Взаимодополняемость благ

Таблица 1. Эффект дохода и замещения для различных

Рис.1 Парадокс Гиффена.

Причину этих явлений нетрудно объяснить: во время неурожая бед­някам пришлось отказаться от ряда других, более высококачественных товаров (мясо, масло, молоко и др.), цена на которые выросла в еще большей степени, чем на картофель. Тем самым низкокачественный товар вытеснил другие, высокока­чественные товары. Блага, спрос на которые растет при росте цен и падает при их снижении, называются низкокачественными товарами. Если для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения (субституции) складываются, то для низкокачественных товаров они вычитаются (табл. 4.3).

категорий товаров.

Эффект Эффект

замещения дохода

Нормальный

(стандартный)

товар. Общий эффект

Эффект замещения

Низкокачественный

товар.

Эффект дохода

Общий эффект

Эффект замещения

Товар Гиффена. Эффект дохода

Общий эффект

Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен). Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в. с картофелем), то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены. Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому если снижается его цена, то и спрос на него падает. Следова­тельно, эффект дохода имеет отрицательное значение. Пос­кольку отрицательный эффект дохода R1R2 больше положительного эффекта замещения RR2, то общим результатом бу­дет сокращение спроса на благо низшего порядка на величинуR1R.

Товар Гиффена - это то­вар, занимающий большое место в бюджете малоимущих пот­ребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменя­ется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос на товары (высшего и низшего порядка), но и проливают новый свет на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ.

Экономические блага взаимосвязаны. Важной особенностью благ является их взаимная дополняемость и взаимная заменяемость.

Свойство (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Примером взаимодополняемых пот­ребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементар­ными товарами (complementary good). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например, чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной прямой (рис. 2). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным независимо от цен на блага А и В, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии HG и MN. Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на (рис. 3). В этом случае зоной взаимодополняе­мости служит отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппа­раты увеличивается спрос на фотобумаry, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответ­ственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Y Y

Благо B Благо B

               
   
     
 
 
 


C

M

U3

H U2

U1

       
   


N G X D X

Благо A Благо A

Рис.2Рис.3

Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента пере крестной эластичности E_, показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

ExD = (dQa/Q)/(dPb/Pb),

где Qa - величина спроса на благо А; Рb - цена блага В.

Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (ExD> О) означает, что спрос на благо А и цена на благо В изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент пере крестной эластичности ExD = -00. Это озна­чает, что бесконечно малое увеличение цен на благо В приводит к полному исчезновению спроса на благо А. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: