Под внешней средой организации принято понимать ту часть окружающего мира, с которой организация активно взаимодействует. Компоненты внешней среды: экономические условия, потребители, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, система ценностей. Хотя организация зависит от внешней среды очень сильно, среда находится вне пределов непосредственного влияния менеджера.
Факторы, существенно влияющие на деятельность организации (ситуационные факторы), можно разделить на две группы в зависимости от характера их воздействия на нее. Соответственно, часто выделяют среду прямого и косвенного воздействия.
К среде прямого воздействия относят факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое воздействие ее операций. К этим факторам обычно относят потребителей, конкурентов, поставщиков, законы и учреждения государственного регулирования.
К среде косвенного воздействия относятся факторы, которые хотя и не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, тем не менее сказываются на них. Здесь обычно рассматривают экономическую, технологическую, социокультурную, политическую среду, отношения с местным населением и другими заинтересованными группами (локальную среду), существенные для организации события в других странах (международную среду) и т.д. Эти факторы влияют на организацию не прямо, а через посредство факторов среды прямого воздействия. В следующих блоках мы рассмотрим основные переменные среды прямого и косвенного воздействия подробнее.
|
|
Среда прямого воздействия. Конкуренты. Качество, оцениваемое как способность продукта удовлетворять потребности и ожидания потребителя, всегда оценивается по отношению к продуктам конкурентов. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно получить. Фирмы могут также вести конкурентную борьбу за трудовые и природные ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. В результате конкуренции формируются такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда, характер отношений между руководителями и подчиненными и пр.
Поставщики. Организация может рассматриваться как система, преобразующая ресурсы в готовые результаты. Ресурсы поступают в организацию извне. К таким ресурсам относятся материалы, оборудование, энергия, капитал, технология и знания, трудовые ресурсы. Взаимодействие с поставщиками обычно опосредуется рынком. Существенными являются различия между поставщиками ресурсов различных типов. Рассмотрим отдельно наиболее важные группы - поставщиков материалов, капитала и трудовых ресурсов.
|
|
Законы и государственные органы. Любая организация, будь то коммерческая компания или любое другое частное либо общественное учреждение, всегда активно взаимодействует с государством и системой государственных нормативно-правовых актов. В рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под действие многочисленных правовых ограничении. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь индивидуальным частным предприятием, полным товариществом, обществом с ограниченной ответственностью, акционерным обществом, некоммерческой организацией и т.д., и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.
Кроме достаточно сложного законодательства на повседневную деятельность организаций активно воздействуют государственные органы, осуществляющие регулирование и обеспечивающие принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции. Эти органы часто вводят свои требования и толкования законов, имеющие, для большинства организаций силу закона. Это относится, например, к многочисленным письмам и разъяснениям, принимаемым налоговым ведомством и проводимым в жизнь местными налоговыми органами, что еще более усложняет условия деятельности основной массы организаций.
Среда косвенного воздействия. Экономическая среда. Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации состояние и изменения в состоянии экономики в целом либо в ее отдельных региональных или отраслевых сегментах.
Состояние мировой и национальной экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Состояние экономики может сильно повлиять на возможность получения организацией капитала для своих нужд.
Технологическая среда. Технология – внутренняя переменная организации. Однако тип и характер используемых технологий, их сравнительная оценка зависят от того, какие технологии являются «общественно-нормальными», т.е. определяют принимаемые рынком уровни издержек, качества продукции и услуг, условий труда и т.п. Иначе говоря, технологическая среда представляет собой комплекс технологий, используемых или пригодных для использования организацией, ее конкурентами, поставщиками и потребителями.
Социокультурная среда. Любая организация функционирует в некой культурной среде. Поэтому социокультурные факторы (установки, жизненные ценности и традиции), характерные для общества, в котором функционирует организация, влияют на организацию. Социокультурные факторы влияют на деятельность организаций по двум основным каналам. С одной стороны, они серьезно влияют на предпочтения и поведение потребителей, определяют требования и ожидания потребителей по отношению к продуктам и услугам, которые поставляют на рынок организации. Это может выражаться в пищевых, эстетических, религиозных или иных особенностях поведения разных групп потребителей, в их отношении к методам рекламы или оформлению товаров и т.п. С другой стороны, социокультурные факторы влияют на потребности и жизненные стандарты работников и тем самым детерминируют условия труда, характер и методы мотивации работников со стороны менеджмента и прочие факторы, влияющие на взаимодействие организации и ее работников.
Политическая и правовая среда. Политическая обстановка в странах, в которых оперирует компания, не может не оказывать на операции более или менее существенного влияния. Разумеется, характер факторов, которые выдвигаются на первый план, в разных странах не одинаков. В одних государствах это нарушение или обеспечение политической стабильности и связанное с этим обеспечение безопасности для личности и собственности. В других - частичное изменение законодательства, регулирующего различные аспекты деятельности организаций.
|
|
Локальная среда. Отношения с различивши группами населения (помимо потребителей) для многих организаций представляют достаточно важную проблему. Например, для многих фирм важное значение имеет отношение к ней местной общины, т.е. населения в регионе, в котором организация функционирует. Почти в каждой общине (регионе, городе, субъекте федерации) существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые общины, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в на их территорию. Другие, напротив, годами бьются в суде, что бы не допустить к себе промышленное предприятие. В некоторых общинах политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности предпочитают взять на себя большую долю рас ходов муниципальных органов либо с целью сохранения окружающей среды и не допущения новых предприятий в данную общину, либо для того, чтобы не допускать появления в районе расположения своей собственности нежелательных социальных элементов.