Штифтовые соединения

Соединение деталей штифтами – соединения, обеспечивающие точ-ность взаимного фиксирования деталей и, в некоторых случаях, передачу движения от одной детали другой и предохранения передач от перегрузки. Штифты – стержневые детали различных типов и форм (рис.6.9.1):

Рис.6.9.1.Типы и фомы штифтов: гладкие конический (а) и цилиндрический (б); с продольными угловыми канавками конический (в), цилиндрический (г) и цилиндрический с полукруглой головкой (д); с продольным пружинным пазом конический (е) и цилиндрический (ж); трубчатый пружинный с продольным пазом цилиндрический (з)

Штифтовые соединения – соединения с гарантированным натягом – при ус-тановке их забивают в осевом направлении (рис.2, а, в - л) либо затягивают гай-кой (рис.2, б, в). От выпадения штифты удерживаются либо силами трения, ли-бо стяжкой гайкой, либо расклепкой обоих концов (цилиндрические штифты).

Штифты изготавливают из, как правило, из Стали 45, А 12, из пружинной Стали 60С2 и 65Г. Для соединений деталей из пластмасс – из поливинилхлорида. Примеры штифтовых соединений показаны на рис.6.9.2.

Рис.6.9.2. Конструктивные схемы штифтовых соединений: а – в гладкими коническими штифтами; г, д – гладкими цилиндрическими штифтами; е – к – цилиндрическими штифтами с продольными угловыми канавками; л – цилиндрическим пружинным штифтом с центральным сквозным пазом

Наибольшее применение при соединении деталей по плоскостям находят конические штифты: гладкие (при разборке выбиваются со стороны малого диаметра) – рис.6.9.2, а; гладкие с резьбой на большом диаметре (для извлечения при разборке из глухих отверстий) – рис.6.9.2, б; гладкие конические с резьбой на малом диаметре (для затяжки и предохранения от ослабления в ответственных соединениях) – рис.6.9.2, в; а также цилиндрические (универсального применения).

В соединениях с сопряжением деталей по цилиндрическим и коническим поверхностям при относительно небольших нагрузках часто вместо шпонок применяют цилиндрические гладкие штифты (рис.6.9.2, г, д) или с головой и продольными канавками (рис.6.9.2, и - е). Штифты с продольными канавками и сквозными прорезями устанавливают в отверстия после сверления или дополнительной зенковки – выдавленный материал канавок и лепестки прорезей упруго-пластично деформируясь, создает значительные силы трения сцепления в сопряжении и обеспечивает удержание штифтов в отверстиях деталей. Отверстия под гладкие штифты сверлят и развертывают чаще всего совместно у обеих собранных деталей под один размер. Конические штифты изготавливают с конусностью 1:50. Цилиндрические штифты устанавливают по посадке с натягом – например, Н7/u6.

Прочностной расчет штифтов по напряжениям среза производится для штифтовых соединений, предназначенных для передачи крутящего момента и предохранительных устройств (например, муфта предельного крутящего момента – рис.6.9.2, д):

                            τср = 2·Мкр/(dc·zср·Fcp) ≤ [τ ]ср = 0,6·σв/n,                   (9.6.1)

   где Мкр – передаваемый крутящий момент;

         dc – средний диаметр сопряжения в сечении среза;

         zср – число поверхностей среза (по схемам рис.6.9.2, а, б, г, е, и zср = 1,

                 по схемам рис.6.9.2, д, з, ж zср = 2);

        Fcp – площадь среза штифта;

         σв – временное сопротивление разрыву материала штифта;

         n – коэффициент запаса прочности (для соединений, предназначенных

                   для передачи движения n =1,5…2,0 - в зависимости от степени

                ответственности передачи; для срезных штифтов n = 1).

Площадь среза:

           - по схеме рис.6.9.2, а, б, г     Fcp = π·dс2/4;                            (6.9.2)

           - по схеме рис.6.9.2, е, и        Fcp = dс ·ιс;                                (6.9.3)   

           - по схеме рис.6.9.2, в, д, ж, з Fcp =2·π·dс2/4,                           (6.9.4)

            где ιс – длина сопряжения штифт-соединяемые детали.

Зависимости (6.9.1) – (6.9.4) могут использоваться для проверочного расче-та уже имеющегося штифтового соединения либо для проектного расчета – определения, например, фактического напряжения в рассматриваемом сечении с сравнения его с допускаемым напряжением или расчета диаметра штифта, длины сопряжения и др., задаваясь остальными параметрами.

Расчет штифтов, обеспечивающих фиксацию взаимного положения соеди-няемых деталей, как правило, не производится.

Пример. Определить диаметр срезного штифта муфты привода поворотного стенда

при передачи крутящего момента Мкр = 25 Нм, средний диаметр расположения односресного штифта  (zcp = 1) dc = 40 мм, материал штифта – Сталь 45 (σв = 650 Мпа), коэффициент запаса прочности принять n = 1. 

Из формулы 6.9.1 и 6.9.2 d = √ 8Мкр•n/(dc•zcp•0,6σв•π)

Подставив исходные данные в предыдущее выражение, получим:

                  d = √ 8•25000• 1/(40•1•0,6•650•3,14) =  2,02 мм.

 

Видеофильмы:http://www.youtube.com/watch?v=

1….4L5с0G-AfL4-Штифты Клеко.

 

 

Вопросы для самоподготовки:

1.Приведите конкретные примеры применения штифтовых соединений.

2.Разновидности типов и форм штифтов?

3.Из каких материалов изготавливаются штифты?

4.Можно ли закаливать штифты?

5.Приведите схему штифтового соединения, предназначенного для фиксации

взаимного положения нескольких деталей.

6.Устанавливаются ли штифты с зазором?

7.Как извлечь штифт из глухого отверстия? Приведите схему такого

штифтового соединения.

8.Как рассчитываются параметры штифта на прочность, если соединение

передает крутящий момент?

9.Можно ли заменить шпоночное соединение на штифтовое?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: