Внешняя среда организаций

Под внешней средой организации принято понимать ту часть окружающего мира, с которой организация активно взаимо­действует. Компоненты внешней среды: экономические условия, потребители, профсоюзы, правительственные акты, законода­тельство, система ценностей. Хотя организация зависит от внешней среды очень сильно, среда находится вне пределов непо­средственного влияния менеджера.

Факторы, существенно влияющие на деятельность организации (ситуационные факторы), можно разделить на две группы в зависимости от характера их воздействия на нее. Соответственно, часто выделяют среду прямого и косвенного воздействия.

К среде прямого воздействия относят факторы, которые непосредственно влияют на операции ор­ганизации и испытывают на себе прямое воздействие ее операций. К этим факторам обычно относят потребителей, конкурентов, поставщиков, законы и учреждения государственного регулирования.

К среде косвенного воздействия относятся факторы, которые хотя и не оказывают прямого не­медленного воздействия на опе­рации организации, тем не менее сказываются на них. Здесь обычно рассматривают экономическую, технологическую, социо­культурную, политическую среду, отноше­ния с местным населением и другими заинтересованными группами (локальную среду), существенные для организации события в других странах (международную среду) и т.д. Эти факторы влияют на органи­зацию не прямо, а через посредство факторов среды прямого воздействия. В следующих бло­ках мы рассмотрим основные пе­ременные среды прямого и косвенного воздействия подробнее.

Среда прямого воздействия. Конкуренты. Качество, оце­ниваемое как способность продукта удовлетворять потребности и ожидания потребителя, всегда оценивается по отношению к продуктам конкурентов. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты опреде­ляют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно получить. Фирмы могут также вести конкурентную борьбу за трудо­вые и природные ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. В результате конку­ренции формируются такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда, характер отношений между руководителями и подчи­ненными и пр.

Поставщики. Организация может рассматриваться как система, преобразующая ресурсы в готовые результаты. Ресурсы поступают в органи­зацию извне. К таким ресурсам относятся материалы, оборудование, энергия, капитал, технология и знания, трудовые ресурсы. Взаимодействие с поставщиками обычно опосредуется рынком. Существенными являются различия между поставщиками ресурсов различных типов. Рас­смотрим отдельно наиболее важ­ные группы - поставщиков материалов, капитала и трудовых ресурсов.

Законы и государственные органы. Любая организация, будь то коммерческая компания или любое другое частное либо обществен­ное учреждение, всегда активно взаимодействует с государством и системой государственных норма­тивно-правовых актов. В рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под действие многочисленных правовых ограничении. Каждая организация имеет опреде­ленный правовой статус, являясь индивидуальным частным предприятием, полным товариществом, обществом с ограничен­ной ответственностью, акционерным обществом, некоммерческой организа­цией и т.д., и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

Кроме достаточно сложного законодательства на повседневную деятельность организаций ак­тивно воздействуют государствен­ные органы, осуществляющие регулирование и обеспечивающие принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции. Эти органы часто вводят свои тре­бования и толкования законов, имеющие, для большинства организаций силу закона. Это относит­ся, например, к многочисленным письмам и разъяснениям, принимаемым налоговым ведомством и про­водимым в жизнь местными налоговыми органами, что еще более усложняет условия деятельности основной массы организаций.

Среда косвенного воздействия. Экономическая среда. Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на опера­циях организации состояние и изменения в состоянии эконо­мики в целом либо в ее отдельных регио­нальных или отраслевых сегментах.

Состояние мировой и национальной экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей поку­пать определенные товары и услуги. Состояние экономики может сильно повлиять на возможность получения организацией капитала для своих нужд.

Технологическая среда. Технология – внутренняя переменная организации. Однако тип и харак­тер используемых технологий, их сравнительная оценка зависят от того, какие технологии являются «общественно-нормальными», т.е. определяют принимаемые рын­ком уровни издержек, качества про­дукции и услуг, условий труда и т.п. Иначе говоря, технологическая среда представляет собой ком­плекс технологий, используемых или пригодных для использования организацией, ее конкурентами, поставщиками и потреби­телями.

Социокультурная среда. Любая организация функционирует в некой культурной среде. Поэтому социокультурные факторы (уста­новки, жизненные ценности и традиции), характерные для общества, в котором функционирует организация, влияют на организа­цию. Социокультурные факторы влияют на деятельность организаций по двум основным каналам. С одной стороны, они серьезно влияют на предпочтения и поведение потребителей, определяют требо­вания и ожидания потребителей по отношению к продуктам и услугам, которые поставляют на ры­нок организации. Это может выражаться в пищевых, эстетических, религиозных или иных особенно­стях поведения разных групп потребителей, в их отношении к методам рекламы или оформлению товаров и т.п. С дру­гой стороны, социокультурные факторы влияют на потребности и жизненные стандарты работников и тем самым детерминиру­ют условия труда, характер и методы мотивации работников со стороны менеджмента и прочие факторы, влияющие на взаимо­действие организации и ее работников.

Политическая и правовая среда. Политическая обстановка в странах, в которых оперирует компания, не может не оказывать на операции более или менее су­щественного влияния. Разумеется, характер факторов, которые выдви­гаются на первый план, в разных странах не одинаков. В одних государствах это нарушение или обеспечение политической стабильности и связанное с этим обеспечение безопасности для личности и собственности. В других - частичное изменение законодательства, регулирующего различные ас­пекты деятельно­сти организаций.

Локальная среда. Отношения с различивши группами населения (помимо потребителей) для многих организаций представляют достаточно важ­ную проблему. Например, для многих фирм важное значение имеет отношение к ней местной общины, т.е. населения в регионе, в котором организация функционирует. Почти в каждой общине (регионе, городе, субъекте федерации) существуют конкретные зако­ны и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые общины, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в на их территорию. Другие, напротив, годами бьются в суде, что бы не допустить к себе промышленное предприятие. В некоторых общинах политиче­ский климат благоприятствует бизнесу, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности предпочитают взять на себя большую долю рас ходов муниципальных органов либо с целью со­хранения окружающей среды и не допущения новых предприятий в данную общину, либо для того, чтобы не допускать появления в районе расположения своей собственности нежелательных социальных элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: