Ременные передачи

Ременная передача – механизм, служащий для передачи вращательного движения между параллельными (реже перекрещивающимися) осями ва-лов с помощью ведущего и ведомого шкивов и охватывающего их ремня.                                                                                                     

По типу (профилю) ремня и форме                                                             а

рабочих поверхностей шкивов ремен- α                        шкивы

ные передачи подразделяют на:                                       ремень

– плоскоременные – рис.7.5.1, а, б, е;                             Ар

– клиноременные – рис.7.5.1, а, в, ж;             б                  в      г     д

– круглоременные – рис.7.5.1, а, г, з; δ                             

– квадратноременные – рис.7.5.1, а, д, и.    е           ж           з

Передача вращятельного движе-

ния происходит за счет сил трения

сцепления, возникающих между рабо-                               шкивы                и   

чими поверхностями плоского ремня      Рис.7.5.1. Схема ременной 

и шкива (у плоскоременной передачи) передачи (а); конфигурация ремней – 

или боковыми поверхностями клиново- плоский (б), клиновой (в), круглый          

го ремня и ручьем шкива (у клиноремен- (г), квадратный (д); сопряжение рем-

ной передачи) или полукруглых повер- ней с поверхностями шкивов (е-и)

хностей круглого ремня и ручьем шкива.

Достоинства ременных передач:

- возможность работы на окружных скоростях до 40…60 м/с;

 - возможность передачи мощности от долей Вт до 100кВт и более;

 - бесшумность работы;

- относительно небольшой вес по сравнению с зубчатой передачей (при

одинаковых межосевых расстояниях и передаваемых мощностях).

    Недостатки:

- по мере работы происходит вытяжка ремней (по этой причине необходимо

обеспечивать их оптимальную натяжку);

- наличие проскальзывания ремней относительно шкивов (что не обеспечивает     

постоянства передаточного отношения и передаваемого крутящего момента);

- невысокая долговечность ремней (до 3000…5000 часов непрерывной работы.

    В зависимости от вида нагрузки, окружной скорости и формы сечения ремни изготавливают из различных материалов – табл.7.5.1.

                        7.5.1. Материалы ремней ременных передач

  

Материал ремней

Окружная

cкоростьV,

м/c

 

Нагрузка

 

         Форма ремней

Плоские Клиновые Круглые, (квадратные)
1.Кожа < 10 Легкая + + (–)
2.Резина < 5 Легкая   – + (+)
3.Прорезиненная ткань (ХБ ткань-бельтинг-резина)   < 12    Средняя   +   –   + (–)
4.ХБ или синтетичес-кая ткань, пропитан-ная фрикционной смолой    < 10…15    Средняя   +   –       –
5.Капроновый, лавса-новый или сиалоно-вый корд, пропитан-ный резиной    < 40…60  Средняя,  тяжелая   +   +   –

 

Плоские приводные прорезиненные ремни изготавливают конечной и бесконечной длины. Ремни режут на расчетную длину, склеивают или сшивают «встык» капроновой кордовой нитью (скрученная нить диаметром 0,5…1,0 мм). Хлопчатобумажные (ХБ) ремни состоят из 3…9 слоев ткани-бельтинга, связанных вулканизированной резиной, и имеют толщину δ ≈ 1,5…16 мм и ширину Вр = 25…1200 мм. Плохо работают в условиях повышенной влажности (более 90%), температуры (более 25˚С) и попадания масла.

Наиболее эффективны плоские приводные ремни из синтетических нитей или плетенного корда (скрученная нить большого диаметра ≈ 0,5…1,5 мм), пропитанных фрикционными смолами (полиамидом, каучуком или латексом)

 шириной Вр = 10…100 мм и толщиной δ ≈ 0,4…12 мм, работающих в широком диапазоне скоростей (до 75 м/с), температуры и любой влажности.

Клиновые ремни изготавливают бесконечной длины (кольцом) по ГОСТ

1284 и РТМ 51-15 семи сечений (О, А, Б, В, Г, Д, Е – по мере увеличения сечения). Выбор сечения зависит преимущественно от передаваемой мощности N0, приходящейся на один ремень, а также от диаметра меньшего шкива и окружной скорости.

Клиновые ремни могут быть:               

моноклиновые (или просто, клиновые,

с φо=40º– рис.7.5.2, а) – и поликлиновые        

(на плоской спинке изготавливается

несколько уменьшенных клиньев -        Рис.7.5.2. Конфигурация моноклино-                                        

 (с φо=40˚- рис.7.5.2, б).                            вого (а) и поликлинового (б) ремней

Клиновые ремни изготавливаются уменьшенной ширины Вр = 1,2·δ, сред-               ней ширины Вр =1,6·δ и широкие Вр = (2,5…3,5)·δ (δ – толщина ремня).       

За счет клинового сопряжения приведенный угол трения в передаче принимают равным ƒпр = ƒ/sin20˚≈ 3ƒ (здесь ƒ – коэффициент трения сцепления материалов пары клин ремня - ручей шкива).

В плоскоременных, кругло – и квадратноременных передачах устанав-ливают по одному ремню, а в клиноременных – от 1 го до 6 и.  

Учитывая свойство ремней вытягиваться по мере эксплуатации, что спо-собствует интенсификации проскальзывания ремней по рабочим поверхностям шкивов, снижению передаваемой мощности и долговечности их работы, необ-ходимо предусматривать эпизодическую или постоянную натяжку ремней – перемещением электродвигателя со шкивом (или подшипника передачи) рис.7.5.3, а, натяжным роликом (с подвешенным грузом или пружиной) – рис.7.5.3, б, раздвижными полушкивами (уменьшением или увеличением числа регулировочных шайб 4 между левым и правым полушкивами 1 и стопорением полушкивов на валу 2 гайками 3) – рис.7.5.3, в.

Передаточное отношение ременной передачи

                                 ip = n1/ n2 = ω12 = D2/(D1•ηp) ≤ 8,                     (7.5.1)

  где n1 и n2, ω1 и ω2 и D1 и D2 – частоты вращения, угловые скорости и  

         расчетные диаметры соответственно ведущего и ведомого шкивов;

ηp = 0,99…0,98 – коэффициент проскальзывания ремня относительно

            шкивов.

    Рис.7.5.3.Способы регулировки натяжения ремней: а – перемещением

    эл.двигателя со шкивом; б – натяжным роликом с грузом; в – раздвижны-

    ми полушкивами

                         

Основные причины потери работоспособности ременных передач:

- истирание рабочих поверхностей ремней по причине их проскальзывания по 

шкиву;

- вытягивание ремней в процессе работы;

- повышенные циклические напряжения в ремне при огибании малого шкива,

приводящие с течением времени к разрыву корда.

    При расчете ременных передач, как правило, задано:

 1. Nз – передаваемая мощность, кВт.

 2. n1 (или ω1) и n2 (или ω2) – частоты вращения (или угловые скорости)

ведущего и ведомого шкива, об/мин (рад/мин или рад/с).

 3. i – передаточное отношение (если задан один из кинематических параметров 

– n1 (или ω1) или n2 (или ω2).   

                                 а. Расчет плоскоременных передач  

1. Диаметр ведущего шкива (мм) D1 = (1100…1300)•√ Nз/ n1,                (7.5.2)

Примечание. Если задан один из кинематических параметров и передаточное                                                                

отношение, то другой параметр может быть найден из формулы (7.5.1).

2. Диаметр ведомого шкива (мм) D2 = i • D1•ηp.                                       (7.5.3)

Рассчитанный диаметр D2 принимают ближайшим большим из рекомендуе- мого ряда по ГОСТ: 50, 63, 80, 90, 100, 112, 125, 140,160, 180, 200… 1000 мм (и более). В приборостроении принимают расчетные диаметры – от 5 и более мм. Рабочую поверхность шкива (чаще большего) делают несколько выпуклой (для центрирования ремня) или с каждого торца шкива изготавливают фланцы. Ст-рела выпуклости k ≈ (0,015…0,025)•Вр (здесь Вр – ширина шкива в мм). 

3. Межосевое расстояние          Ар* = k• D2,                                           (7.5.4)                  

    где k – коэффициент расстояния (табл.7.5.2).

    Найденное значение Ар округляется до целого числа.

    При этом Арmin ≥ 0,55·(D2 + D1) + δ и Арmах ≤ 2·(D2 + D1)

7.5.2. Значения коэффициента k в зависимости от передаточного отношения

iр              
k 1,5 1,2 1,0 0,95 0,90 0,85 0,80

   

4. Длина ремня Lp = 2• Ар + π•(D2 + D1)/2 + (D2 – D1)/(4Ар).                (7.5.5)

5. Окружная скорость ремня (м/c) υр = π• D1• n1/(60•1000),                   (7.5.6)

6. Окружная сила на ремне (Н)  Ft = 1020•Nз/ υр.                                  (7.5.7)

7. Выбирается тип ремня и назначается его толщина          

                                            δ ≤ Dmin/Oт,                                                    (7.5.8)

где Oт – относительная толщина ремня (Dmin/δ ≈ Oт – табл.7.5.3).

8. Угол обхвата ремня малого ремня (рис.7.5.4)

             α = 180˚ – 57˚• (D2 – D1)/ Ар.    (7.5.9)            α

      7.5.3.Относительная толщина ремней Oт             

Материал ремней Oт
1.ХБ тканевые прорезиненные 30…40
2.Кожаные 25…35
3.ХБ/синтетические тканевые, пропитанные фрикционной смолой   (25…30)/(50…150)
4.Кордтканевые синтетические прорезиненные 50…100

Рис.7.5.4.Схема обхвата 

ремнем малого шкива

       

        

 

9. Допустимое полезное напряжение в ремне проектируемой передаче 

                                         [σF] = [σF0] •kα•kυ•kн•kφ,                                 (7.5.10)             

где [σF0] – допускаемые полезные напряжения для типовой передачи –

        табл.7.5.4;        

kα – коэффициент угла обхвата – табл.7.5.5; 

kυ = 1,03…0,68 – скоростной коэффициент (в пределах υр= 5…30 м/с);

kн = 1,0…0,6 – коэффициент режима нагрузки (от равномерной до резко

         переменной);

kφ = 1,0…0,8 – коэффициент способа натяжения и угла расположения к

         горизонту оси передачи (при угле φ = 0…90˚ для передачи с автома- 

         тическим натяжением ремня).

7.5.4. Допустимое полезное напряжение в ремне типовой плоскоременной

передачи

 

Материал ремней

F0]*, Н/мм2 при Dmin

             
1.ХБ тканевые прорезиненные - 2,10 2,17 2,21 2,25 2,28 2,30
2.Кожаные 1,35 1,70 1,90 2,04 2,15 2,23 2,30
3.ХБ/синтетические тканевые, пропитанные фрикционной смолой   1,05   1,50   1,60   1,67   1,72   1,77   1,80
4.Кордтканевые синтети- ческие прорезиненные   1,05   1,20   1,30   1,37   1,47   1,50   1,60

        

   *При напряжении от предварительного натяжения ремней σо=1,8Н/мм2.

            7.5.5.Значения коэффициента угла обхвата kα ремнем шкива

αº,            
kα 0,91 0,94 0,97 1,00 1,10 1,20

 

10. Ширина ремня Вр = Ft/([σF]•δ)                                                          (7.5.11)

    и принимается ближайшая большая по ГОСТ.  

11. Ширина шкива  Вшк = 1,1• Вp + (5…15).                                           (7.5.12)

12. Усилие предварительного натяжения ремней

                                           2·So = σо • Вp •δ,                                          (7.5.13)

   где σо = 1,8Н/мм2 – напряжение предварительного натяжения ремня.

13. Сила от натяжения ремней, действующая на валы передачи

                                              R = 2·So ·cos (β/2),                                    (7.5.14)

           где β = (180˚ - α).

    Примечание. Увеличение силы натяжения ремня обеспечивает снижение проскальзывание ремня относительно шкива, но при этом уменьшается долго-вечность его эксплуатации.

14. Частота циклов напряжений ремня  U = υp/Lp ≤ 3…5.                     (7.5.15)

  Примечание. Чем меньше величина U, тем больше долговечность ремня.

                              б. Расчет клиноременной передачи

1. Расчетная мощность передачи Nр = No•ka•kн•z ≥ Nз,                           (7.5.16)

где No – мощность, передаваемая одним ремнем (табл.8) в условиях типовой

передачи (равномерная нагрузка, угол обхвата ремнем шкива α = 180˚);

ka – коэффициент угла обхвата ремнем малого шкива (предварительно при-

нимают при i ≤ 7 ka = 0,85 при минимальном угле обхвата α = 120˚, а при

7< i ≤10 и α = 70˚ ka = 0,56 – табл.7.5.6);

kн – коэффициент нагрузки (табл.7.5.7);

z – число ремней в передаче (табл.7.5.8);

Nз – задаваемая мощность передачи.

          7.5.6. Коэффициент угла обхвата ka для клиновых ремней

α˚                        
ka 1,00 0,98 0,96 0,93 0,90 0,87 0,83 0,79 0,74 0,68 0,62 0,56

 

                 7.5. 7. Коэффициент режима нагрузки kн передачи  

Характер нагрузки  Равномерная Умеренные колебания Значительные колебания Резко переменная
 kн 1 0,9…0,8 0,8…0,7 0,7…0,6

 

     7.5.8. Первый выбор сечения и количества ремней z в передаче

Nо, кВт 1,2…1,7

1,8…2,7

  3… 5

      6… 10

    z 1 2 1 1 2, 3 3, 4  1 2, 3 3; 4 5,6,7
Сечения О О А Б А  О В  Б А О

  Примечание. При выборе меньших сечений ремней уменьшается межосевое

 межосевое расстояние, но увеличивается число ремней и ширина шкивов.

 

Выбрав сечение ремней назначают минимальный диаметр малого шкива D1

по графику рис.7.5.5.

2. Окружная скорость ремня (м/с) υр = π• D1•n1/(1000·60),             (7.5.17)

где n1 – заданная частота вращения малого шкива, об/мин.

3. По графическим зависимостям No

от окружной скорости ремня υр и выбран-

ных диаметра D1 малого шкива и сечения

ремня (рис.7.5.5 – аналогичные графики 

приведены в справочниках и для других се-

чений) определяется передаваемая мощ-

ность одним ремнем No.  Расчетную мощ-

ность передачи Nр принимают Nр ≥ Nз.

Количество ремней z определяют в                                                                       соответствии с формулой (7.5.16), т. е.:  Рис. 7.5.5.Зависимость передаваемой

    z ≥ Nр / (No•ka•kн).    (7.5.18)          мощности ремнем от диаметра ма-

 Дробные значения z округляют до          лого шкива и окружной скорости

ближайшего большего целого числа.          ремня                                     

4. Диаметр ведомого шкива (мм)

                     D2 = i• D1• ηp.                  (7.5.19)

Диаметр ведомого шкива принимается по ближай-

шему размеру по ГОСТ на клиноременные переда-

чи либо расчетный. Расчетным диаметром шкивов

является диаметр расположения центров тяжести Рис.7.5.6.Конструкция обода                                  

поперечных сечений ремней – рис.7.5.6. Остальные                      шкива

размеры шкивов выбирают в соответствующих таблицах стандарта на шкивы.             

5. Межосевое расстояние (предварительно) передачи (мм) – табл.7.5.9.  

         

                                    7.5.9. Выбор межосевого расстояния

i              
Ар, мм 1,5 D2 1,2 D2  D2 1,5 D2 0,95 D2 0,85 D2 0,80 D2

 

6. Угол обхвата ремнем малого шкива

                              α = 180˚ - 57˚·(D2 - D1)/Ар ≥ [α] ≥70˚.                            (7.5.20)

7. Длина клинового ремня выбранного сечения

               Lp = 2Ap + π•(D2 + D1)/2 + (D2 - D1)2/(4Ap)                             (7.5.21)

  и по ГОСТ 1284 принимается конкретная длина ремня.

8. Уточняется межосевое расстояние в связи с принятием Lp ремня по ГОСТ

  Ap = (1/8)•[2• Lp – π•(D2 + D1) + √(Lp – π•(D2 + D1))2 – 8•(D2 - D1)2]. (7.5.22)

9. Частота циклов напряжений ремня U = υp/ Lp ≤ 10…20.

10. Сила предварительного натяжения ветвей ремней 2•So – табл.7.5.10.

     7.5.10.Силы натяжения (2•So) клиновых ремней различного сечения

 Сечение ремня О А Б В Г Д Е
2•So, Н 110…170 200…300 350…500 600…850 1300…1800 1900…2700 3200…4500

 

Шкивы ременных передач изготавливают из чугунного литья (в широком диапазоне размеров), алюминиевого литья (для быстроходных передач неболь-шой мощности), стального литья или сварные из стали (большого размера), из пластмасс (небольшого размера и для передач малой мощности). На рис.7.5.7 приведены конструкции шкивов плоскоременных и клиноременных передач.

Следует отметить, что при передаче одинаковых мощностей и условиях ра-боты (неравномерности и режима нагрузки и др.) габаритные размеры, дейст-вующие силы на валы у клиноременных передач меньше, чем у плоскоремен-ной. Ременные передачи с квадратным резиновым ремнем широко приме-няются в конструкциях приборов, компьютеров и др. информационных систем.. Конструкция ременной передачи с квадратным резиновым ремнем некоторых

приборов приведена на рис.7.5.8.                                       

Рис.7.5.7.Конструкции шкивов плоско- и  Рис.7.5.8. Ременная передача запи-

клиноременных передач                               сываюших устройств  приборов

 

    

 

 

             в. Расчет ременной передачи с поликлиновыми ремнями

   Ременные передачи с поликлиновыми ремнями широко применяются в высокоскоростных силовых приводах металлорежущих станков с ЧПУ, приводах электрогенераторов и др. устройств.     

    Поликлиновые ремни (рис.7.5.9, б) с несущим кордом из лавсана или капрона, резиновых слоев над и под кордом и нескольких слоев прорезиненной синтетической ткани изготавливают, как и клиновые ремни, в виде колец определенной длины Lp (их иногда называют бесконечной длины) 3 х сечений (рис.7.5.2 и табл.7.5.11).

Передачи с поликлиновыми ремнями обеспечивают передаточные отноше-                    

ния до i ≤ 10 и окружные скорости до 40 м/c.

7.5.11. Параметры поликлиновых ремней

  Сечения     t, мм   Н, мм   δ, мм Длина ремня Lp, мм   Число клиньев Zкл   Dmin, мм Передаваемый передачей момент М1кр**, H·мм
К* 2,4   1,9 450…2000 2…36   < 4
Л* 4,8 9,5 4,8 1250…5600 4…20   1,8…35
М* 9,5 16,7 7,1 2000…5600 4…20   > 13

* Поликлиновые ремни К могут заменить клиновые ремни сечений О и А;

   ремни Л – Б и В; ремни М – В, Г, Д, Е.

** Момент на быстроходном шкиву.

 

По известному передаваемому крутящему моменту выбирается сечение ремня (табл.11).

Диаметр меньшего шкива (мм) определяется по формуле:

                                              D1 = a б√ М1kp,                                           (7.5.23)

где а и б – соответственно коэффициент момента и показатель степени

(при М1кр ≤ 250 Н·м а =30,4, б = 3; при М1кр ≤ 260…900 Н·м а =15,5, б = 2).

    Окружное усилие, которое может передать ремень с 10 ю клиньями при угле обхвата ремнем меньшего шкива α = 180º, передаточном отношении i =1, длине Lop и спокойной нагрузке, 

                          Ро10 = С10,09 – C2/D1 – C3·υ2,                                 (7.5.24)

    где С1, С2 и С3 – коэффициенты соответственно скорости, изгиба на

                                  меньшем шкиве и центробежной силы инерции при

                                 огибании ремня шкива (табл.7.5.12);

            D1 – диаметр малого шкива, мм;

            υ – окружная скорость ремня, м/c.

                    7.5.12. Расчетные параметры поликлиновых ремней

Сечение

ремня

 

С1

 

С2

 

С3

 

Lop

ΔМ1кр,·10-1 Н·м при i

  1,10 1,25 1,40   ≥2,5
К     0,0075              
Л     0,039              
М     0,125              

 

Допускаемое передаваемое окружное усилие для ремня с 10 ю клиньями с

учетом эксплуатационных условий работы

                        [P]10 = (Ро10·Cα·Cл + ΔМ1кр/D1)/k,                         (7.5.25)

где Cα – коэффициент угла обхвата (табл.6);

     Cл – коэффициент, учитывающий влияние фактической длины

Lp/Lop 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 ≥ 3,5
Cл 1,0 1,05 1,10 1,15 1,20 1,25

             ремня:
             ΔМ1кр – поправка, учитывающая влияние изгиба ремня на большом

             шкиве (табл.7.5.12);

                 D1 – диаметр малого шкива, м;

                 k – коэффициент динамичности нагрузки (табл.7.5.13).

                     

                     7.5.13.Коэффициент динамичности нагрузки и режима работы

k при нагрузке  пиковой/нормальной Нп/Hн, %

Спокойная ≤ 120 Умеренная ≤ 150 Неравномерная ≤ 200 Ударная ≤300
  1,10 1,25 1,6

 

                 

 

 

        

Необходимое число клиньев выбираемого поликлинового ремня

                                                   Zкр = 10·Рф/[P]10,                                  (7.5.26)

    где Рф – фактическое окружное усилие по заданной мощности и выбран-

                   ному диаметру меньшего шкива (Рф = М1кр/D1 = 9555·N/(n1· D1),

                   где N –передаваемая мощность и n1 – частота вращения на мень-

                   шем шкиве).

    Расчет передаточного отношения, диаметра большего шкива и межосево-

 го расстояния клиноременной передачи с поликлиновыми ремнями – как и при

расчете плоскоременной передачи.

Замена клиноременных передач с обычными клиновыми ремнями на пе- передачи с поликлиновыми ремнями существенно уменьшит габариты и првысит эксплуатационную надежность приводов.

 

Видеофильмы:http://www.youtube.com/watch?v=…

1…fXbeMlMPY8w- Ременные передачи.

2…OwL0uCqdmo-Работа ременной передачи.

 

Вопросы для самоподготовки:

1.Какой принцип передачи движения используется в ременной передаче?

2.Как можно определить передаточное отношение ременной передачи, если

отсутствуют ее параметры, но есть в наличии сама передача?

3.Плоскоременную или клиноременную передачу предпочтительно применить,

если межосевое расстояние Ap ≈ 100 мм?

4.Каким способом можно регулировать натяжение ремней в передаче?

5.От чего зависит передаваемая мощность ременной передачей?

6.Почему нежелательно попадание воды или масла на рабочие поверхности

ременной передачи?

7.Какие мероприятия следует предусматривать для обеспечения работоспособ-

ности ременных передач?

8.Достоинства ременных передач с поликлиновыми ремнями?

9.Правила расчета поликлиновых передач?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: