Соединение деталей штифтами – соединения, обеспечивающие точ-ность взаимного фиксирования деталей и, в некоторых случаях, передачу движения от одной детали другой и предохранения передач от перегрузки. Штифты – стержневые детали различных типов и форм (рис.6.9.1):
Рис.6.9.1.Типы и фомы штифтов: гладкие конический (а) и цилиндрический (б); с продольными угловыми канавками конический (в), цилиндрический (г) и цилиндрический с полукруглой головкой (д); с продольным пружинным пазом конический (е) и цилиндрический (ж); трубчатый пружинный с продольным пазом цилиндрический (з)
Штифтовые соединения – соединения с гарантированным натягом – при ус-тановке их забивают в осевом направлении (рис.2, а, в - л) либо затягивают гай-кой (рис.2, б, в). От выпадения штифты удерживаются либо силами трения, ли-бо стяжкой гайкой, либо расклепкой обоих концов (цилиндрические штифты).
Штифты изготавливают из, как правило, из Стали 45, А 12, из пружинной Стали 60С2 и 65Г. Для соединений деталей из пластмасс – из поливинилхлорида. Примеры штифтовых соединений показаны на рис.6.9.2.
|
|
Рис.6.9.2. Конструктивные схемы штифтовых соединений: а – в гладкими коническими штифтами; г, д – гладкими цилиндрическими штифтами; е – к – цилиндрическими штифтами с продольными угловыми канавками; л – цилиндрическим пружинным штифтом с центральным сквозным пазом
Наибольшее применение при соединении деталей по плоскостям находят конические штифты: гладкие (при разборке выбиваются со стороны малого диаметра) – рис.6.9.2, а; гладкие с резьбой на большом диаметре (для извлечения при разборке из глухих отверстий) – рис.6.9.2, б; гладкие конические с резьбой на малом диаметре (для затяжки и предохранения от ослабления в ответственных соединениях) – рис.6.9.2, в; а также цилиндрические (универсального применения).
В соединениях с сопряжением деталей по цилиндрическим и коническим поверхностям при относительно небольших нагрузках часто вместо шпонок применяют цилиндрические гладкие штифты (рис.6.9.2, г, д) или с головой и продольными канавками (рис.6.9.2, и - е). Штифты с продольными канавками и сквозными прорезями устанавливают в отверстия после сверления или дополнительной зенковки – выдавленный материал канавок и лепестки прорезей упруго-пластично деформируясь, создает значительные силы трения сцепления в сопряжении и обеспечивает удержание штифтов в отверстиях деталей. Отверстия под гладкие штифты сверлят и развертывают чаще всего совместно у обеих собранных деталей под один размер. Конические штифты изготавливают с конусностью 1:50. Цилиндрические штифты устанавливают по посадке с натягом – например, Н7/u6.
|
|
Прочностной расчет штифтов по напряжениям среза производится для штифтовых соединений, предназначенных для передачи крутящего момента и предохранительных устройств (например, муфта предельного крутящего момента – рис.6.9.2, д):
τср = 2·Мкр/(dc·zср·Fcp) ≤ [τ ]ср = 0,6·σв/n, (9.6.1)
где Мкр – передаваемый крутящий момент;
dc – средний диаметр сопряжения в сечении среза;
zср – число поверхностей среза (по схемам рис.6.9.2, а, б, г, е, и zср = 1,
по схемам рис.6.9.2, д, з, ж zср = 2);
Fcp – площадь среза штифта;
σв – временное сопротивление разрыву материала штифта;
n – коэффициент запаса прочности (для соединений, предназначенных
для передачи движения n =1,5…2,0 - в зависимости от степени
ответственности передачи; для срезных штифтов n = 1).
Площадь среза:
- по схеме рис.6.9.2, а, б, г Fcp = π·dс2/4; (6.9.2)
- по схеме рис.6.9.2, е, и Fcp = dс ·ιс; (6.9.3)
- по схеме рис.6.9.2, в, д, ж, з Fcp =2·π·dс2/4, (6.9.4)
где ιс – длина сопряжения штифт-соединяемые детали.
Зависимости (6.9.1) – (6.9.4) могут использоваться для проверочного расче-та уже имеющегося штифтового соединения либо для проектного расчета – определения, например, фактического напряжения в рассматриваемом сечении с сравнения его с допускаемым напряжением или расчета диаметра штифта, длины сопряжения и др., задаваясь остальными параметрами.
Расчет штифтов, обеспечивающих фиксацию взаимного положения соеди-няемых деталей, как правило, не производится.
Пример. Определить диаметр срезного штифта муфты привода поворотного стенда
при передачи крутящего момента Мкр = 25 Нм, средний диаметр расположения односресного штифта (zcp = 1) dc = 40 мм, материал штифта – Сталь 45 (σв = 650 Мпа), коэффициент запаса прочности принять n = 1.
Из формулы 6.9.1 и 6.9.2 d = √ 8Мкр•n/(dc•zcp•0,6σв•π)
Подставив исходные данные в предыдущее выражение, получим:
d = √ 8•25000• 1/(40•1•0,6•650•3,14) = 2,02 мм.
Видеофильмы:http://www.youtube.com/watch?v=
1….4L5с0G-AfL4-Штифты Клеко.
Вопросы для самоподготовки:
1.Приведите конкретные примеры применения штифтовых соединений.
2.Разновидности типов и форм штифтов?
3.Из каких материалов изготавливаются штифты?
4.Можно ли закаливать штифты?
5.Приведите схему штифтового соединения, предназначенного для фиксации
взаимного положения нескольких деталей.
6.Устанавливаются ли штифты с зазором?
7.Как извлечь штифт из глухого отверстия? Приведите схему такого
штифтового соединения.
8.Как рассчитываются параметры штифта на прочность, если соединение
передает крутящий момент?
9.Можно ли заменить шпоночное соединение на штифтовое?