ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА.
Хроматическая гамма – это гамма, выстроенная по полутонам, основанная на принципе родства тональностей.
Мажорная хроматическая гамма: при движении вверх повышаются I,II,IV,V ступени и вместо повышения VI, понижается VII ступень. При движении вниз понижаются II,III,VI,VII ступени и вместо понижения V, повышается IV ступень. Таким образом, при движении вверх не изменяются III и VI ступени, при движении вниз – I и V ступени.
Минорная хроматическая гамма: при движении вверх правописание совпадает с параллельным мажором, при движении вниз - с одноимённым мажором.
Таким образом, при движении вверх и вниз не изменяются I и V ступени. Отклонение – временный переход в другую тональность, с последующим возвращением в основную тональность.
Модуляция – переход в другую тональность, с закреплением в новой тональности.
РОДСТВЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Родственными называются тональности, тонические трезвучия которых располагаются на ступенях данного мажора или минора. К родственным тональностям относятся:
|
|
1) тональность параллельная данной,
2) тональность субдоминанты,
3) тональность параллельная тональности субдоминанты,
4) тональность доминанты,
5) тональность параллельная тональности доминанты,
6) в мажоре - тональность гармонической (минорной) субдоминанты, в миноре
– тональность гармонической (мажорной) доминанты. Примеры: Для C–dur: a-moll, F-dur, d-moll, G-dur, e-moll, f-moll.
Для a-moll: C-dur, d-moll, F-dur, e-moll, G-dur, E-dur.
НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ ИЛИ (ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ)
Натуральными называются лады, звукоряды которых располагаются на натуральных ступенях (на белых клавишах). Различают Мажорные лады:
1) Эолийский – натуральный мажор (звукоряд от «с» до «с»).
2) Лидийский – мажор с IV +ст. (звукоряд «f – f»).
3) Миксолидийский – мажор с VII-ст. (звукоряд «g – g»).
Минорные лады:
1) Ионийский – натуральный минор (звукоряд от «а» до «а»).
2) Фригийский – минор со II– ст. (звукоряд «е – е»).
3) Дорийский – минор с VI+ ст. (звукоряд «d – d»).
Уменьшённый лад – гипофригийский (звукоряд «h – h»). Строение: полутон, тон, тон, полутон, тон, тон, тон. (Или минор со II-, V- ступенью)