Некоторые исследователи называют более 200 необходимых руководителю качеств.
Эти качества большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личностные и деловые.
1. К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей. Такими качествами являются:
- высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей сфере деятельности и смежных с ней;
- широта взглядов, эрудиция;
- стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;
- умение рационально использовать время, планировать свою работу.
2. Личностные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:
|
|
- высокие моральные стандарты;
- физическое и психологическое здоровье;
- внутренняя и внешняя культура;
- честность;
- справедливость, отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
- оптимизм, уверенность в себе.
3. К деловым качествам необходимо отнести:
- умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение, требовательность;
- доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
- контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);
- инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;
- умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.
Требования к руководителям в отношении этих качеств на различных уровнях управления неодинаковы.
На низовых уровнях, например, ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних – в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются способность стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.
|
|
Поскольку руководитель любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.
Различны требования к руководителям в разных странах
Женщины, как правило, хуже мужчин адаптируются на руководящих должностях. Во-первых, женщины в целом менее психологически устойчивы, независимы, смелы, чем мужчины, хуже контролируют себя. Во-вторых, сочетают большую загруженность на службе с домашними, прежде всего с материнскими, обязанностями. Поэтому они чаще довольствуются средними постами или руководят небольшими организациями (подразделениями) с простой структурой.