Внутренняя среда организации можно представить как совокупность внутренних переменных. Внутренние переменные – основные характеристики внутреннего устройства организации. К ним относятся: цели, структура, задачи, технологии, люди.
Цель – это желаемый результат или желаемое конечное состояние организации.
Достижение целей осуществляется в системе ограничений. Могут быть выделены внутренние ограничения организации, связанные в первую очередь с ее ресурсами, и внешние. Внешние ограничения будут рассмотрены при характеристике внешней среды организации. Общий процесс достижения целей организации может быть представлен в виде ряда этапов.
1. Руководство организации:
- разрабатывает цели организации;
- определяет цели подразделений организации;
- сообщает эту систему целей подразделениям.
2. Руководство подразделений:
- конкретизирует цели подразделений;
- сообщает цели и ставит задачи перед конкретными работниками;
- членами коллектива.
3. Члены коллектива:
|
|
- соотносят свои цели и цели организации и подразделений;
- соотносят свои цели и цели других членов коллектива;
- действуют.
4. Руководство подразделений и организации в целом оценивает результаты деятельности членов коллектива в соответствии с целями организации. Полученная информация используется при обосновании целей следующего периода.
Цели организации образуют сложную систему и могут быть классифицированы по ряду критериев (таблица).
Критерий классификации | Цель |
1. Характер организации: коммерческая некоммерческая (государственные органы, больницы и т.д.) | Получение прибыли, доля рынка, объем продаж Снижение затрат, увеличение числа получателей услуг |
2. Уровень организации: организация как единая система подразделение отдельные группы | Цели организации Цели подразделений Цели групп |
3. Характер сферы деятельности: производство маркетинг финансы | Повышение производительности, качества Анализ рынков, продвижения товаров Рентабельность |
Таблица – Система целей организации
Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение цели организации.
Функциональная область – это перечень работ, выполняемых определенным подразделением организации. Это понятие связано с категорией «функция управления», но не тождественно ему. Например, в выполнении такой функции, как планирование принимают участие и плановый отдел, и другие подразделения организации, в частности, линейные руководители производственных подразделений.
|
|
Формирование структуры организации осуществляется на основе горизонтального и вертикального разделения труда.
Горизонтальное разделение труда – это разделение труда между специалистами, способными более эффективно выполнить данную работу. Горизонтальное разделение присуще как производственной, так и управленческой деятельности. В крупных организациях специалистов одного профиля объединяют в группы, создают соответствующие подразделения (например, диспетчерское бюро, финансовое управление, отдел маркетинга, группа аналитиков и т.д.).
Вертикальное разделение труда включает разделение двух уровней. На первом уровне происходит отделение работы по непосредственному выполнению производственных заданий от работы по координации такой деятельности. На втором уровне на основе преднамеренного вертикального разделения труда формируется иерархия управленческих уровней.
Важнейшими характеристиками иерархической структуры являются:
- подчиненность – кому и скольких подчиненных;
- сфера контроля – число лиц, подчиненных одному руководителю;
- объём управления – определяется сферой контроля и уровнем подчиненных.
Задача – это работа или ее часть, которая должна быть выполнена способом и в сроки, определенные в плане.
С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность предполагает поручение лицу, которое ее занимает, ряда задач, которые рассматриваются как его вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполняется таким способом и в предписанные сроки, организация будет действовать успешно. Во всяком случае, часто это способствует достижению успеха.
Характеристики задач. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, с предметами (машинами, сырьем, инструментами) и с информацией. Другие важные характеристики задач – это частота их повторения и время, необходимое для их выполнения.
В целом можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер, а время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере движения по управленческой иерархии от низшего уровня к высшему.
Технология – это комбинация умения, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для осуществления желательных преобразований в материалах, информации или людях.
Основными этапами развития технологий являются:
1. Стандартизация и механизация.
2. Конвейерные сборные линии (вначале перемещение работников, потом изделия). Узкая специализация работников, снижение требований к их квалификации. Однако возросла монотонность работы, что привело к снижению производительности.
3. Предметно-замкнутые участки. Результатом деятельности является готовое изделие или узел. Смена рабочих мест для ослабления негативного влияния монотонности, обогащения содержания труда.
Классификация технологий:
а) по Вудворд – единичные (мелкосерийные), массовые и непрерывные.
б) по Томпсону – многозвенные (сборка), посреднические (купля-продажа), интенсивные (редактирование текста, монтаж фильма).
Люди. Организация – это прежде всего группа людей. В данном случае анализируется поведение людей в процессе функционирования организации:
- поведение отдельных членов организации;
- поведение людей в группах;
- поведение руководителя;
- поведение лидера и его влияние на поведение других людей.
В процессе взаимодействия работника и его внешней среды формируется шаблон поведения. Задача организации – создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения ее членов, стимулировали формирование необходимых качеств.