Внутренняя среда организаций

Внутренняя среда организации можно представить как совокупность внутренних переменных. Внутренние переменные – основные характеристики внутреннего устрой­ства организации. К ним относятся: цели, структура, задачи, технологии, люди.

Цель – это желаемый результат или желаемое конечное состояние органи­зации.

Достижение целей осуществляется в системе ограничений. Могут быть выделены внутренние ограничения организации, связанные в первую очередь с ее ресурсами, и внешние. Внешние ограничения будут рассмотрены при ха­рактеристике внешней среды организации. Общий процесс достижения целей организации может быть представлен в виде ряда этапов.

1. Руководство организации:

- разрабатывает цели организации;

- опреде­ляет цели подразделений организации;

- сообщает эту систему целей подраз­делениям.

2. Руководство подразделений:

- конкретизирует цели подразделений;

- сообщает цели и ставит задачи перед конкретными работниками;

- членами коллектива.

3. Члены коллектива:

- соотносят свои цели и цели организации и подраз­делений;

- соотносят свои цели и цели других членов коллектива;

- действуют.

4. Руководство подразделений и организации в целом оценивает резуль­таты деятельности членов коллектива в соответствии с целями организации. Полученная информация используется при обосновании целей следующего периода.

Цели организации образуют сложную систему и могут быть классифици­рованы по ряду критериев (таблица).

Критерий классификации Цель
1. Характер организации: коммерческая некоммерческая (государственные органы, больницы и т.д.) Получение прибыли, доля рынка, объем продаж Снижение затрат, увеличение числа получателей услуг
2. Уровень организации: организация как единая сис­тема подразделение отдельные группы Цели организации Цели подразделений Цели групп
3. Характер сферы деятель­ности: производство маркетинг финансы Повышение производительности, качества Анализ рынков, продвижения това­ров Рентабельность

Таблица – Система целей организации

Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оп­тимальное при данных условиях достижение цели организации.

Функциональная область – это перечень работ, выполняемых определен­ным подразделением организации. Это понятие связано с категорией «функ­ция управления», но не тождественно ему. Например, в выполнении такой функции, как планирование принимают участие и плановый отдел, и другие подразделения организации, в частности, линейные руководители производст­венных подразделений.

Формирование структуры организации осуществляется на основе гори­зонтального и вертикального разделения труда.

Горизонтальное разделение труда – это разделение труда между специа­листами, способными более эффективно выполнить данную работу. Горизон­тальное разделение присуще как производственной, так и управленческой дея­тельности. В крупных организациях специалистов одного профиля объединя­ют в группы, создают соответствующие подразделения (например, диспетчер­ское бюро, финансовое управление, отдел маркетинга, группа аналитиков и т.д.).

Вертикальное разделение труда включает разделение двух уровней. На первом уровне происходит отделение работы по непосредственному выполне­нию производственных заданий от работы по координации такой деятельно­сти. На втором уровне на основе преднамеренного вертикального разделения труда формируется иерархия управленческих уровней.

Важнейшими характеристиками иерархической структуры являются:

- подчиненность – кому и скольких подчиненных;

- сфера контроля – число лиц, подчиненных одному руководителю;

- объём управления – определяется сферой контроля и уровнем подчиненных.

Задача – это работа или ее часть, которая должна быть выполнена спосо­бом и в сроки, определенные в плане.

С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность предполагает поручение лицу, которое ее зани­мает, ряда задач, которые рас­сматриваются как его вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполняется таким способом и в предписанные сроки, организа­ция будет действовать успешно. Во всяком случае, часто это способствует достижению успеха.

Характеристики задач. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, с предметами (машинами, сырьем, инстру­ментами) и с информацией. Другие важные характеристики задач – это частота их повторения и время, необходимое для их выполнения.

В целом можно сказать, что управленческая работа носит менее монотон­ный, повторяющийся ха­рактер, а время выполнения каждого вида работы уве­личивается по мере движения по управленче­ской иерархии от низшего уровня к высшему.

Технология – это комбинация умения, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, не­обходимых для осуществления желательных преоб­разований в материалах, информации или людях.

Основными этапами развития технологий являются:

1. Стандартизация и механизация.

2. Конвейерные сборные линии (вначале перемещение работни­ков, потом изделия). Узкая специализация работников, снижение требований к их квалификации. Однако возросла монотонность работы, что привело к сни­жению производительности.

3. Предметно-замкнутые участки. Результатом деятельности является готовое изделие или узел. Смена рабочих мест для ос­лабления негативного влияния монотонности, обогащения содержания труда.

Классификация технологий:

а) по Вудворд – единичные (мелкосерийные), массовые и непрерывные.

б) по Томпсону – многозвенные (сборка), посреднические (купля-прода­жа), интенсивные (редактирование текста, монтаж фильма).

Люди. Организация – это прежде всего группа людей. В данном случае анализируется поведение людей в процессе функционирования организации:

- поведение отдельных членов организации;

- поведение людей в группах;

- по­ведение руководителя;

- поведение лидера и его влияние на поведение других людей.

В процессе взаимодействия работника и его внешней среды формируется шаблон поведения. Задача организации – создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения ее членов, стимулиро­вали формирование необходимых качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: