Ременная передача – механизм, служащий для передачи вращательного движения между параллельными (реже перекрещивающимися) осями ва-лов с помощью ведущего и ведомого шкивов и охватывающего их ремня.
По типу (профилю) ремня и форме а
рабочих поверхностей шкивов ремен- α шкивы
ные передачи подразделяют на: ремень
– плоскоременные – рис.7.5.1, а, б, е; Ар
– клиноременные – рис.7.5.1, а, в, ж; б в г д
– круглоременные – рис.7.5.1, а, г, з; δ
– квадратноременные – рис.7.5.1, а, д, и. е ж з
Передача вращятельного движе-
ния происходит за счет сил трения
сцепления, возникающих между рабо- шкивы и
чими поверхностями плоского ремня Рис.7.5.1. Схема ременной
и шкива (у плоскоременной передачи) передачи (а); конфигурация ремней –
или боковыми поверхностями клиново- плоский (б), клиновой (в), круглый
го ремня и ручьем шкива (у клиноремен- (г), квадратный (д); сопряжение рем-
ной передачи) или полукруглых повер- ней с поверхностями шкивов (е-и)
хностей круглого ремня и ручьем шкива.
Достоинства ременных передач:
- возможность работы на окружных скоростях до 40…60 м/с;
- возможность передачи мощности от долей Вт до 100кВт и более;
- бесшумность работы;
- относительно небольшой вес по сравнению с зубчатой передачей (при
одинаковых межосевых расстояниях и передаваемых мощностях).
Недостатки:
- по мере работы происходит вытяжка ремней (по этой причине необходимо
обеспечивать их оптимальную натяжку);
- наличие проскальзывания ремней относительно шкивов (что не обеспечивает
постоянства передаточного отношения и передаваемого крутящего момента);
- невысокая долговечность ремней (до 3000…5000 часов непрерывной работы.
В зависимости от вида нагрузки, окружной скорости и формы сечения ремни изготавливают из различных материалов – табл.7.5.1.
7.5.1. Материалы ремней ременных передач
Материал ремней | Окружная cкоростьV, м/c |
Нагрузка
| Форма ремней | ||
Плоские | Клиновые | Круглые, (квадратные) | |||
1.Кожа | < 10 | Легкая | + | – | + (–) |
2.Резина | < 5 | Легкая | – | – | + (+) |
3.Прорезиненная ткань (ХБ ткань-бельтинг-резина) | < 12 | Средняя | + | – | + (–) |
4.ХБ или синтетичес-кая ткань, пропитан-ная фрикционной смолой | < 10…15 | Средняя | + | – | – |
5.Капроновый, лавса-новый или сиалоно-вый корд, пропитан-ный резиной | < 40…60 | Средняя, тяжелая | + | + | – |
Плоские приводные прорезиненные ремни изготавливают конечной и бесконечной длины. Ремни режут на расчетную длину, склеивают или сшивают «встык» капроновой кордовой нитью (скрученная нить диаметром 0,5…1,0 мм). Хлопчатобумажные (ХБ) ремни состоят из 3…9 слоев ткани-бельтинга, связанных вулканизированной резиной, и имеют толщину δ ≈ 1,5…16 мм и ширину Вр = 25…1200 мм. Плохо работают в условиях повышенной влажности (более 90%), температуры (более 25˚С) и попадания масла.
Наиболее эффективны плоские приводные ремни из синтетических нитей или плетенного корда (скрученная нить большого диаметра ≈ 0,5…1,5 мм), пропитанных фрикционными смолами (полиамидом, каучуком или латексом)
шириной Вр = 10…100 мм и толщиной δ ≈ 0,4…12 мм, работающих в широком диапазоне скоростей (до 75 м/с), температуры и любой влажности.
Клиновые ремни изготавливают бесконечной длины (кольцом) по ГОСТ
1284 и РТМ 51-15 семи сечений (О, А, Б, В, Г, Д, Е – по мере увеличения сечения). Выбор сечения зависит преимущественно от передаваемой мощности N0, приходящейся на один ремень, а также от диаметра меньшего шкива и окружной скорости.
Клиновые ремни могут быть:
моноклиновые (или просто, клиновые,
с φо=40º– рис.7.5.2, а) – и поликлиновые
(на плоской спинке изготавливается
несколько уменьшенных клиньев - Рис.7.5.2. Конфигурация моноклино-
(с φо=40˚- рис.7.5.2, б). вого (а) и поликлинового (б) ремней
Клиновые ремни изготавливаются уменьшенной ширины Вр = 1,2·δ, сред- ней ширины Вр =1,6·δ и широкие Вр = (2,5…3,5)·δ (δ – толщина ремня).
За счет клинового сопряжения приведенный угол трения в передаче принимают равным ƒпр = ƒ/sin20˚≈ 3ƒ (здесь ƒ – коэффициент трения сцепления материалов пары клин ремня - ручей шкива).
В плоскоременных, кругло – и квадратноременных передачах устанав-ливают по одному ремню, а в клиноременных – от 1 го до 6 и.
Учитывая свойство ремней вытягиваться по мере эксплуатации, что спо-собствует интенсификации проскальзывания ремней по рабочим поверхностям шкивов, снижению передаваемой мощности и долговечности их работы, необ-ходимо предусматривать эпизодическую или постоянную натяжку ремней – перемещением электродвигателя со шкивом (или подшипника передачи) рис.7.5.3, а, натяжным роликом (с подвешенным грузом или пружиной) – рис.7.5.3, б, раздвижными полушкивами (уменьшением или увеличением числа регулировочных шайб 4 между левым и правым полушкивами 1 и стопорением полушкивов на валу 2 гайками 3) – рис.7.5.3, в.
Передаточное отношение ременной передачи
ip = n1/ n2 = ω1/ω2 = D2/(D1•ηp) ≤ 8, (7.5.1)
где n1 и n2, ω1 и ω2 и D1 и D2 – частоты вращения, угловые скорости и
расчетные диаметры соответственно ведущего и ведомого шкивов;
ηp = 0,99…0,98 – коэффициент проскальзывания ремня относительно
шкивов.
Рис.7.5.3.Способы регулировки натяжения ремней: а – перемещением
эл.двигателя со шкивом; б – натяжным роликом с грузом; в – раздвижны-
ми полушкивами
Основные причины потери работоспособности ременных передач:
- истирание рабочих поверхностей ремней по причине их проскальзывания по
шкиву;
- вытягивание ремней в процессе работы;
- повышенные циклические напряжения в ремне при огибании малого шкива,
приводящие с течением времени к разрыву корда.
При расчете ременных передач, как правило, задано:
1. Nз – передаваемая мощность, кВт.
2. n1 (или ω1) и n2 (или ω2) – частоты вращения (или угловые скорости)
ведущего и ведомого шкива, об/мин (рад/мин или рад/с).
3. i – передаточное отношение (если задан один из кинематических параметров
– n1 (или ω1) или n2 (или ω2).
а. Расчет плоскоременных передач
1. Диаметр ведущего шкива (мм) D1 = (1100…1300)•√ Nз/ n1, (7.5.2)
Примечание. Если задан один из кинематических параметров и передаточное
отношение, то другой параметр может быть найден из формулы (7.5.1).
2. Диаметр ведомого шкива (мм) D2 = i • D1•ηp. (7.5.3)
Рассчитанный диаметр D2 принимают ближайшим большим из рекомендуе- мого ряда по ГОСТ: 50, 63, 80, 90, 100, 112, 125, 140,160, 180, 200… 1000 мм (и более). В приборостроении принимают расчетные диаметры – от 5 и более мм. Рабочую поверхность шкива (чаще большего) делают несколько выпуклой (для центрирования ремня) или с каждого торца шкива изготавливают фланцы. Ст-рела выпуклости k ≈ (0,015…0,025)•Вр (здесь Вр – ширина шкива в мм).
3. Межосевое расстояние Ар* = k• D2, (7.5.4)
где k – коэффициент расстояния (табл.7.5.2).
Найденное значение Ар округляется до целого числа.
При этом Арmin ≥ 0,55·(D2 + D1) + δ и Арmах ≤ 2·(D2 + D1)
7.5.2. Значения коэффициента k в зависимости от передаточного отношения
iр | |||||||
k | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 0,95 | 0,90 | 0,85 | 0,80 |
4. Длина ремня Lp = 2• Ар + π•(D2 + D1)/2 + (D2 – D1)/(4Ар). (7.5.5)
5. Окружная скорость ремня (м/c) υр = π• D1• n1/(60•1000), (7.5.6)
6. Окружная сила на ремне (Н) Ft = 1020•Nз/ υр. (7.5.7)
7. Выбирается тип ремня и назначается его толщина
δ ≤ Dmin/Oт, (7.5.8)
где Oт – относительная толщина ремня (Dmin/δ ≈ Oт – табл.7.5.3).
8. Угол обхвата ремня малого ремня (рис.7.5.4)
α = 180˚ – 57˚• (D2 – D1)/ Ар. (7.5.9) α
7.5.3.Относительная толщина ремней Oт
Материал ремней | Oт |
1.ХБ тканевые прорезиненные | 30…40 |
2.Кожаные | 25…35 |
3.ХБ/синтетические тканевые, пропитанные фрикционной смолой | (25…30)/(50…150) |
4.Кордтканевые синтетические прорезиненные | 50…100 |
Рис.7.5.4.Схема обхвата
ремнем малого шкива
9. Допустимое полезное напряжение в ремне проектируемой передаче
[σF] = [σF0] •kα•kυ•kн•kφ, (7.5.10)
где [σF0] – допускаемые полезные напряжения для типовой передачи –
табл.7.5.4;
kα – коэффициент угла обхвата – табл.7.5.5;
kυ = 1,03…0,68 – скоростной коэффициент (в пределах υр= 5…30 м/с);
kн = 1,0…0,6 – коэффициент режима нагрузки (от равномерной до резко
переменной);
kφ = 1,0…0,8 – коэффициент способа натяжения и угла расположения к
горизонту оси передачи (при угле φ = 0…90˚ для передачи с автома-
тическим натяжением ремня).
7.5.4. Допустимое полезное напряжение в ремне типовой плоскоременной
передачи
Материал ремней | [σF0]*, Н/мм2 при Dmin/δ | ||||||
1.ХБ тканевые прорезиненные | - | 2,10 | 2,17 | 2,21 | 2,25 | 2,28 | 2,30 |
2.Кожаные | 1,35 | 1,70 | 1,90 | 2,04 | 2,15 | 2,23 | 2,30 |
3.ХБ/синтетические тканевые, пропитанные фрикционной смолой | 1,05 | 1,50 | 1,60 | 1,67 | 1,72 | 1,77 | 1,80 |
4.Кордтканевые синтети- ческие прорезиненные | 1,05 | 1,20 | 1,30 | 1,37 | 1,47 | 1,50 | 1,60 |
*При напряжении от предварительного натяжения ремней σо=1,8Н/мм2.
7.5.5.Значения коэффициента угла обхвата kα ремнем шкива
αº, | ||||||
kα | 0,91 | 0,94 | 0,97 | 1,00 | 1,10 | 1,20 |
10. Ширина ремня Вр = Ft/([σF]•δ) (7.5.11)
и принимается ближайшая большая по ГОСТ.
11. Ширина шкива Вшк = 1,1• Вp + (5…15). (7.5.12)
12. Усилие предварительного натяжения ремней
2·So = σо • Вp •δ, (7.5.13)
где σо = 1,8Н/мм2 – напряжение предварительного натяжения ремня.
13. Сила от натяжения ремней, действующая на валы передачи
R = 2·So ·cos (β/2), (7.5.14)
где β = (180˚ - α).
Примечание. Увеличение силы натяжения ремня обеспечивает снижение проскальзывание ремня относительно шкива, но при этом уменьшается долго-вечность его эксплуатации.
14. Частота циклов напряжений ремня U = υp/Lp ≤ 3…5. (7.5.15)
Примечание. Чем меньше величина U, тем больше долговечность ремня.
б. Расчет клиноременной передачи
1. Расчетная мощность передачи Nр = No•ka•kн•z ≥ Nз, (7.5.16)
где No – мощность, передаваемая одним ремнем (табл.8) в условиях типовой
передачи (равномерная нагрузка, угол обхвата ремнем шкива α = 180˚);
ka – коэффициент угла обхвата ремнем малого шкива (предварительно при-
нимают при i ≤ 7 ka = 0,85 при минимальном угле обхвата α = 120˚, а при
7< i ≤10 и α = 70˚ ka = 0,56 – табл.7.5.6);
kн – коэффициент нагрузки (табл.7.5.7);
z – число ремней в передаче (табл.7.5.8);
Nз – задаваемая мощность передачи.
7.5.6. Коэффициент угла обхвата ka для клиновых ремней
α˚ | ||||||||||||
ka | 1,00 | 0,98 | 0,96 | 0,93 | 0,90 | 0,87 | 0,83 | 0,79 | 0,74 | 0,68 | 0,62 | 0,56 |
7.5. 7. Коэффициент режима нагрузки kн передачи
Характер нагрузки | Равномерная | Умеренные колебания | Значительные колебания | Резко переменная |
kн | 1 | 0,9…0,8 | 0,8…0,7 | 0,7…0,6 |
7.5.8. Первый выбор сечения и количества ремней z в передаче
Nо, кВт | 1,2…1,7 | 1,8…2,7 | 3… 5 | 6… 10 | ||||||
z | 1 | 2 | 1 | 1 | 2, 3 | 3, 4 | 1 | 2, 3 | 3; 4 | 5,6,7 |
Сечения | О | О | А | Б | А | О | В | Б | А | О |
Примечание. При выборе меньших сечений ремней уменьшается межосевое
межосевое расстояние, но увеличивается число ремней и ширина шкивов.
Выбрав сечение ремней назначают минимальный диаметр малого шкива D1
по графику рис.7.5.5.
2. Окружная скорость ремня (м/с) υр = π• D1•n1/(1000·60), (7.5.17)
где n1 – заданная частота вращения малого шкива, об/мин.
3. По графическим зависимостям No
от окружной скорости ремня υр и выбран-
ных диаметра D1 малого шкива и сечения
ремня (рис.7.5.5 – аналогичные графики
приведены в справочниках и для других се-
чений) определяется передаваемая мощ-
ность одним ремнем No. Расчетную мощ-
ность передачи Nр принимают Nр ≥ Nз.
Количество ремней z определяют в соответствии с формулой (7.5.16), т. е.: Рис. 7.5.5.Зависимость передаваемой
z ≥ Nр / (No•ka•kн). (7.5.18) мощности ремнем от диаметра ма-
Дробные значения z округляют до лого шкива и окружной скорости
ближайшего большего целого числа. ремня
4. Диаметр ведомого шкива (мм)
D2 = i• D1• ηp. (7.5.19)
Диаметр ведомого шкива принимается по ближай-
шему размеру по ГОСТ на клиноременные переда-
чи либо расчетный. Расчетным диаметром шкивов
является диаметр расположения центров тяжести Рис.7.5.6.Конструкция обода
поперечных сечений ремней – рис.7.5.6. Остальные шкива
размеры шкивов выбирают в соответствующих таблицах стандарта на шкивы.
5. Межосевое расстояние (предварительно) передачи (мм) – табл.7.5.9.
7.5.9. Выбор межосевого расстояния
i | |||||||
Ар, мм | 1,5 D2 | 1,2 D2 | D2 | 1,5 D2 | 0,95 D2 | 0,85 D2 | 0,80 D2 |
6. Угол обхвата ремнем малого шкива
α = 180˚ - 57˚·(D2 - D1)/Ар ≥ [α] ≥70˚. (7.5.20)
7. Длина клинового ремня выбранного сечения
Lp = 2Ap + π•(D2 + D1)/2 + (D2 - D1)2/(4Ap) (7.5.21)
и по ГОСТ 1284 принимается конкретная длина ремня.
8. Уточняется межосевое расстояние в связи с принятием Lp ремня по ГОСТ
Ap = (1/8)•[2• Lp – π•(D2 + D1) + √(Lp – π•(D2 + D1))2 – 8•(D2 - D1)2]. (7.5.22)
9. Частота циклов напряжений ремня U = υp/ Lp ≤ 10…20.
10. Сила предварительного натяжения ветвей ремней 2•So – табл.7.5.10.
7.5.10.Силы натяжения (2•So) клиновых ремней различного сечения
Сечение ремня | О | А | Б | В | Г | Д | Е |
2•So, Н | 110…170 | 200…300 | 350…500 | 600…850 | 1300…1800 | 1900…2700 | 3200…4500 |
Шкивы ременных передач изготавливают из чугунного литья (в широком диапазоне размеров), алюминиевого литья (для быстроходных передач неболь-шой мощности), стального литья или сварные из стали (большого размера), из пластмасс (небольшого размера и для передач малой мощности). На рис.7.5.7 приведены конструкции шкивов плоскоременных и клиноременных передач.
Следует отметить, что при передаче одинаковых мощностей и условиях ра-боты (неравномерности и режима нагрузки и др.) габаритные размеры, дейст-вующие силы на валы у клиноременных передач меньше, чем у плоскоремен-ной. Ременные передачи с квадратным резиновым ремнем широко приме-няются в конструкциях приборов, компьютеров и др. информационных систем.. Конструкция ременной передачи с квадратным резиновым ремнем некоторых
приборов приведена на рис.7.5.8.
Рис.7.5.7.Конструкции шкивов плоско- и Рис.7.5.8. Ременная передача запи-
клиноременных передач сываюших устройств приборов
в. Расчет ременной передачи с поликлиновыми ремнями
Ременные передачи с поликлиновыми ремнями широко применяются в высокоскоростных силовых приводах металлорежущих станков с ЧПУ, приводах электрогенераторов и др. устройств.
Поликлиновые ремни (рис.7.5.9, б) с несущим кордом из лавсана или капрона, резиновых слоев над и под кордом и нескольких слоев прорезиненной синтетической ткани изготавливают, как и клиновые ремни, в виде колец определенной длины Lp (их иногда называют бесконечной длины) 3 х сечений (рис.7.5.2 и табл.7.5.11).
Передачи с поликлиновыми ремнями обеспечивают передаточные отноше-
ния до i ≤ 10 и окружные скорости до 40 м/c.
7.5.11. Параметры поликлиновых ремней
Сечения | t, мм | Н, мм | δ, мм | Длина ремня Lp, мм | Число клиньев Zкл | Dmin, мм | Передаваемый передачей момент М1кр**, H·мм |
К* | 2,4 | 1,9 | 450…2000 | 2…36 | < 4 | ||
Л* | 4,8 | 9,5 | 4,8 | 1250…5600 | 4…20 | 1,8…35 | |
М* | 9,5 | 16,7 | 7,1 | 2000…5600 | 4…20 | > 13 |
* Поликлиновые ремни К могут заменить клиновые ремни сечений О и А;
ремни Л – Б и В; ремни М – В, Г, Д, Е.
** Момент на быстроходном шкиву.
По известному передаваемому крутящему моменту выбирается сечение ремня (табл.11).
Диаметр меньшего шкива (мм) определяется по формуле:
D1 = a б√ М1kp, (7.5.23)
где а и б – соответственно коэффициент момента и показатель степени
(при М1кр ≤ 250 Н·м а =30,4, б = 3; при М1кр ≤ 260…900 Н·м а =15,5, б = 2).
Окружное усилие, которое может передать ремень с 10 ю клиньями при угле обхвата ремнем меньшего шкива α = 180º, передаточном отношении i =1, длине Lop и спокойной нагрузке,
Ро10 = С1/υ0,09 – C2/D1 – C3·υ2, (7.5.24)
где С1, С2 и С3 – коэффициенты соответственно скорости, изгиба на
меньшем шкиве и центробежной силы инерции при
огибании ремня шкива (табл.7.5.12);
D1 – диаметр малого шкива, мм;
υ – окружная скорость ремня, м/c.
7.5.12. Расчетные параметры поликлиновых ремней
Сечение ремня |
С1 |
С2 |
С3 |
Lop | ΔМ1кр,·10-1 Н·м при i | |||||
1,10 | 1,25 | 1,40 | ≥2,5 | |||||||
К | 0,0075 | |||||||||
Л | 0,039 | |||||||||
М | 0,125 |
Допускаемое передаваемое окружное усилие для ремня с 10 ю клиньями с
учетом эксплуатационных условий работы
[P]10 = (Ро10·Cα·Cл + ΔМ1кр/D1)/k, (7.5.25)
где Cα – коэффициент угла обхвата (табл.6);
Cл – коэффициент, учитывающий влияние фактической длины
Lp/Lop | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | ≥ 3,5 |
Cл | 1,0 | 1,05 | 1,10 | 1,15 | 1,20 | 1,25 |
ремня:
ΔМ1кр – поправка, учитывающая влияние изгиба ремня на большом
шкиве (табл.7.5.12);
D1 – диаметр малого шкива, м;
k – коэффициент динамичности нагрузки (табл.7.5.13).
7.5.13.Коэффициент динамичности нагрузки и режима работы
k при нагрузке пиковой/нормальной Нп/Hн, % | |||
Спокойная ≤ 120 | Умеренная ≤ 150 | Неравномерная ≤ 200 | Ударная ≤300 |
1,10 | 1,25 | 1,6 |
Необходимое число клиньев выбираемого поликлинового ремня
Zкр = 10·Рф/[P]10, (7.5.26)
где Рф – фактическое окружное усилие по заданной мощности и выбран-
ному диаметру меньшего шкива (Рф = М1кр/D1 = 9555·N/(n1· D1),
где N –передаваемая мощность и n1 – частота вращения на мень-
шем шкиве).
Расчет передаточного отношения, диаметра большего шкива и межосево-
го расстояния клиноременной передачи с поликлиновыми ремнями – как и при
расчете плоскоременной передачи.
Замена клиноременных передач с обычными клиновыми ремнями на пе- передачи с поликлиновыми ремнями существенно уменьшит габариты и првысит эксплуатационную надежность приводов.
Видеофильмы:http://www.youtube.com/watch?v=…
1…fXbeMlMPY8w- Ременные передачи.
2…OwL0uCqdmo-Работа ременной передачи.
Вопросы для самоподготовки:
1.Какой принцип передачи движения используется в ременной передаче?
2.Как можно определить передаточное отношение ременной передачи, если
отсутствуют ее параметры, но есть в наличии сама передача?
3.Плоскоременную или клиноременную передачу предпочтительно применить,
если межосевое расстояние Ap ≈ 100 мм?
4.Каким способом можно регулировать натяжение ремней в передаче?
5.От чего зависит передаваемая мощность ременной передачей?
6.Почему нежелательно попадание воды или масла на рабочие поверхности
ременной передачи?
7.Какие мероприятия следует предусматривать для обеспечения работоспособ-
ности ременных передач?
8.Достоинства ременных передач с поликлиновыми ремнями?
9.Правила расчета поликлиновых передач?