На стадии ТЭО расчет выполняют по нормативным показателям для определения потребности в транспортных средствах на один миллион рублей сметной стоимости работ в год. В норматив потребности входят все виды автомашин и учитывается суммарная потребность в автотранспортных средствах независимо от подчиненности парка машин. В процессе производственных работ потребность в средствах транспорта определяют в следующем порядке: выявляют потребность в перевозках; составляют схему грузопотоков; рассчитывают грузооборот по календарным периодам работ (смену, сутки, неделю, месяц);
подбирают виды автотранспортных средств; определяют производительность транспортной единицы; рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам и составляют транспортный график. Работа транспорта в строительстве характеризуется объемом перевозок и грузооборотом.
Объем перевозок - это количество груза, подлежащего перевозке, в тоннах за единицу времени.
Грузооборот - объем транспортной работы в тонно-километрах за единицу времени (т-км).
|
|
Грузопоток - часть грузооборота в определенном направлении. Различают внешние и внутрипроизводственные грузопотоки. К внешним относят грузы;
поступающие по автомобильным, железнодорожным и водным путям общего пользования. К внутрипроизводственным относят грузы, поступающие с промежуточных складов на участковые, приобъектные или непосредственно к месту производства работ, а также хозяйственно-бытовые перевозки. Выбор вида внутрипроизводственного транспорта осуществляют на основании технических, производственных и экономических соображений. К факторам технического порядка относят данные сопоставления характера груза и параметров тех или иных средств транспорта. Выбор средств транспорта осуществляют исходя из производственных обстоятельств: сроков перевозок, состояния путей и средств транспорта, возможностей бесперегрузочной доставки грузов и др.
Выбор вариантов внутрипроизводственного транспорта производят также с учетом экономических показателей. Основным экономическим показателем работы транспорта и главным критерием при выборе его вида является себестоимость перевозки груза. Себестоимость внешних перевозок транспортом общего назначения определяют действующими тарифами, внутрипроизводственного - расчетами. Для оценки различных вариантов перевозки грузов служит показатель величины приведенных затрат (Спр).
где С - себестоимость доставки;
К - единовременные затраты (капитальные вложения);
Е - коэффициент эффективности капиталовложений.
Себестоимость внутрипроизводственных перевозок (С) определяют по формуле
|
|
где Сэ.с - себестоимость эксплуатации транспортных средств за расчетный период;
Спр - себестоимость погрузочно-разгрузочных работ;
Сэ.т - себестоимость эксплуатации транспортных средств. Суточная производительность транспортной единицы (Псут) рассчитывается:
где g - грузоподъемность автомобиля, т;
v - коэффициент использования грузоподъемности;
Тн - среднее время работы автомобиля в сутки, ч.;
I - расстояние перевозки, км;
V-г - техническая скорость передвижения автомобиля, км/ч;
Р - коэффициент использования пробега;
Тпр - время простоя транспортной единицы под погрузкой и разгрузкой за одну поездку, ч.
Потребность во всех видах автотранспортных средств для предприятия определяют как сумму количества автомобилей, необходимых для перевозки грузов, по формуле
где Угод - годовой объем перевозок k видов грузов,
а - коэффициент использования парка (от 0,64 до 0,7), Для уменьшения затрат по транспортному хозяйству необходима хорошо организованная, отлаженная и гибкая система транспортной логистики.