Остров Родос

Остров между Крымом и Таманью всё-таки тоже был. Например, в «Землеописании», принадлежащем, как полагают, перу Скимна Хиосского (ок. 185 г. до н.э.) мы читаем: «Затем следует Гермонасса, Фанагория… Эти города расположены на острове, занимающем большое пространство ровной земли по Меотиде вплоть до Босфора [14] ». Раскопками Фанагории в Тамани активно сейчас занимаются российские археологи.

Об острове в Керченском проливе сообщал путешествуя вокруг побережья Черного моря доминиканец Эмиддио Дортелли Д’Асколи, префект Каффы, Татарии и проч. как будто даже еще в 1634 году.

Д’Асколи начал описание своего путешествия с запада на восток вдоль южного побережья Черного моря. И вот повернув вначале на север, а затем обратно на запад он доходит до Тамани. «Тамань или Мадрика (Madrica), – пишет он, – составляет крайний предел с той стороны Азии. Построенная генуэзцами, она состоит теперь под управлением кафского паши, помещается на острове и называется островом в начале Чиркасии, обойти который можно в один день, по морю и двум рекам [15] ». Отметим, что Д’Асколи тоже о Керченском проливе говорит как о «крайнем пределе Азии», её западной границе.

Остров в Керченском проливе отмечен и на карте голландца Николаса Витсена (1641-1717г.г.).

Фрагмент карты Н. Витсена [16]

 

А теперь попробуем соотнести те сведения об острове Родос, что донесли до нас древние писатели с островами Средиземного и Черного морей.

1. Диодор Сицилийский писал: «Посколь­ку, изла­гая исто­рию Родо­са, при­шлось упо­мя­нуть и о неко­то­рых [собы­ти­ях] на лежа­щем напро­тив Хер­со­не­се, пола­гаю, что не лиш­ним будет рас­ска­зать и о нем. Одни сооб­ща­ют, что Хер­со­нес полу­чил такое наз­ва­ние в ста­ри­ну, посколь­ку зем­ля эта уже по самой при­ро­де сво­ей напо­ми­на­ет пере­ше­ек, тогда как дру­гие пишут, что наз­ва­ние ее про­ис­хо­дит от име­ни цар­с­т­во­вав­ше­го там Хер­со­не­са [17] ».

Согласитесь, что это не может не подтолкнуть нас к предположению, что Родос мог находиться напротив «Tavrica Chersonesus», соединенного с материком узким перешейком. Но наши историки находят еще один Херосонес недалеко от острова в Средиземном море. В глазах начинает двоиться.

2. Дошедшие до нас тексты говорято затоплении Родоса. Согласно Диодору, его жители, предвидя грядущий потоп, покинули остров и расселились по другим территориям[18]. А еще по одному преданию, когда Аполлон, задумал овладеть островом Родос и освободить его от власти тельхинов, он затопил его[19]. Тоже пока факт не в пользу средиземноморского выбора, который ни каким затоплениям не подвергался. А остров в районе современного Керченского пролива, был когда-то, действительно, затоплен. 

3. Первыми обитателями Родоса называют тельхинов – водяных демонов в свите Посейдона.Они «поли­ва­ли водой Стикса, сме­шан­ной с серой, живо­т­ных и рас­те­ния, чтобы их погу­бить [20] ».

В Керченском проливе имеется большое количество грязевых вулканов. Они, например, отмечены черными кружками на карте донных отложений Азовского моря, составленной под руководством академика Г. Г. Матишова учеными института аридных зон ЮНЦ РАН (г. Ростов-на-Дону). См. на http://www.ssc-ras.ru/eng/page651.html

Согласитесь, что деятельность этих вулканов очень похожа на первых обитателей острова Родос, «поливавших вокруг себя водой, смешанной с серой» и этим губивших растительность и животных. Какой-либо версии, что этому явлению могло соответствовать в Средиземном море, у ученых нет.

­4. Каких народов на этом острове в древние времена только не было: греки, римляне, персы, франки, сарацины, венецианцы, генуэзцы, турки. Особо отмечают роль финикийцев в ранней истории этого острова. У родосского историка Эргия был даже отдельный труд, о котором упоминает Диодор Сицилийский – «О заселении острова финикийцами». По Диодору, Кадм оставляет после своего отъезда финикийцев. «Эти фини­кий­цы сме­ша­лись с жите­ля­ми Яли­са, став их сограж­да­на­ми. Гово­рят, что от них и про­ис­хо­дит род жре­цов, совер­ша­ю­щих свя­щен­ные обря­ды [21] ».

Советский историк К. М. Колобова в своей работе «Из истории раннегреческого общества: о. Родос IX-VII вв. до н.э.» отмечает, что «весь наличный в архаических некрополях Родоса археологический материал не только не дает повода к утверждению давнего заселения Родоса финикийцами, но, и более того, свидетельствует как раз о том, что на Родосе и вообще не было финикийских факторий [22] ». Как не заметно здесь следов и каких-то других известных нам народов. Имеющиеся на острове захоронения, говорят о том, что все они принадлежали к одной и той же мирно существовавшей здесь культуре, получившей название «микенская».

5. Школа родосской скульптуры считалась одной из самых значимых в античном мире. Здесь работали скульптор Харес, создавший знаменитую статую Гелиоса – Колосс Родосский, скульпторы Аполлоний и Тавриск. Копия их произведения — «Фарнезский бык», най­дена в Риме. Знаменитая группа Лаокоона с дву­мя сыновьями, была создана Агесандром, Полидором и Афинодором тоже на острове Родос. Говорят, что в самом городе было установлено 3 тысячи статуй.

На средиземноморском острове нет вообще ни каких следов стоявших там когда-то античных скульптур. И для сравнения цитата из интервью с руководителем археологической экспедиции в Фанагории Владимиром Кузнецовым:  «Получится, что миллионы только монет хранятся в Фанагории. Десятки тысяч обломков статуй [23] ».

Находки Фанагории.

Фото с сайта фонда Олега Дерипаски «Вольное дело» [24]

 

6. Большие сомнения, вообще, в существовании на острове Средиземного моря каких-либо значимых строений эллинского периода. Как очень аккуратно сообщают нам туристические проспекты, на этом острове восстановлено несколько колонн храма Аполлона Пифийского. Б о льшая часть камней, из которых они состоят, является современной копией. Подлинными являются только три камня, найденных во время археологических раскопок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: