Философия позитивизма

Позитивизм – направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия, прошёл большую эволюцию. Широко распространён и популярен в современную эпоху. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903). В своём развитии позитивизм прошёл четыре основные стадии:

ü классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);

ü махизм;

ü неопозитивизм;

ü постпозитивизм.

По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьёзных оснований и бессмысленен. Философия должна основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

ü философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

ü для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

ü основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;

ü философия должна исследовать лишь факты, «внутреннюю сущность» окружающего мира;

ü философия не должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера;

ü философия не должна стремиться стать «царицей наук», она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал научных средств.

Конт также выдвинул закон двойственности эволюции – интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:

1) три стадии интеллектуального развития

ü теологическая (мировоззрение основано на религии);

ü метафизическая (мировоззрение основано на вероятностном знании);

ü позитивная (основана на науке).

2) три стадии технического развития

ü традиционное общество;

ü доиндустриальное общество;

ü индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

ü теологическая – традиционному обществу;

ü метафизическая – доиндустриальному обществу;

ü позитивная (научная) – индустриальному обществу.

Философия Конта заложила основы позитивизма.

Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея

Во второй половине XIX в. выделились два главных направления, по которым шла критика немецкой классической философии, особенно, гегельянства:

ü «критика слева», представленная материалистической философией л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;

ü «критика справа», представленная так называемой неклассической идеалистической философией.

Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя подходы старые с позиций идеализма и оригинальные в рамках старого доклассического идеализма. Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. являлись иррационализм и «философия жизни», которые представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам (аффектам, воле).

Видным представителем является Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). В своём творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой является воля. В своей книге «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания. В свою очередь представления делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:

ü закон бытия – для пространства и времени;

ü закон причинности – для материального мира;

ü закон логического основания – для познания;

ü закон мотивации для действий человека.

Окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путём:

ü непосредственного познания;

ü отвлечённого (рефлективного) познания;

ü интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля – абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные «насущные» философские проблемы – человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Философия Шопенгауэра была не принята многими, однако она сыграла большую роль в развитии философии.

Продолжателем был Фридрих Ницше (1844 – 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму «философии жизни». Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

ü «воля к жизни»;

ü воля внутри самого человека («внутренний стержень»);

ü неуправляемая, бессознательная воля – страсти, влечения, аффекты;

ü «воля к власти».

«Воли к власти» философ уделяет особое внимание, которая в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе она близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека. Также согласно Ницше каждый человека (как и государство) осознанно или неосознанно стремиться к расширению своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я». Философия Ницше была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни – прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.

Вильгельм Дильтей (1833 – 1911) также принадлежал к числу представителей направления «философии жизни». Дильтей предложил в основу философии положить понятие «жизнь». Жизнь – способ бытия человека в мире. Она обладает такими признаками, как:

ü целостность;

ü наличие многообразного духовного начала;

ü неразрывное единство с высшим миром.

Философия должна прекратить дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и сосредоточить всё внимание на изучении жизни как особого феномена во всех её проявлениях. Дильтей уделял большое внимание социально-политическим проблемам и вопросу истории. История – цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: