1. Стадия создания (предпринимательская стадия)
Данная стадия связана с поиском и занятием свободной рыночной ниши. При зарождении организации основной акцент делается на создании продукта и выживании на рынке. Основатели организации по своей натуре – предприниматели, они сосредоточены на технических сторонах производства и маркетинга. Организация на 1-й стадии ЖЦ неформальна и небюрократична. Характерным является небольшое количество компаньонов. Рабочий день не нормирован. Контроль осуществляется лично самим хозяином-основателем компании. Наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Организации небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности субъектов управления.
Кризис 1-й стадии отражает потребность в лидерстве. По мере роста организации растет и число ее сотрудников. Причиной кризиса 1-й стадии становится неготовность основателей (отсутствие у них навыков и/или интереса) заниматься управленческой деятельностью. Чтобы преодолеть кризис 1-й стадии, нужен сильный менеджер, способный применить эффективные техники управления.
|
|
На стадии создания организации руководитель должен:
- изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;
- собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами организации;
- принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;
- рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов.
2. Стадия роста (коллективизма)
Если кризис лидерства удалось снять, и в компании появился сильный руководитель, то организация приступает к формированию четких целей, задач и направлений деятельности. Проводится разбивка на подразделения, устанавливается иерархия власти, проектируются рабочие места, закладываются основы разделения труда. Все чувствуют себя частью единого коллектива; коммуникации и контроль носят преимущественно неформальный характер. Налаживаются планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.
Кризис 2-й стадии выражает орг. потребность в делегировании полномочий. Менеджеры низших звеньев, по мере укрепления своих позиций на порученных им функциональных участках, выступают с требованиями большей самостоятельности. Кризис автономии происходит, когда топ-менеджеры, добившиеся успехов на основе жесткого стиля лидерства и централизации власти, не желают расставаться со всей полнотой своей власти и ответственности. Высшее руководство продолжает видеть свою главную задачу в жесткой координации внутриорганизационной деятельности и объединении ее частей в единое целое. На этой стадии требуется найти механизмы контроля и координации деятельности орг. подразделений без прямого вмешательства в эти процессы менеджеров высшего звена.
|
|
На стадии роста организации на первом плане в деятельности руководителя выступают:
- решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;
- обеспечение баланса между текущей и инновационной деятельностью, между повышением качества продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала;
- оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий и т. п.