Характеристики организации на разных стадиях ЖЦО

1. Стадия создания (предпринимательская стадия)

Данная стадия связана с поиском и занятием свободной рыночной ниши. При зарождении организации основной акцент делается на создании продукта и выживании на рынке. Основатели организации по своей натуре – предприниматели, они сосредоточены на технических сторонах производства и маркетинга. Организация на 1-й стадии ЖЦ неформальна и небюрократична. Характерным является неболь­шое количество компаньонов. Рабочий день не нормирован. Контроль осуществляется лично самим хозяином-основателем компании. Наибольшее количество неудач происходит в тече­ние первых лет после возникновения организации. Организации небольшого масштаба тер­пят неудачу из-за некомпетентности и неопытности субъектов уп­равления.

Кризис 1-й стадии отражает потребность в лидерстве. По мере роста организации растет и число ее сотрудников. Причиной кризиса 1-й стадии становится неготовность основателей (отсутствие у них навыков и/или интереса) заниматься управленческой деятельностью. Чтобы преодолеть кризис 1-й стадии, нужен сильный менеджер, способный применить эффективные техники управления.

На стадии создания организации руководитель должен:

- изучить потребительский спрос на данную продукцию или ус­луги на конкретных рынках;

- собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ре­сурсами организации;

- принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;

- рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов.

2. Стадия роста (коллективизма)

Если кризис лидерства удалось снять, и в компании появился сильный руководитель, то организация приступает к формированию четких целей, задач и направлений деятельности. Проводится разбивка на подразделения, устанавливается иерархия власти, проектируются рабочие места, закладываются основы разделения труда. Все чувствуют себя частью единого коллектива; коммуникации и контроль носят преимущественно неформальный характер. Налаживаются пла­нирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпри­нимателей, проводя систематическое планирование, координа­цию, управление и контроль.

Кризис 2-й стадии выражает орг. потребность в делегировании полномочий. Менеджеры низших звеньев, по мере укрепления своих позиций на порученных им функциональных участках, выступают с требованиями большей самостоятельности. Кризис автономии происходит, когда топ-менеджеры, добившиеся успехов на основе жесткого стиля лидерства и централизации власти, не желают расставаться со всей полнотой своей власти и ответственности. Высшее руководство продолжает видеть свою главную задачу в жесткой координации внутриорганизационной деятельности и объединении ее частей в единое целое. На этой стадии требуется найти механизмы контроля и координации деятельности орг. подразделений без прямого вмешательства в эти процессы менеджеров высшего звена.

На стадии роста организации на первом плане в деятельности руководителя выступают:

- решение социальных проблем коллектива, позволяющее за­креплять и развивать заинтересованность работников;

- обеспечение баланса между текущей и инновационной деятельностью, между повышением качества продук­ции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала;

- оптимизация соотношения между централизацией и децент­рализацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: