Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

ЛЕКЦИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ I,II)

Российская Федерация является оной из крупнейших водных держав мира. Почти четверть мировых запасов питьевой воды сосредоточено в границах нашего государства. Реки России несут десятую часть ежегодного мирового речного стока. При этом население России не достигает и 3% общей численности населения земного шара. Водные ресурсы России значительны и разнообразны. Запасы пресной воды содержатся не только в реках, озерах, водохранилищах, но также и в подземных водоемах, педниках, многопетней мерзлоте и болотах. Большая часть гидроэнергетических ресурсов приходится на Сибирь и Дальний Восток (80%). Особенно велики они в бассейнах рек Енисея, Лены, Оби, Ангары, Иртыша, Амура. Богаты гидроэнергоресурсами реки Северного Кавказа. Данные обстоятельства обуславливают особую значимость создания эффективной системы законодательства, регулирующей вопросы использовании и охраны водных ресурсов.

Основное содержание лекции -Система водного законодательства Российской Федерации - Основные принципы водного законодательства Российской Федерации - Водные объекты. Виды водопользования - Виды прав на водные объекты - Система управления в области использования и охраны водных объектов - Система органов государственной власти в области использования и охраны водных объектов РФ и их полномочия - Предоставление водных объектов в пользование (решение о предоставлении водного объекта в пользование, договор водопользования, договор водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе) - Особенности предоставления и использования водных объектов для целей недропользования - Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов - Приостановление, ограничение, прекращение водопользования - Государственный водный контроль - Правовое регулирование охраны водных объектов в Российской Федерации. Ответственность за нарушения водного законодательства Российской Федерации. - Права граждан на использование водных объектов.
Система водного законодательства - Конституция РФ(ст. 9, ст. 72 и др.) - Водный кодекс РФот 6 июня 2006 г. № 74-ФЗ. - Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» от 6 июня 2006 г. № 73-ФЗ. - другие федеральные законы, в том числе Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Земельный кодекс РФ (в части земель водного фонда), Гражданский кодекс РФ (в части торгов, договора аренды); -указы Президента РФ (в настоящий момент практика нормативного правового регулирования водных отношений Указами Президента РФ незначительна); - постановления Правительства РФ(например, от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», от 14 апреля 2007 г. 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», от 28 апреля 2007 г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра» и другие); - приказы Министерства природных ресурсов РФ(позднее преобразованного в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации) (например, от 14 марта 2007 г. № 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование», от 23 апреля 2008 г. № 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование», от 13 апреля 2009 г. № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», от 4 июля 2007 г. 169 «Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов»); - законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ(например, Закон Калужской области № 284-ОЗ от 2 февраля 2007 г. «О разграничении полномочий органов государственной власти Калужской области в сфере водных отношений на территории Калужской области», Закон Тульской области от 03.07.2007 № 850-ЗТО «О разграничении полномочий органов государственной власти Тульской области в сфере водных отношений», Закон Томской области от 12 августа 2008 г. № 168-ОЗ «О регулировании отдельных водных отношений, связанных с использованием и охраной поверхностных водных объектов, на территории Томской области», Закон Республики Коми от 3 апреля 2006 г. № 22-РЗ «О регулировании водных отношений в Республике Коми» и другие); - акты органов местного самоуправления(например, нормативные правовые акты ОМСУ, устанавливающие ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в муниципальной собственности, а также порядка расчета и взимания этой платы).
Основные принципы водного законодательства Водный кодекс РФ презимюрует значимость водных объектов как основу жизни и деятельности человека и рассматривает водные объекты: - как важнейшую составную часть окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, - как природный ресурс, используемый человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, - как объект права собственности и иных прав. На основании этого были выработаны принципы водного законодательства Российской Федерации. Главнейшим из них является принцип охраны водных объектов и приоритет охраны водных объектов над их использованием. Согласно данному принципу: - использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; - должны сохраняться особо охраняемые водные объекты, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами; - граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации; - регулирование водных отношений должно осуществляться в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей, - экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов. Использование водных ресурсов для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности должно осуществляться с учетом названных принципов, кроме того, при этом должны быть реализованы: - целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей; - приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов; - использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для осуществления традиционного природопользования; - комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями; - платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации[1]. В рамках рассмотрения водных объектов как объекта права собственности должны быть обеспечены: - равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц; - равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством.
Водные объекты Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Под «водным режимом» Водным кодексом РФ понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (граница водного объекта). Данные земли являются землями водного фонда. К поверхностным водным объектамотносятся: - моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы[2] и другие); - водотоки (реки, ручьи, каналы); - водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); - болота; - природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); - ледники, снежники. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Береговая линия определяется для: - моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; - реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; - пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; - болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
Цели и виды водопользования Водные объекты используются для целей: - питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, - сброса сточных вод и (или) дренажных вод, - производства электрической энергии, - водного и воздушного транспорта, - сплава древесины и иных целей. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: - водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты (например, в целях работы судовых механизмов); - водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты (например, полив садовых участков); - водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (например, взлет и посадка воздушного судна)[3]. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на: - совместное водопользование (предполагается пользование водным объектом различными лицами для различных целей); - обособленное водопользование (предполагается использование водного объекта одним лицом). Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.
Субъекты водных отношений Участниками водных отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в водных отношениях участвуют в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами соответственно: - органы государственной власти РФ (Правительство РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и др.), - органы государственной власти субъектов РФ, - органы местного самоуправления. Понятие «водопользователь» вводится Водным кодексом РФ. Водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Следовательно, не являются водопользователями лица, использующие водные объекты общего пользования для целей, разрешенных статьей 6 Водного кодекса РФ (например, Водные объекты общего пользования иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд и пр.).
Виды прав на водные объекты Законодательством РФ выделяются 2 вида прав на водные объектов право собственности и право пользования. Право собственности на водные объекты Действующее законодательство РФ закрепило преимущественно федеральную собственность на различные водные объекты. Так, водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением: - прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности: - субъекту Российской Федерации, - муниципальному образованию, - физическому лицу, - юридическому лицу. В названных случаях пруды и обводненные карьеры находятся в собственности собственника земельного участка. Указанные пруды, обводненные карьеры могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Право собственности на такие водные объекты прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого они расположены. Если указанные пруды, обводненные карьеры находятся на территории двух административно-территориальных образований (двух субъектов Российской Федерации, двух муниципальных районов, городских округов и пр.), то для них предусмотрено специальное нормативное правовое регулирование установления права собственности на такие водные объекты. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах, в соответствии с которым недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Право пользования водными объектами Водопользование - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Право пользования водными объектами означает, что пользователь получил от собственника водного объекта право на его использование (фактическое владение и извлечение из него полезных свойств и коммерческой прибыли) в течение определенного периода и на условиях, установленных собственником водного участками или на основании договора собственника водного объекта и водопользователя. Право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения органа исполнительной власти РФ о предоставлении водного объекта в пользование.
Система управления и учета в области использования и охраны водных объектов Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, которые состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей. В РФ установлено 20 бассейновых округов (Балтийский; Баренцево-Беломорский; Двинско-Печорский; Днепровский; Донской; Кубанский; Западно-Каспийский; Верхневолжский; Окский; Камский; Нижневолжский; Уральский; Верхнеобский; Иртышский; Нижнеобский; Ангаро-Байкальский; Енисейский; Ленский; Анадыро-Колымский; Амурский). В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа. В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов. В целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод Министерством природных ресурсов и экологии РФ утверждаются схемы комплексного использования и охраны водных объектов. Схемы разрабатываются Федеральным агентством по недропользованию при участии других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации. Схемами, помимо прочего устанавливаются целевые показатели качества воды в водных объектах; лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества; квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод. Для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляется гидрографическое районирование территории Российской Федерации. Гидрографическими единицами являются речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод. В целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, Федеральным агентством водных ресурсов (с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) осуществляется установление и соблюдение нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Данные нормативы разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц реализуется в рамках государственного мониторинга водных объектов, осуществляемого в целях: - своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; - оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; - информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя: ‑ регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон; - сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений; - внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр; - оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию (в отношении подземных вод), Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (в отношении водных ресурсов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий создан государственный водных реестр. Государственный водный реестр ведется Федеральным агентством водного хозяйства и представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. В государственный водный реестр включаются документированные сведения о бассейновых округах; речных бассейнах; водохозяйственных участках; водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях; водохозяйственных системах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах; водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования; о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; договорах водопользования; об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами. Сведения, полученные Федеральным агентством водных ресурсов в результате наблюдений в рамках государственного мониторинга водных объектов, включаются в реестр в 30-дневный срок с даты их поступления. Предоставление копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, осуществляется на основании заявления, направляемого в Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальный орган. Размер платы за предоставление копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, составляет для юридических и физических лиц 50 рублей за 1 лист формата A4.
Система органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов РФ Систему органов государственной власти в области использования и охраны водных объектов составляют: - Правительство Российской Федерации; - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации; - Федеральное агентство водных ресурсов; - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; - иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти; - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области водных отношений относятся регулятивные (принятие нормативных правовых актов) и распорядительные полномочия (реализация положений нормативных правовых актов). К регулятивным полномочиям отнесены принятие таких нормативных правовых актов, как: - порядок ведения государственного водного реестра; - порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядок подготовки и заключения договора водопользования; - ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы; - порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов; - порядок резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; - порядок использования водных объектов для взлета, посадки воздушных судов; - иные нормативные правовые акты. К распорядительным полномочиям отнесены: - владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; - разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы; - осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов; - организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов; - ведение государственного водного реестра; - гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации; - иные распорядительные полномочия. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений также относятся регулятивные (принятие нормативных правовых актов) и распорядительные полномочия (реализация положений нормативных правовых актов). К регулятивным полномочиям отнесены принятие таких нормативных правовых актов, как: - правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах; - правила охраны жизни людей на водных объектах; - ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядок расчета и взимания такой платы; утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. К распорядительным полномочиям отнесены: - владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; - осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору; - участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов; - осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; - резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; - осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; - иные полномочия. Органам исполнительной власти субъектов РФ переданы для исполнения следующие полномочия РФ в области водных отношений: - предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование (исключение - предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется Правительством РФ); - осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; - осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Реализация данных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, которые носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Полномочия не передаются в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов установлен постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 2054-р и включает в себя 72 водохранилища на всей территории Российской Федерации. В отношении таких водохранилищ государственные полномочия осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов. По решению Правительства РФ исполнение указанных полномочий РФ может быть изъято у органов исполнительной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления в области водных отношений реализуют в основном распорядительные полномочия в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности. К таким полномочиям отнесены: - владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; - осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; - осуществление мер по охране таких водных объектов; К регулятивным полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится полномочие по установлению ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы. Помимо этого, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд. К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений также относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.
Предоставление водных объектов в пользование Водные объекты предоставляются в РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование и на основании договоров водопользования. Водным кодексом РФ предусмотрены отдельные случаи предоставления водных объектов без принятия решения или заключения договора водопользования.
Решение о предоставлении водного объекта в пользования Решения о предоставлении водных объектов в пользование принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления или Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы (в отношении водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации, или частей таких водохранилищ, морей или их отдельных частей в пользование на основании договора водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование). Данные органы также заключают договоры водопользования. Исключение: Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации. Заявка подается в Федеральное агентство водных ресурсов. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование предоставляются в пользование для: - обеспечения обороны страны и безопасности государства; - сброса сточных вод и (или) дренажных вод; - строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; - создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами; - строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; - разведки и добычи полезных ископаемых; - проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; - подъема затонувших судов; - сплава древесины в плотах и с применением кошелей; - забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); - организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование Физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта в пользование обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. К заявлению прилагаются различные документы в зависимости от вида водопользования, например, для предоставления водного объекта в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых необходимо предоставить лицензию на пользование недрами. Представление не в полном объеме документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование. Исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок не более 30 дней с даты поступления документов: - рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства; - выполняет расчет параметров водопользования; - определяет условия использования водного объекта; - обеспечивает согласование условий водопользования с заинтересованными исполнительными органами государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции; - рассматривает и оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели. В течение тридцати дней со дня получения заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование. Отказ в предоставлении водного объекта или его части может быть обжалован в судебном порядке. Решение о предоставлении водного объекта в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.
Договор водопользования На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: - забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; - использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; - использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет. Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование обращаются в органы власти по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование. В заявлении указываются: - сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя; - наименование и место расположения водного объекта; - обоснование цели, видов и срока водопользования. К заявлению, в зависимости от цели водопользования, прилагаются дополнительные документы и материалы. Уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов: - рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством РФ, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом; - определяет условия использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления; - оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели; - при признании возможным использования водного объекта: - оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении; При признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора. В таких случаях орган государственной власти или орган местного самоуправления размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. После чего проводится аукцион предметом которого является право на заключение договора водопользования в установленном Правительством РФ порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. № 230. После рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов. Если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем. Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях: - документы представлены с нарушением требований, установленных настоящими Правилами; - заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством РФ к водопользователю; - использование водного объекта в заявленных целях приведет к ущемлению прав и нарушению интересов других водопользователей; - указанный в заявлении водный объект предоставлен в обособленное водопользование; - использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заявитель или его уполномоченный представитель (при наличии документов, подтверждающих полномочия на подписание договора водопользования) в течение 30 дней с даты получения 2 экземпляров подписанного уполномоченным должностным лицом договора водопользования, подписывает их и направляет в уполномоченный орган или извещает об отказе от подписания этого договора. После подписания сторонами договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством. Право пользования водным объектами прекращается по основания, предусмотренным гражданским и иным законодательством Российской Федерации, а также по истечении срока действия решения о предоставлении водного объекта в пользование или договора водопользования.
Использование водных объектов без заключения договора водопользования или принятия решения о предоставления водного объекта в пользование Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для: - судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов; - осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; - забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод; - забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; - забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды); - забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; - воспроизводства водных биологических ресурсов; - проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов; - проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ; - рыболовства, рыбоводства, охоты; - осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; - санитарного, карантинного и другого контроля; - охраны окружающей среды, в том числе водных объектов; - научных, учебных целей; - разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек; - полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными; - купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан; - проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации; - создания искусственных земельных участков в морском или речном порту.
Особенности предоставления и использования водных объектов для целей недропользования Для геологического изучения не требуется получения разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления или заключения договора водопользования. Для разведки и добычи полезных ископаемых необходимо получение разрешения о предоставлении водного объекта в пользование. Исключение: разведка и добыча полезных ископаемых на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек. В данном случае не требуется получения разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления или заключения договора водопользования. При добыче торфа и других полезных ископаемых болото или его часть может утрачивать режим водного объекта в результате полной или частичной выработки торфа, полной или частичной замены его материалами естественного или техногенного происхождения, в том числе подстилающими болото отложениями. После окончания использования болота или его части проводится их рекультивация преимущественно путем обводнения и искусственного заболачивания. Приобретение права пользования подземными водными объектами регулируется законодательством РФ о недрах. Лицензия на разведку и добычу подземных вод выдается Федеральным агентством по недропользованию на срок до 25 лет.
Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право: - самостоятельно осуществлять использование водных объектов; - осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах; - пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: - не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; - содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; - информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; - своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; - выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Досрочное прекращение водопользования, приостановление, ограничение водопользования Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является: - нецелевое использование водного объекта; - использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации; - неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки. При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан: - прекратить в установленный срок использование водного объекта; - обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта. Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае: - угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека; - возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; - причинения вреда окружающей среде; - в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов Основной задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения требований водного и иного законодательства, в том числе требований к особому правовому режиму использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются: - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов); - органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов). Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование: - поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; - водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд; - внутренних морских вод; территориального моря Российской Федерации; - особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий; - водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами; - водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; - трансграничных (пограничных) водных объектов; - водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год. Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Вышеназванные органы государственной власти уполномочены проводить плановые и внеплановые контрольные проверки. Контрольные проверки могут проводиться в форме документарных или выездных проверок. Внеплановые проверки проводятся: - в целях контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, - при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; - при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Сроки проведения контрольных проверок: В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в три года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора имеют право: - осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов; - проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов; - составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям; - давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений условий использования водных объектов и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки; - осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов; - уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов; - предъявлять физическим лицам, юридическим лицам требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и по организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них; - предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции; - привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случаях аварий на водных объектах. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, являются обязательными для исполнения всеми участниками водных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в административном и судебном порядке.
Правовое регулирование охраны водных объектов в Российской Федерации Основные требования к охране водных объектов Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов. Охрана подземных водных объектов Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод. В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды. Охрана водных объектов при проведении работ Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности. Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей. Размещение заказа на выполнение мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Права граждан на использование водных объектов общего пользования Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, за исключением случаев, когда это право ограничено Водным кодексом РФ и другими федеральными законами. Так, например, на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и некоторых других объектов не определяется. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Приложение

1. Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

2. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

3. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

4. На территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: