При формировании макрологистических систем в большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек является определяющим. Однако зачастую критерии формирования макрологистической системы определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями.
Понятие логистической системы. Виды логистических систем. Примеры логистических систем в торговле.
Логистическая система - сложная организационно завершенная экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса,
Логистическая операция - действия, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационных, финансовых, сервисных потоков.
Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, объединяющая промышленные, посреднические, торговые и транспортные предприятия и организации для достижения единой цели.
|
|
Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. В последнем случае макрологистическая система решает специфические задачи юридического и экономического характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законодательстве, таможенными барьерами и др.
Задачи макрологистики:
- формирование межотраслевых материальных балансов;
- выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции, ориентированных на определенный круг потребителей и производителей;
- размещение на заданных территориях складских комплексов общего пользования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров;
- выбор вида транспорта и транспортных средств;
- организация транспортировки и координации работы различных видов транспорта в транспортных узлах;
- оптимизация административно-территориальных распределительных систем для многоассортиментных материальных потоков и т. п.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относятся различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы, т. е. это технологически связанные производства, объединенные одной инфраструктурой.
Таким образом, микрологистические системы относятся к определенной организации бизнеса, например к фирме-производителю товара (ассортимента товаров), и предназначены для оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и/или снабжения и сбыта.
|
|
На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем: закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему; планирование и управление производством — эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда; сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
В пределах одной микрологистической системы решаются следующие задачи:
- планирование и контроль уровня входных, промежуточных запасов и запасов готовой продукции;
- планирование и управление реализацией;
- планирование перемещений изделий в процессе производства внутри промышленных предприятий;
- управление выполнением транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ.
Задача логистической организации на предприятии заключается в формировании отношений между функциональными областями логистики на предприятии, а также между сотрудниками функциональных подразделений и ресурсами так, чтобы обеспечивалось оптимальное достижение цели логистической системы предприятия.
Преимущества перехода на логистическую организацию:
· Повышение прибыли за счет снижения общих затрат ресурсов предприятия;
· Рост объема продаж за счет повышения уровня обслуживания потребителей;
· Более производительное использование ресурсов предприятия;
· Улучшение результатов маркетинговой деятельности предприятия;
· Улучшение экономических показателей предприятия за счет сокращения объема запасов, уменьшения дебиторской задолженности и увеличения денежного потока.
Концепция развития организационных структур:
· Сжатие организационной структуры;
· Наделение полномочиями;
· Формирование команд;
Профессиональная подготовка
Стадии развития организационной структуры предприятия:
1. Фрагментарность (фрагментарная функциональная структура);
2. Функциональное агрегатирование (группировка по функциям);
3. Интеграция процессов (интеграция функциональных процессов, интеграция информационных процессов).
Цель создания отдела логистики:
· Создание эффективной логистической системы, способной обеспечить поставки товара (в контексте качества) в нужном количестве, в нужный момент времени, в нужное место, с минимальными затратами;
· Создание стандартов и эффективной системы измерения и оценки качества и количества выполняемых работ во всех процессах логистики компании.
Задачи отдела:
· Обеспечение движения товаров от поставщика к клиенту на всех этапах выполнения заказа;
· Оптимизация транспортных потоков по времени и цене;
· Управление и оптимизация деятельности склада.
В структуру отдела логистики входят следующие службы:
· Служба оприходования и претензирования;
· Служба выписки товаросопровождающих документов;
· Служба учета и сертификации;
· Склады;
· Служба экспедирования
Критерии эффективности работы отдела логистики на предприятии:
1. Уровень потерь товаров при транспортировке (определяется нормами убыли);
2. Потери товаров при хранении (определяется на основе норм естественной убыли);
3. Время с момента получения заявки торговым агентом до передачи товара клиенту;
4. Средняя заполняемость склада;
5. Грузооборот склада;
6. Количество отработанных заявок в единицу времени;
7. Количество рекламаций от клиентов;
8. Количество возвратов по причине боя или возникновения брака при доставке;
9.Время с момента поступления товаров на склад до момента поступления его в продажу