«Болезнь приятным делает здоровье, зло—добро, голод—насыщение, усталость—отдых».
Противоположности не просто исключают и дополняют друг друга, но и «высвечивают», оттеняют друг друга: одна сторона становится фоном, на котором проявляется другая, противоположная сторона. Контуры одной противоположности приобретают очертания благодаря другой. Само выявление чего-либо, определенность явления возможна при наличии ее противоположности.
Аксиологический аспект принципа противоречивости: ценность одного (добра) действительна при наличии антиценности (зла). Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, их неизбывность и всеобщность в космическом контексте, но также и в этическом и эстетическом. Наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира.
112. [107] __ __ 178.
«Мышление—великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно».
Мудрость – это достойное мышление, которое стремится познать природу и руководит, согласно знанию ее, поступками.
|
|
113. [91]____ __ 179.
«Мышление обще всем».
Мышление (разум) соответствует в идеале Логосу космоса. Стремясь познать логос или Закон, человек приобщается к единому Закону, через мышление обретает общность со всем универсумом. Потому-то мышление – обще всем и в нем условие общности со всем.
114. [91b] __ __ 179.
«Тем, кто желает говорить умно, должно укрепить себя этим для всех общим, как город, законом и много крепче. Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх».
Здесь интересно сравнение закона с городом («общим, как город, законом») ‑ закон аналогичен городу, который существует как сообщество, благодаря человеческим, установленным в этом сообществе законам. Законы человеческие определяют крепость этого сообщества, имеющая условием большую крепость – крепость законов божественных, т.е. законов космоса – единых для всех законов, простирающих свою власть «насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх». Интересно круговое построение метафоры: сначала божественный закон ‑ его сила и власть, его крепость сравнивается с обустроенным по человеческим законам человеческим сообществом (городом); но крепость человеческого сообщества возможна только потому, что законы этого сообщества «питаются единым, божественным» Законом. Получается цепочка-круг: единый божественный закон – как крепость человеческих законов города, которые – …как «единый божественный Закон».
115. [0] __ __ 180α.