Дистанционные образовательные технологии в процессе проведения урока по классической гитаре с обучающимися ДШИ (на примере Детской школы искусств №13 Курортного района Санкт-Петербурга)

Крылова Ю.С., доцент кафедры гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории имени

А.К. Глазунова, кандидат педагогических наук

Фомичев И. А., преподаватель ДШИ №13 Курортного района

г. Санкт-Петербурга

В 2020 году система образования столкнулась с вызовом, потребовавшим от нее большой мобильности и адаптивности. Дистанционное обучение, несколькими годами ранее определявшееся как один из перспективных способов получения образования, одна из инновационных технологий, направленных на организацию интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося, на современном этапе стало основной формой организации учебного процесса. Дистанционные образовательные технологии, представляющие собой «комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю» [1, с. 345] с трудом вписывается в структуру обучения музыке.

Музыкальное образование, традиционно основанное на живом общении педагога и ученика, также было поставлено перед решением проблемы осуществления обучения в режиме онлайн. И если школьное обучение алгоритмизировано: специальное программное обеспечение, методические материалы, рекомендованные к использованию в работе учителя, контрольные задания, позволяющие объективно оценить уровень знаний всех учеников, то обучение музыке сложно втиснуть «в прокрустово ложе» алгоритма. Каждый обучающийся наделен индивидуальным комплексом музыкальных способностей, развивать которые с помощью дистанционных образовательных технологий - сложная педагогическая задача. Ее решение, на наш взгляд, возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

– техническая оснащенность детских школ искусств (наличие необходимой техники, лицензионного программного обеспечения, возможности использовать сеть Интернет),

– достаточный уровень методологической и информационной компетентности педагога, позволяющий интегрировать традиционные методики обучения игре на музыкальном инструменте и компьютерные технологии; характеризующей способность учителя составить репертуарный план с учетом работы с учеником в режиме онлайн,

– контрольно-измерительные материалы: на уровне проведения учебного занятия (разработанные преподавателями и адаптированные к возможностям обучающихся) и на уровне административного регулирования процесса обучения с использованием информационных технологий (локальные акты, методические разработки, регламентирующие процедуру измерения количественных и качественных результатов освоения учебного материала и др.).

В практике проведения урока по классической гитаре в детской школе искусств используется программное обеспечение:

1. Skype – программное обеспечение которое позволяет совершать конференц-звонки, видео звонки (до 50 абонентов, включая инициатора), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и файлов. Данное программное обеспечение предоставляет возможность вместе с изображением с веб-камеры транслировать картинку с экрана монитора, а также создавать и отправлять видео сообщения пользователям настольных версий программы.

2. Zoom. (Zoom Video Communications, Inc.) – программное обеспечение, разработанное американской компанией коммуникационных технологий, позволяющее осуществлять конференцсвязь удаленно с использованием облачных вычислений. Zoom также объединяет видеоконференции, онлайн-встречи, чат и мобильную совместную работу.

3. Яндекс. Диск – облачный сервис, предоставляющий пользователям возможность хранить свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в сети Интернет. Работа с сервисом построена на синхронизации данных между различными устройствами.

4. Платформа «ВКонтакте» с 2019 года может использоваться для проведения образовательных марафонов (с размещением учебных курсов, доступных для пользователей в любое удобное для них время). C 2020 года ВКонтакте возможно проведение групповых видео звонков с одновременным подключением до 128 участников без лимита времени.

При проведении урока по классической гитаре с обучающимися Детской школы искусств №13 Курортного района Санкт-Петербурга наряду с традиционными средствами обучения (метроном, ноты и музыкальные инструменты как у преподавателя, так и у ученика) используются следующие цифровые инструменты: Microsoft office (Word и Power Point), приложения для видео звонков Zoom и Skype, нотный редактор Sibelius 7.5 и PhotoScore Ultimate, графический редактор Paint, платформа «ВКонтакте», iMove, PhotoShop или другой видео редактор; штативы для мобильных устройств и беспроводные наушники.

Алгоритм проведения урока, направленного на индивидуальную работу над ошибками или игру в ансамбле, выглядит следующим образом:

1. Начало урока. Приветствие, регулировка изображения и звука с обоих сторон. Выбор ракурса (зачастую на расстоянии 1-1.5 метра, для контроля посадки ученика и постановки исполнительского аппарата: рук, головы, корпуса за инструментом)

2. Проверка домашнего задания. Обучающийся должен прочитать или рассказать какое домашнее задание было задано. Продемонстрировать его.

3. Работа над ошибками в классе с учеником индивидуально. При указании ошибок педагог должен включить демонстрацию экрана в приложении Zoom или Skype, затем в программе Paint открыть нотный текст. Используя инструменты: карандаш, ластик, текст и другие фигуры можно делать необходимые указания для ученика, которые он, в свою очередь, переносит на бумажный носитель (печатный нотный текст).

4. Работа над ошибками в классе с ансамблем. Для ансамблевых и оркестровых занятий используется платформа «Вконтакте». В организованную группу выкладываются партии для каждого инструмента. Используя программу PhotoScore Ultimate можно перевести отсканированные ноты из форматов GIF, JPEG, PDF и др. в формат Sib для чтения в программе Sibelius 7.5. Таким образом появляется возможность разделить партитуру на отдельные партии и создать звуковой MIDI файл. Для дальнейшей работы потребуется сохранить MIDI файл без одной партии и организовать в группе, например, следующий порядок:

– ноты для гитары + MIDI ансамбля/оркестра без партии гитары,

–ноты для флейты + MIDI ансамбля/оркестра без флейты и т.д. чтобы ученики могли репетировать свою партию дома «под минус».

Для живого звучания потребуется записать на видео каждого ученика, с играющей минусовкой в наушнике (чтобы была слышна только партия, исполняемая учеником). В приложении iMove (стандартный софт от компании Apple), PhotoShop или любом другом видео редакторе (для Windows) педагогу необходимо соединить все партии.

5. Запись выполненного домашнего задания. Для записи домашнего задания используется Microsoft office (Word и Power Point). Делается скриншот и отправляется ученику. Задание сохраняется до следующего урока для осуществления контроля.

Алгоритм проведения урока, направленного на самостоятельную работу обучающегося над музыкальным произведением или его фрагментом. следующий:

1. В начале учебного дня (в 12.00) каждому ученику высылается небольшое задание, со всеми необходимыми пометками в нотах, и видео комментариями педагога, продолжительностью 3-5 минут. При этом педагог сам исполняет музыку, демонстрируя эталон исполнения.

2. Далее ученик выполняет полученное задание, записывает на видео результат и отправляет педагогу в конце учебного дня (в 14.00). Данное временное ограничение позволяет организовать рабочее время.

3. Получив выполненное учеником задание педагог дает рекомендации дальнейшей работы над произведением или выставляет обучающемуся оценку за проделанную им самостоятельную работу (решение оценивать или нет остаётся за преподавателем).

При взаимодействии педагога и обучающегося в режиме онлайн неизбежно возникают разной степени технические погрешности в работе Интернет, что является препятствием для быстрого достижения цели учебного занятия и, соответственно, освоения запланированного учителем репертуара. В таком случае необходимо подбирать произведения с учётом следующих позиций:

– отталкиваться от разных жанров произведения, как и прежде, но учитывать музыкальные предпочтения ученика,

– ориентироваться на технику ученика, подбирать произведения, в которых он может проявить себя. И обязательно произведение, где используется вид техники, который нужно освоить на данном этапе обучения. При этом уровень технической сложности произведения должен быть меньше чем на очных уроках.

Такой подход даст возможность ученику разобраться с программой самостоятельно, почувствовать в себе силы преодолеть сложности и сохранить интерес к музыке.

Проводя технические зачёты и академические концерты с использованием информационных технологий, педагоги часто сталкиваются с проблемой записи и представления результатов выступления. Многие ученики записывают себя так, что гриф гитары находился вне обзора камеры, ракурс камеры с пола и др., внешний вид ученика не эстетичен. Поэтому нами были сформулированы требования к записи видео:

1. Камера должна быть зафиксирована.

2. Видео должно быть записано горизонтально.

3. Фон записи должен быть строгий (без лишних предметов интерьера).

4. Внешний вид ученика: белая или чёрная рубашка, брюки (рис. 1).

 

Рисунок 1. Вид записи учеником своего выступления.

Критерии оценивания выступления обучающегося не отличаются от очного приёма экзамена. Оценивается охват произведения и программы целиком, выдержанность текста, штрихов, динамики, стиля, текущая работа и отношение к делу (музыкальным занятиям).

Анализ использования дистанционных образовательных технологий в процессе проведения урока по классической гитаре с обучающимися ДШИ на примере Детской школы искусств №13 Курортного района Санкт-Петербурга позволил выявить сильные и слабые стороны обучения музыке в режиме онлайн (табл. 1).

Таблица 1. Сильные и слабые стороны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: