Контрольные вопросы
1. В чем заключаются особенности применения методов обучения?
2. Чем обосновывается выбор методов обучения?
3. Назовите основные методы устного сообщения учебной информации.
4. Какие приемы и способы необходимо применить для повышения эффективности восприятия учебной информации?
В этом случаедля достижения первой цели наиболее эффективны методы сообщения готового знания путем информирующего и проблемного изложения, включая идедуктивное выделение, осуществляемое самим преподавателем. При прочихравных условиях, если содержание знаний достаточно полно и четко, понимание материала может быть достигнуто таким путем быстрее и легче, чемлюбым другим методом объяснения. При этом создаются условия для развития логических умений, поскольку происходит их репродуктивная актуализация под влиянием уясняемого содержания.Для более активного формирования логических умений и развитиятворческих приемов при сообщении готового знания условия не создаются,следовательно, данные методы объяснения обладают очень малыми возможностями для достижения второй цели обучения. Развитие логического итворческого умения происходит при использовании методов дедуктивноговыведения и эвристического поиска. Итак, для объяснения материала должны применяться фактически всеимеющиеся методы, но с разной частотой. Главными являются метод дедуктивного выведения и методы информирующего и проблемного изложения,используемые сами по себе и как часть выведения. Метод эвристического поиска применяется по отношению к 15–20 %материала поиска, но он играет важную роль в создании условий для развития творческого мышления и поэтому должен обязательно использоваться,особенно на уроках теоретического обучения. Для этого в содержании каждой порции материала, описывающей объекты или действия с ними, должныбыть выделены части, которые даются путем организации самостоятельногоуправляемого эвристического поиска характеристик их сущности, причин ипринципов решения задач.
№ п/п | Основные группы методов обучения | Основные подгруппы методов обучения | Отдельные методы обучения |
Методы стимулирования и мотивации учения | 1.1. Методы формирования интереса к учению 1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении | Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др. Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др. | |
Методы организации и осуществления учебных действий и операций | 2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств): § словесные методы § наглядные методы § аудиовизуальные методы § практические методы 2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) 2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) 2.4. Методы самоуправления учебными действиями | Лекция, рассказ, беседа и др. Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др. Сочетание словесных и наглядных методов методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др. Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др. Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.). Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др. | |
Методы контроля и самоконтроля | 3.1. Методы контроля | Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля. Методы самоконтроля |