволяет имитировать натуральный мех и получать неоднородный по высоте ворс с подпушкой и более длинной остью.

Отделка меха заключает в себя стабилизацию (закрепление и фиксацию ворса путем приклеивания грунта латексом), неоднократные стрижки и электрополирки, придающие ворсу устойчивость в вертикальном положении, блеск и распрямление.

Искусственный мех с накладным ворсом изготавливают клеевым(с приклеенным ворсом) и прошивным способом.

Процесс получения искусственного меха клеевым способом состоит из двух этапов:

1 Ворсовой нити синели придается извитость

2 Синель приклеивается к грунту из ткани на каракулеукладочной машине.

При изготовлении искусственного каракуля смушки чаще применяет капроновую нить, так как она обладает гидрофобными свойствами и хорошей упругостью. Искусственный мех с синелью из вискозного волокна ближе к натуральному меху по глубине окраски и характеру блеска. Такой мех чаще вырабатывается черного цвета.

В таблице 17 представлена характеристика нескольких образцов искусственного меха отечественного и зарубежного производства по волокнистому составу.

Ворсопрошивной искусственный мех получают прошиванием на тафтинговых машинах или машинах «Малиполь» ткани или нетканого полотна (грунта) ворсовой нитью, из которой после расчесывания образуется ворсовый покров меха. Качество искусственного меха оценивается по показателям следующих основных характеристик физико-механических и гигиенических свойств ворса: масса слабозакрепленных волокон в грунте, устойчивость к смятию и истиранию, устойчивость окраски грунта: прочность и удлинение, усадка после замачивания; масса 1м2, воздухо- и паропроницаемость.


8 Лекция №8

ТЕМА: Изучение дефектов внешнего вида.

Цель: Ознакомление с основными дефектами ткачества.

Рисунок 8 - Внешние пороки, возникающие в ткачестве

а-близна; б-недосека; в-подплетина; г-дыра

Главными пороками, возникающими в ткачестве, являются:

Близны- просветы в ткани по основе в результате обрыва основных нитей (рис. 8,а). Они особенно заметны в тканях с открытым рисунком переплетения.

Прометки – просветы по утку, возникающие при обрыве уточной нити или разладке уточного наблюдателя на станке.

Недосеки - резко выраженные полосы по утку длиной 2-3 см с пониженной против нормы плотности (рис. 8, б)

Забоины - резко выраженные полосы по утку с повышенной по сравнению с нормой плотностью.

Подплетины – участки ткани с нарушенным рисунком переплетения в результате обрыва нескольких основных нитей и перепутывания их с уточными (рис. 8.в)

Слеты уточные – резкие утолщения большей или меньшей величины в результате схода излишних витков утка.

Дыры, прорези – возникают в результате небрежного обращения с инструментами (рис. 8,г);

Масляные и грязные нити – результат загрязнений нитей на станке и грязных присучек в прядении.

Сбой ткацкого рисунка – искажение рисунка переплетения в результате разладки ремизоподъёмной каретки ткацкого станка;

Полосатость ткани по основе – возникает при использовании в основании нитей разных партий. Иногда это результат большой неровноты нитей в одной партии по толщине, по крутке и т.д.

Специфическим пороком шелковых тканей являются блестящие нити, появляющиеся в результате затяжек отдельных основных или уточных нитей.

Пороки отделки. Они чрезвычайно разнообразны и многочисленны. Некоторые из них одинаковы для тканей любых видов, другие же различны для разных тканей. Основными, наиболее часто встречающимися пороками отделки являются:

Пороки опаливания – неполное опаливание (на ткани остаются мохнатые участки с торчащими кончиками волокон и пухом) и пережог (желтые пятна, понижающие прочность ткани).

Пороки отбеливания встречающиеся в хлопчатобумажных, льняных и шелковых (из химических волокон) тканях. Здесь различают непроваривание(отдельные участки ткани плохо смачиваются водой и впоследствии плохо прокрашиваются: причина – неправильная концентрация варочных растворов и плохая циркуляция их в процессе варки), известковые пятна (желтые пятна, являющиеся следствием отложения на тканях кальциевых солей в результате применения жесткой воды), перебеливание (ослабление ткани и уменьшение её разрывной нагрузки в результате использования белильных растворов высокой концентрации, более длительного отбеливания или несоблюдения температурного режима).

Пороки гладкого крашения, возникающие при плохом, неравномерном отваривании тканей перед крашением, в результате неисправностей оборудования и небрежности обслуживающего персонала. Здесь различают непрокрас (чаще всего встречается в плотных и тяжелых тканях; выражается наличием мало или совсем непрокрашенных волокон, особенно в местах перекрещивания уточных и основных нитей; является следствием плохой подготовки ткани к крашению или нарушения режима крашения), неравномерную окраску (наличие светлых и темных полос и пятен, разбросанных по всей поверхности ткани), засечки (по всей длине ткани плохо прокрашенные полосы из-за наличия в ткани складок-заминов), разноцвет поперечный (более или менее светлые и темные полосы разной длины по ширине ткани в результате наличия в ней недосек или большой неравномерности уточных нитей по толщине), слабую или темную середину (иногда этот порок называют разнокромочностью; является результатом неодинаковой окраски по ширине и неправильной установки отжимных валов красильных машин) и др.

Пороки печатания - щелчки (пятна из краски на ткани, образующиеся в результате того, что на отдельных участках печатного вала остается неочищенная краска, рис. 8.2,а), растраф рисунка (неправильное наложение на ткань отдельных частей рисунка, в результате чего между отдельными контурами остаются просветы и рисунок искажается, рис. 8.2,б), зашиб или зарез печатного вала (пятна на ткани из-за того, что в образовавшемся от удара углублении на поверхности печатного вала остается краска, переходящая на ткань), пропуск без краски (от засыхания краски в гравюре при продолжительном останове машины), засечки печатные (непрокрашенные участки, причина - ткань проходит в нерасправленном состоянии, со складками рис. 8.2,в), пятна и помарки.

Рисунок 8.2 - Внешние пороки, возникающие при отделке:

а-щелчки; б-растраф рисунка; в-засечки печатные

Пороки ворсования, встречающиеся в хлопчатобумажных, шерстяных или шелковых тканях в виде плохого начеса, неравномерного ворса, непрочесанной кромки, ослабления ткани и т.д. в результате затупления игл, разной остроты их, наличия заминов в ткани, а также излишнего начеса или неисправности ворсовальных машин.

Пороки валки, являющиеся специфическими пороками шерстяных тканей. Это завалы (полосы на поверхности ткани в виде выпуклостей и впадин по всей поверхности), протиры (ослабленные, тонкие участки в ткани, являющиеся следствием попадания в сукновальную машину посторонних твердых предметов или неправильного режима её работы).

Пороки внешнего вида ткани различают местные и распространенные. К первым относят те пороки, которые расположены на ограниченном участке ткани (подплетины,забоины,недосеки, пятна и помарки, щелчки, пропуск без краски и т.п.), а ко вторым – идущие по всему куску ткани (полосатость по основе, засоренный уток, неравномерная окраска и др.).

Местные пороки, обнаруженные на протяжении всей длины куска ткани, оцениваются каждый в отдельности штрафным баллом в зависимости от величины и значимости порока для данной ткани. Так, один и тот же порок - масляное пятно – в хлопчатобумажной платьевой ткани оценивается за каждый сантиметр тремя штрафными баллами, а в хлопчатобумажной бельевой – только двумя. В связи с этим весь ассортимент хлопчатобумажной тканей делится на четыре, а льняных и шелковых – на три группы. Шерстяные ткани на группы не делят. В соответствующих ГОСТах приведены величины штрафных баллов за отдельные виды местных пороков для каждой группы.

Так как длина просматриваемых кусков тканей различна, суммарный балл за все местные внешние пороки (ΣБм) пересчитывается на условную длину куска (Lу), которая различна для разных тканей. В зависимости от их ширины. Так, для готовых хлопчатобумажных тканей с шириной до 80 см Lу =40 м, от 80 до 100см – 30м и т.д. Балл за все местные пороки, пересчитанный на условную длину (Бм.у) куска равен:

Бм.у=(ΣБмLу)/L (1)

Где L – длина куска, на которой обнаружены местные пороки, оцененные сумарным баллам ΣБм

Наиболее часто встречающимися пороками трикотажных полотен являются:

Утолщения или утонения – небольшие участки вдоль петельных рядов или столбиков, имеющие утолщения или утонения. Возникают при значительной неровноте нитей по толщине.

Зебристость – чередующееся в определенном порядке по длине полотна утолщенные и утоненные полосы. Возникают при вязании полотна из нитей, имеющих периодическую неровноту по толщине и крутке.

Неравномерная длина петель, приводящая к полосатости полотна, является следствием неодинакового натяжения нитей в процессе петлеобразования.

Спущенные петли – остающиеся после их подъема узкие продольные полосы в полотне.

Перекос петельных столбиков, возникающий при высокой неровноте нитей по крутке и неодинаковом натяжении полотна в процессе отделки.

Утонения – возникают при вязании полотна из двух нитей и обрыве одной из них.

Помарки и пятна - возникают при вязании полотна из нитей с грязными пятнами, а также при небрежной смазке трикотажных машин.

Пороки внешнего вида, возникающие при отделке, аналогичны таковым в тканях.

Трикотажные полотна, предназначенные для выработки верхних изделий и белья, делят в зависимости от величины и характера дефектов на два сорта: I и II. Для каждого сорта указаны допустимые виды пороков и их размеры. Оценивают полотно по числу пороков внешнего вида (дефектов), приходящихся на 1м2 полотна. Если обнаруженные пороки имеют разную значимость, сорт определяют по пороку, соответствующему низшему сорту. Куски полотен рассортировывают по весовым долям различных сортов.

Зная общую длину куска и учитывая наличие в нем отдельных участков, оцененных разными сортами, находят долю разных сортов в данном куске.

Заправочные данные и физико-механические свойства разных полотен зафиксированы в специальных ГОСТах, где указаны: вид, толщина и число нитей, плотность по вертикали и горизонтали, вес 1м2, прочность при продавливании шариком и процент увеличения поверхности или разрывная нагрузка и удлинение при разрыве полоски трикотажа шириной 50 мм и зажимной длиной 100 мм. Кроме того, иногда предусматривают нормы допустимых углов перекоса петельных столбиков. Все эти показатели должны соответствовать нормам ГОСТов, которых несколько (для разных видов полотна). Если хотя бы по одному показателю полотно не соответствует нормам, оно бракуется.

Прочность окраски к различного рода физико-механическим воздействиям регламентирована в ГОСТах, где нормы прочности окраски различны для полотен разного назначения, из разных видов волокон и разных групп прочности окраски.

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Отчет должен содержать альбом с образцами дефектов тканей и трикотажа с описанием их возникновения.


9 Лекция №9

Тема: Определение сортности ткани.

Цель: Ознакомление с основными оценками качества тканей.

Оценка качества текстильных изделий по стандартам.

При оценке качества текстильных изделий и определении их сорта учитывают наличие внешних пороков (дефектов), ухудшающих внешний вид и свойства этих изделий; иногда оценку сорта снижают за недостаточную прочность окраски.

Сорт ткани определяют по величине общего штрафного балла (Бо), который складывается из балла за наличие внешних пороков (Бв.п). и балла за несоответствие установленным нормам по физико-механическим свойствам и заправочным данным (Бф.м.):

Бов.п.ф.м.

Сорт некоторых видов трикотажного полотна устанавливают по наихудшему показателю физико-механических свойств или внешних пороков.

Для оценки качества нетканых материалов ГОСТы еще только разрабатываются

Оценка качества тканей:

1 Оценка соответствия ткани нормам по порокам внешнего вида

Пороки внешнего вида тканей возникают на разных этапах её получения и отделки и в зависимости от происхождения подразделяются на группы.

- Пороки сырья. Они различны для разных видов сырья. В хлопке это больные и незрелые волокна, которые в дальнейшем не окрашиваются, кожица с волокном, которая способствует засоренности суровой ткани и приводит к необходимости более интенсивного проведения подготовительных операций и отбеливания. В шерсти к порокам сырья относятся: мертвый волос, также вызывающий непрокрас, создающий в ткани седину; засоренность. Для льна такими пороками являются растительные примеси.

- Пороки пряжи и нитей. Это резкие утолщения или утонения на сравнительно коротких длинах (непропрядки) или неравномерность по толщине на большой длине. В первом случае на ткани получаются местные дефекты в виде утолщений, а во втором – полосатость (последняя может быть и следствием неровноты нитей по крутке и других причин). Узелки или шишки в результате плохого прочеса или попадания в пряжу пуха приводят к получению шишковатой пряжи и ткани. Перекрученный уток создает в ткани мелкие сухрутины-петельки. Загрязнение нитей ведет к появлению пятен, подчас остающихся в ткани и после отделки.

- Пороки ткачества. Они в основномодинаковы для тканей из разных видов нитей. Возникают из-за разладок ткацкого станка и машин приготовительного отдела, а так же в результате небрежности обслуживающего персонала.

Распространенные пороки оцениваются штрафным баллом (Бр) независимо от длины куска в соответствии с их интенсивностью. Так, например, в хлопчатобумажных тканях они оцениваются штрафным балом, равным 11, в льняных – 11 или 21, в шерстяных 16 или 31, а в шелковых 11, 21, или 31 (последние баллы указаны для всех шелковых тканей, кроме ворсовых; для ворсовых же имеем 8 или 13 или 26 баллов).

Таким образом, штрафной балл за все внешние пороки:

Бв.п.=Б у. +Бр (2)

Оценка соответствия ткани нормам по физико-механическим свойствам и заправочным данным:

В ГОСТах нормируются допустимые отклонения от минимальных норм по следующим показателям: ширина ткани, плотность П по основе и утку, разрывная нагрузка Ро по основе и утку, удлинение при разрыве по основе и утку, вес 1м2. Кроме того, для хлопчатобумажных тканей иногда нормируется процентное содержание аппрета и усадка после стирки, для шерстяных тканей - процентное содержание жира, растительных и химических волокон и усадка после замачивания и др.

Отклонения по перечисленным показателям для различных тканей оценивается по-разному. Для хлопчатобумажных и льняных тканей отклонения от минимальных норм оцениваются 11 баллами. Для шерстяных тканей отклонения от минимальных норм, не превышающие 0,5 размера отклонения, предусмотренного ГОСТом, оценивают в 16 штрафных баллов; если разрывная нагрузка полоски размерами 50100 мм равна не менее 12кгс; для тканей с разрывной нагрузкой менее 12 кгс указанные отклонения не допускаются. Что касается шелковых тканей, здесь отклонения, находящиеся в пределах, допускаемых ГОСТом, оценивают штрафными баллами от 8 до 31. При отклонениях, превышающих максимально допустимые ГОСТом, ткань переводится в брак.

Таблица 9 - Общий штрафной балл

Ткани Общий штрафной балл для ткани сорта
I II III
Хлопчатобумажные     ---
Льняные     ---
Шерстяные     ---
Шелковые      

В любых тканях при наличии отклонений от норм ГОСТов по нескольким физико-механическим свойствам учи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: