Потребительский выбор и его особенности.
План.
1. Потребительский выбор и его особенности.
2. Функция полезности.
3. Основные постулаты теории поведения потребителя.
4. Условие равновесия потребителя.
5. Потребительский выбор.
Полезность блага Полезность блага (utility ofgood) - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке). Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует приросту общей полезности Uобщ (рис. 4.1, а). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис. 4.1, 6). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной Нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
|
|
Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.
Представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 4.2). Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый, третий - меньшее, чем второй, и т. д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что при водит к замедлению роста общей полезности (см. рис. 4.2).
|
|
Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а. предельной полезностью. ФУНКЦИЯ полезности - функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:
U = f(Qi), где U - полезность блага; qj - последовательные части блага.
Критики теории полезности сформулировали в конце XIX в. парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы - минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы-минимальны, тогда как на практике наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество Q1 велико, а цена Р1 низка; во втором, наоборот, количество Q2 мало, цена Р2 высока (рис. 4.3). Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная низкая; у алмазов - наоборот, общая мала, а предельная - велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмазы не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора.