Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. передача возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную. Вербальное общение представлено устной, письменно речью и языком жестов. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи меньше всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» для устной и «письмо» и «чтение» для письменной речи. «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
|
|
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
Невербальная коммуникация наиболее информативна, передает 90% информации. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящим, так и слушающим не в полной мере.
Визуальные:
- кинесика (движения рук, ног, головы, туловища);
- направления взгляда и визуальный контакт;
- выражение глаз;
- мимика – движение мышц лица;
- пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения в пространстве (в частности, смена поз относительно словесного текста);
- кожные реакции (покраснение, вспотевание);
- вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения и средства преобразования внешности;
- проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса).
Акустические:
- связанные с речью (интонация: громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы);
- с речью не связанные (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов);
Тактильные:
- физические воздействия (ведение слепого за руку, контактный танец);
- такевика (пожатие руки, хлопанье по плечу);
Существует 3 вида соотношений между вербальным и невербальным сообщением.
1. Вербальное сообщение подтверждается невербальным сопровождением;
2. Расхождение между вербальным и невербальным сообщениями.
3. Невербальное сопровождение касается совершенно иного предмета, чем вербальное.