Природа и промыслы Приангарья

 

Уже 13 лет Кежемский историко-этнографический музей носит имя Кулаковой Юлии Степановны. И по праву! В свое время её хорошо знали краеведы и музейщики края, её хорошо знали в Кежемском районе. Её жизнь вместила несколько эпох, почти весь ХХ век. Родилась она в год падения Тунгусского метеорита на Ангаре.

Кежемский район находится на территории Красноярского края, который расположен на границе Восточной и Западной Сибири и занимает центр Азиатской части России. Площадь его 3401,6 тыс.кв.км. Это около 10% всей площади бывшего СССР. На территории края, которая распахнулась вдоль Енисея, почти от географического центра до островов Ледовитого океана, можно увидеть бескрайнее море тайги, сухие жаркие степи, плодородные долины, горные цепи и тундровые болота.

Образно о нашем крае сказал Лев Ошанин:

    На три тысячи верст он разлегся в длину

    Обойти и объехать такое не просто.

    Чуть не тысяча штук Люксембургов ему,

    Десять полных Великобританий по росту.

А какой он? Он разный.                                                                  Устав от степей, хочешь горы? –

Ступай в грозовые Саяны.

Хочешь реки? – С обрыва ныряй в Енисей,

Хочешь море? – Три шага до океана.

Край наш настолько велик и разнообразен, настолько неповторим по своей красоте и богатству, что люди однажды посетив его, остаются здесь, или возвращаются сюда вновь и вновь, чтобы больше познать эту удивительную и во многом не разгаданную страну.

 Частичкой этой не разгаданной тайны можно назвать наш Кежемский район, о котором можно начать рассказ такими строками:

    Мой край ангарский, край удалый

    Ты распахнулся на века.

    Тайга, как море, сопки, скалы,

    Реки крутые берега.

Самая крупная река района – Ангара со своими протоками. Северные притоки – Кода, Чадобец, южные – Кова, Ёдарма, Мура. Ангара имеет 64 порога. Опасные места на Ангаре называются «Бык».

    Климат в районе резко-континентальный: с холодной продолжительной зимой и коротким жарким летом. Наиболее теплым является июль, наиболее холодным – январь.

    Основную часть территории занимают леса – 94%, остальные площади заняты болотами, сельскохозяйственными угодьями, дорогами и постройками. Кежемский район является уникальным районом по концентрации природных ресурсов. На территории преобладают сосновые и сосново-лиственные леса (сосна, кедр, лиственница, пихта, ель). Находясь в таежной растительной зоне, район располагает разнообразными и значительными ресурсами дикорастущих ягод, грибов, орехов, которые заготавливаются в основном населением для собственных нужд.

Так в первой половине XVII пришли на Ангару первые русские поселенцы. Они селились по реке Ангаре и её притока и островам, давая им поэтические названия.

Красивы, как народные сказанья,

Пришедшие из глубины веков.

Какая музыка таится в их названиях:

Малиновый, Лебяжий, Журавков.

Считается, что первыми на Ангару пришли Брюхановы и Рукосуевы. Рукосуевы обосновались в Заледеево, которое относилось к Богучанскому району, а Брюхановым принадлежит честь освоения нашего бывшего районного центра – с. Кежма. Следующие были Пановы, обосновавшие Паново, Усольцевы - Усольцево, т.е. названия деревень соответствуют фамилиям. А так как семьи были большими, то иногда сыновья отделялись, обосновывая свое поселение. Так Брюханов Аксён обосновал деревню Аксёново, Климентий - Климино, Рукосуев Яруша – Яркино, братья Ирбей и Бидея – Ирбу и Бедею.

Характерной особенностью Кежемского района являлись и клички. Так как много было однофамильцев, поэтому кличка была второй фамилией, по которой легко можно было узнать о ком идет речь.

Кое-кто осуждает ангарцев:

Клички людям дают – ну дела!

Разве мы виноваты в том, братцы,

Что фамилия на пол села?

 

Как узнать, кто и чей он, Петруха –

Карнауховых Петей не счесть.

Ну, а кто же Иван Карнаухов,

Если их на селе 26?

 

Приангарье издавна славилось как край самобытной народной культуры, богатый устной поэтической традицией. Её сохранению способствовало географическое положение района. Сюда почти не доходили новейшие городские романсы и песни, не проникал рабочий фольклор. В старинных ангарских песнях давали выход радости и горю, в них живет душа ангарцев. Возможно, кому-то эти песни покажутся тоскливыми, слишком протяжными, не веселыми. Но они, как нельзя лучше, отражают саму жизнь ангарцев: суровый климат, нелегкие условия жизни, величавость вод Ангары.

Песня занимала почетное место в жизни ангарцев. С песней они рождались, жили и в последний путь провожали с песнями.

Да и сама Ангара в жизни ангарцев имела огромное значение. Прежде всего, она была кормилицей. Рыбы было столько, хоть шапкой черпай.

В районе сосредоточены значительные запасы охотничье промысловых птиц, а также копытных и пушных зверей. Объектом охоты (в основном, любительской) являются птицы, главным образом двух видов: рябчик и глухарь. Основные животные лось, северный олень, косуля, белка, ондатра, соболь.

    Рыболовством занимались в основном женщины, т.к. в разгар рыболовного сезона осенью и весной мужчины заняты были на охоте. Рыбу обычно добывали круглый год. Орудия и способы лова были многообразны. Наиболее распространенными орудиями лова были неводы, сети, плетенные из прутьев   морды,  мерёга. Проводилась рыбалка лучом и острогой, использовались урыван (большойострый крюк для вытаскивания из воды большой рыбы), коза ( приспособление, решетка для огня на носу лодки при лучении рыбы). На невод крепили кибас (грузило, обернутое в бересту), или галок (грузило из обожженной глины), или цевку (это берестяная трубка, служащая в сети поплавком).

Мужчины носили бродни (самодельная кожаная обувь), а женщины носили черки с холщевыми чулками или вязанными из шерсти (в зависимости от погоды).

    Охота занимала ранее видное место в хозяйстве ангарцев и часто составляла главную товарную отрасль. Охота на белку, а во многих местах на лисицу, колонка, росомаху, горностая имели промысловое значение. Лосей, оленей, коз, медведей, пернатую дичь добывали для собственного потребления. Охота на птиц велась попутно. Охотой занималось почти все взрослое мужское население. В некоторых селениях встречались охотники и среди женщин. Охотничий сезон продолжался с 1 октября до 15 ноября.

Каждый охотник имел свой участок в тайге, который назывался «Ухожей». Ухожье передавали по наследству.

    Охотники везли в тайгу запас продуктов (хлеб, чай, крупу). Каждый день, уходя из зимовья на промысел, охотник брал с собой ружьё, натруску (пороховница), нож, топор, охотничий провиант, продукты.  Продукты складывались в наспинный мешок «турсук», для ношения на спине охотничьего снаряжения использовали также понягу (доска с лямками). Надевали собачью доху, волосянки (носки из конского волоса), бокари (оленьи унты) или черки с опушнями,брали ссобой   кокольды (рукавицы с разрезом на запястьях, чтобы они снятые, висели на руках в мороз) или мохнатки (рукавицы из собачьей шерсти шерстью вверх).

    Большое хозяйственное значение имела охота на лосей (сохатых). Укладывая мясо на лыжину, вывозили его из тайги, из шкуры сохатого делали мешки. Пальма (широкий обоюдоострый нож) и рогатина (самодельное копьё с обоюдоострым ножом) использовался для охоты на медведя.                          

        

Использовали биток для сбора ягод голубицы, брали с собой личину (волосяная сетка, надеваемая на лицо от овода).

 

 

        

Кежемский историко-этнографический музей имени Ю.С.Кулаковой

 

 

 

 

 

 

   

 

 

г. Кодинс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: