Оценка динамики производства и реализации продукции

Задачи и источники анализа производственных результатов

Лекция 6. Анализ производства и реализации продукции

1. Задачи и источники анализа производственных результатов

2. Оценка динамики производства и реализации продукции

3. Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту

4 Анализ ритмичности работы предприятия

5. Анализ качества продукции

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией. Качество выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг) - в дальнейшем - продукции - определяется потребностями рынка, производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов.

Реализуя продукцию, предприятие возмещает затраты на ее из­готовление и сбыт и получает прибыль, служащую источником тех­нического и социального развития. Несвоевременная реализация продукции наносит ущерб не только производителю, но и предпри­ятиям - потребителям, вызывая нарушения их нормальной деятельности.

Анализ производственных результатов проводится по следую­щим основным направлениям:

- оценка динамики производства и реализации продукции;

- анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту;

- анализ влияния факторов на объем продукции;

- анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции;

- анализ ритмичности работы предприятия;

- оценка и анализ конкурентоспособности продукции;

- анализ обновления продукции;

- анализ качества продукции.

Объем производства продукции может выражаться в натураль­ных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщаю­щие показатели объема производства продукции получают с помо­щью стоимостной оценки в оптовых ценах. Натуральные показатели используются при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции. Условно-натуральные применяются для обобщающей характеристики объемов производ­ства продукции. Например, на консервных заводах используется показатель тысяч условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов и т. д.

Основная информация для анализа производственных результа­тов содержится в планах экономического и социального развития предприятия, оперативных планах - графиках, формах статистиче­ской отчетности №П-1 “Сведения о производстве и отгрузке това­ров и услуг”, данных аналитического учета.

Динамика объема производства и реализации продукции харак­теризует изменение производства продукции и степень насыщения рынка продукцией предприятия. Оценка динамики объема произ­водства и реализации продукции осуществляется по сопоставимым оптовым ценам (без НДС и акцизов). В качестве сопоставимых цен применяются действующие цены в соответствующем месяце отчет­ного года (фиксированные цены). Используя индекс цен определя­ется объем произведенной и реализованной продукции в предыду­щем году в ценах, действующих в отчетном году, т. е. в фиксиро­ванных (сопоставимых).

Различие в темпах роста реализованной продукции и объема производства продукции может произойти за счет изменения остат­ков нереализованной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Как известно, производство продукции должно завершаться ее реализацией. Поэтому особое внимание следует уделять динамике объема реализованной продукции. На объем реализации продукции оказывают влияние 2 группы факторов:

- изменение объема производства продукции;

- изменение остатков нереализованной продукции.

Для анализа влияния этих факторов рекомендуется таблица 1.

Таблица 1-Расчет влияния факторов на изменение объема реализации продукции в сопоставимых (фиксированных) ценах, тыс. р.

Показатели Преды­дущий год Отчет­ный год Откл. +, - Темпы роста, %
план факт от преды­дущего года от плана по плану факти­чески
Объем реализованной продукции Объем продукции Изменение остатков нереализованной продукции              

Влияние факторов на изменение объема реализации продукции можно анализировать и в действующих ценах соответствующего года. При таком анализе определяется доля изменения остатков не­реализованной продукции от объема производства продукции и ее увеличение (уменьшение) по сравнению с предыдущим периодом. Увеличение остатков нереализованной продукции в действую­щих ценах соответствующего года в отчетном году по сравнению в с предыдущем годом при одновременном снижении их доли от объ­ема продукции свидетельствует о росте цен на продукцию и сниже­нии физического объема остатков нереализованной продукции.

При изменении объема реализованной продукции за счет изме­нения объема производства продукции анализируется номенклатура и ассортимент продукции по данным отчета ф. №П-1.

При значительном увеличении (уменьшении) остатков нереали­зованной продукции следует рассмотреть изменение отдельных ви­дов остатков нереализованной продукции по данным бухгалтерско­го учета: готовая продукция на складах, товары отгруженные и т. д. Следует указать причины роста остатков нереализованной продук­ции (неритмичность работы предприятия; скопление на складах

предприятия продукции, не пользующейся спросом; несвоевремен­ная оплата продукции заказчиком и т. д.) В процессе анализа следу­ет определить меры по сокращению остатков готовой продукции, ускорению ее отгрузки и расчетов за продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: