Задачи и источники анализа производственных результатов
Лекция 6. Анализ производства и реализации продукции
1. Задачи и источники анализа производственных результатов
2. Оценка динамики производства и реализации продукции
3. Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту
4 Анализ ритмичности работы предприятия
5. Анализ качества продукции
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией. Качество выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг) - в дальнейшем - продукции - определяется потребностями рынка, производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов.
Реализуя продукцию, предприятие возмещает затраты на ее изготовление и сбыт и получает прибыль, служащую источником технического и социального развития. Несвоевременная реализация продукции наносит ущерб не только производителю, но и предприятиям - потребителям, вызывая нарушения их нормальной деятельности.
|
|
Анализ производственных результатов проводится по следующим основным направлениям:
- оценка динамики производства и реализации продукции;
- анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту;
- анализ влияния факторов на объем продукции;
- анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции;
- анализ ритмичности работы предприятия;
- оценка и анализ конкурентоспособности продукции;
- анализ обновления продукции;
- анализ качества продукции.
Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки в оптовых ценах. Натуральные показатели используются при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции. Условно-натуральные применяются для обобщающей характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется показатель тысяч условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов и т. д.
Основная информация для анализа производственных результатов содержится в планах экономического и социального развития предприятия, оперативных планах - графиках, формах статистической отчетности №П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, данных аналитического учета.
Динамика объема производства и реализации продукции характеризует изменение производства продукции и степень насыщения рынка продукцией предприятия. Оценка динамики объема производства и реализации продукции осуществляется по сопоставимым оптовым ценам (без НДС и акцизов). В качестве сопоставимых цен применяются действующие цены в соответствующем месяце отчетного года (фиксированные цены). Используя индекс цен определяется объем произведенной и реализованной продукции в предыдущем году в ценах, действующих в отчетном году, т. е. в фиксированных (сопоставимых).
|
|
Различие в темпах роста реализованной продукции и объема производства продукции может произойти за счет изменения остатков нереализованной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Как известно, производство продукции должно завершаться ее реализацией. Поэтому особое внимание следует уделять динамике объема реализованной продукции. На объем реализации продукции оказывают влияние 2 группы факторов:
- изменение объема производства продукции;
- изменение остатков нереализованной продукции.
Для анализа влияния этих факторов рекомендуется таблица 1.
Таблица 1-Расчет влияния факторов на изменение объема реализации продукции в сопоставимых (фиксированных) ценах, тыс. р.
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Откл. +, - | Темпы роста, % | |||
план | факт | от предыдущего года | от плана | по плану | фактически | ||
Объем реализованной продукции Объем продукции Изменение остатков нереализованной продукции |
Влияние факторов на изменение объема реализации продукции можно анализировать и в действующих ценах соответствующего года. При таком анализе определяется доля изменения остатков нереализованной продукции от объема производства продукции и ее увеличение (уменьшение) по сравнению с предыдущим периодом. Увеличение остатков нереализованной продукции в действующих ценах соответствующего года в отчетном году по сравнению в с предыдущем годом при одновременном снижении их доли от объема продукции свидетельствует о росте цен на продукцию и снижении физического объема остатков нереализованной продукции.
При изменении объема реализованной продукции за счет изменения объема производства продукции анализируется номенклатура и ассортимент продукции по данным отчета ф. №П-1.
При значительном увеличении (уменьшении) остатков нереализованной продукции следует рассмотреть изменение отдельных видов остатков нереализованной продукции по данным бухгалтерского учета: готовая продукция на складах, товары отгруженные и т. д. Следует указать причины роста остатков нереализованной продукции (неритмичность работы предприятия; скопление на складах
предприятия продукции, не пользующейся спросом; несвоевременная оплата продукции заказчиком и т. д.) В процессе анализа следует определить меры по сокращению остатков готовой продукции, ускорению ее отгрузки и расчетов за продукцию.