Балтийские проливы (Зунд, Большой Белы и Малый Белы).
Режим проливов регулируется действующим в настоящее время Копенгагенским трактатом (договором) 1857 г., который установил свободное и беспошлинное движение судов всех стран через проливы.
Пролив Ла-Манш (Английский канал). Каких-либо специальных международных соглашений о правовом режиме пролива не существует. В нем действует общепризнанный принцип свободы судоходства.
Для повышения безопасности судоходства на обоих берегах пролива создана система контроля за движением судов с помощью РЛС дальнего действия с высокой разрешающей способностью. Система обеспечивает обнаружение и распознавание судов длиной до 12 м на удалении до 30 км.
Пролив Па-де-Кале (Дуврский). Свободен для плавания всех судов. В Дувре расположен комплекс для координации поисковых и спасательных операций, а также для контроля за движением судов, идущих по проливу Па-де-Кале. В случае нарушения Правил движения проливами Ла-Манш и Па-де-Кале капитан судна может быть оштрафован на 50 тыс. ф. ст. по решению суда.
|
|
Малаккский пролив. В июле 1969 г. был на всем своем протяжении перекрыт территориальными водами прибрежных государств, когда Малайзия расширила свои территориальные воды до 12 миль Индонезия установила 12-мильные территориальные воды еще в 1957 г. В 1971 г. правительства Индонезии и Малайзии приняли декларацию, в которой провозгласили, что Малаккский пролив не является международным проливом и что впредь его использование будет осуществляться в соответствии с принципом мирного прохода.
Тем самым пролив, который с незапамятных времен считался международным проливом, проход через который осуществлялся на основе принципа свободы прохода, независимый от юрисдикции государств; граничащих с проливами, оказался подчиненным национальному контролю.
Международные каналы — искусственные сооружения, расположенные на территории определенных государств, находящиеся под их суверенитетом и являющиеся их собственностью. Однако это не влияет на принцип свободы прохода судов через международные каналы и не затрагивает режима судоходства по ним.
Режим международных каналов не одинаков, он регламентируется специальными международными соглашениями, которые учитывают интересы других государств — пользователей каналами, и национальным законодательством государств — собственников каналов.
Суэцкий канал. Правовой режим канала был определен Константинопольской конвенцией 1888 г., подписанной 10 государствами, в том числе Россией. Конвенция объявила канал свободным и открытым для судоходства как в мирное, так и в военное время для всех коммерческих и военных судов без различия флага. И в военное время корабли воюющих государств могут свободно проходить через канал. Им воспрещается только вести какие-либо военные действия в канале, в его портах при выходе и в водах, прилегающих к этим портам на расстоянии 3 миль, которые могут затруднить свободное плавание по каналу даже в том случае, если бы Египет был одной из воюющих сторон.
|
|
Условия плавания в канале — порядок входа, выхода, скорость движения, расхождение, остановка и специальные технические требования, которым должны удовлетворять суда, определяются Правилами плавания и перевозки опасных грузов по Суэцкому каналу, изданными Администрацией канала и обязательными для всех государств пользователей каналом.
Панамский канал. По договору 1977 г. о постоянном нейтралитете и эксплуатации канала США совместно с Панамой гарантируют нейтралитет канала. Порядок прохождения кораблей и судов по каналу и технические условия плавания регламентированы Правилами плавания в Панамском канале, изданными США.
Кильский канал. Плавание по каналу разрешается в любое время суток судам всех стран после уплаты установленного сбора. Оно может быть ограничено властями Германии, если они найдут это необходимым «в интересах поддержания канала в пригодном для эксплуатации состоянии или по соображениям военной безопасности».
В канале установлена обязательная лоцманская проводка, обязательный санитарный досмотр судов перед входом в канал и таможенный во время следования по каналу. Администрации и полицейским властям предоставлено право в отдельных случаях отдавать особые распоряжения, которые капитан обязан выполнять. Предусматривается свободный доступ служащих администрации и полиции канала и других лиц, уполномоченных управлением канала, на все суда, следующие через канал.
Они могут предложить капитану остановить судно, ошвартоваться п любом месте по их указанию и дать другие обязательные для выполнения указания.
В пределах зоны канала запрещаются фотографирование, зарисовки, подъем летательных аппаратов и другие действия, которые могут привести к нарушению правил, обеспечивающих военную безопасность.