Лекция 1. Понятие логистики, основные термины и

ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ, ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Логистика — это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной экономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Логистика (с позиций бизнеса)— это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Логистика, так же как и экономика, подразделяется на макро-и микроуровни.

Макрологистика решает вопросы управления материальными потоками, принадлежащими нескольким промышленным, торговым, транспортным предприятиям, расположенным в разных районах или странах. Микрологистика затрагивает локальные вопросы в рамках одного предприятия.

Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике служит материальный поток. Он образуется в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальные потоки подразделяются по следующим основным признакам:

-  По отношению к предприятию: внешний (протекает во внешней для предприятия среде и имеет непосредственное к нему отношение), внутренний (образуется в результате операции внутри предприятия), входной (поступает из внешней среды и может определяться суммой величины материальных потоков при разгрузке груза), выходной (поступает из предприятия во внешнюю среду). При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному;

- По натурально-вещественному составу: одноассортиментные и многоассортиментные — от этих параметров зависит построение логистического процесса;

-  По количественному признаку: массовые, крупные, средние, мелкие и

др.;

- По степени совместимости: совместимые и несовместимые и др.

Материальный поток — это грузы, товары, рассматриваемые в процессе

приложения к ним различных операций и отнесенные к временному интервалу.

Под операциями понимается разгрузка, перевозка, сортировка, укладка на хранение и т.д. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.), а в знаменателе — единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). Например, материальный поток строительных материалов составляет 4000 т/год; материалопоток по погрузке краном составляет 200 контейнеров/сут.

Качественный состав потока меняется по мере продвижения по цепи. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием перемещаются, как правило, массовые однородные грузы: сырая нефть, железная руда, уголь, сахар-сырец, зерно и др. В конце цепи материальный поток представлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, мука, фасованный сахар и др.

Для того чтобы управлять материалопотоком, необходимо знать его характеристики и размеры. Измерителями материального потока служат:

• Масса груза или количество мест, объем, род груза;

• Расстояние транспортировки (километры, мили);

• Направление движения (место отправления, место назначения);

• Партионность — масса или количество мест груза, подлежащих отправке за один раз, на одном транспортном средстве, в одном направлении;

• Время движения и время стоянки в пунктах перевалки или запасы на производстве.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в их управлении играют:

- Транспортные предприятия и экспедиторские компании;

- Предприятия оптовой торговли;

- Посреднические организации;

-  Предприятия-изготовители (склады сырья и готовой продукции, на которых выполняются разнообразные логистические операции).

Информационный поток. Информационный поток - это совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Информационный поток соответствует материальному. В реальных логистисческих системах материальный и информационный потоки могут частично опережать друг друга. Опережающий информационный поток в прямом направлении содержит предварительное сообщение о предстоящем прибытии грузов, а во встречном направлении - сведения о заказе. Одновременно с материальным потоком параллельно ему идет информация о количественных и качественных параметрах перемещаемых ресурсов. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов, а также претензии и подтверждения.

Выделяют внешний и внутренний, входной и выходной информационные потоки. Информационный поток характеризуется истопником возникновения, направлением, периодичностью, объемом, скоростью передачи и т.д.

Управление информационным потоком включает в себя изменение направления потока и ограничения его параметров.

Финансовый поток в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри ЛС, между ЛС и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного МП. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно­нематериальных ценностей.

Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

Функциональные области логистики. Выделяют пять основных функциональных областей логистики.

1. Транспортная логистика, решающая вопросы управления материальным потоком на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортные операции, осуществляемые логистикой, можно разделить на две большие группы, выполняемые:

• Специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования);

• Транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий).

Транспортная логистика не имеет четких границ. Она может применяться при любых перевозках.

2.  Производственная логистика, решающая задачи                                                          создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

3. Информационная логистика, рационализирующая организацию

движения потоков. Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие                                                                                     процесса

информатизации, добиваясь эффективного управления информационными потоками. Информационная логистика тесно переплетена со всеми функциональными областями логистики.

4. Закупочная логистика, решающая вопросы, связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Проводится анализ среди поставщиков, заключаются договоры и контролируется их исполнение. Используется механизм воздействия на поставщика в случае нарушения условий поставки и принимаются оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации. Область взаимодействия, составляющая основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

5. Распределительная логистика, решающая задачи реализации готовой продукции. Для решения этих задач используют два варианта продвижения готовой продукции: реализацией занимаются сами производители и торгово­посреднические предприятия.

Функции логистики. Среди логистические функций выделяются базисные, ключевые и поддерживающие функции.

К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт. Эти три функции осуществляются практически любым

товаропроизводителем.

В качестве ключевых логистических функций специалисты выделяют следующие:

• Поддержание стандартов обслуживания потребителей; Поддержание стандартов обслуживания потребителя, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибуция товаров и послепродажный сервис являются первоочередными задачами логистического менеджмента любого предприятия.

• Управление закупками; Организация и управление закупками включают комплекс таких задач, как выбор поставщиков материальных ресурсов, планирование потребности в ресурсах, определение рациональных сроков и объемов их поставок, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки материальных ресурсов производственным подразделениям предприятия и т.п.

• Транспортировку; Перемещение материального потока связана с транспортировкой. При этом сам процесс транспортировки рассматривается как совокупность процессов перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза.

• Управление запасами; Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции — процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. При управлении запасами решающее значение имеет фактор времени. Всегда существует определенная потребность в запасах материальных ресурсов и готовой продукции, играющих роль буфера между поставщиками материальных ресурсов и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями готовой продукции — с другой. В связи с этим важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровня запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей.

• Управление процедурами заказов; Функция управления процедурами заказов определяет порядок получения и обработки заказов, моменты времени получения готовой продукции или оказания услуг потребителю, а также инициирует работу фирменной распределительной сети или логистических посредников по доставке и продаже продукции потребителям. Эта функция определяет качество обслуживания потребителей.

• Управление производственными процедурами; С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства в технологических процессах выпуска готовой продукции. При этом большое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, прогнозирования потребности в материальных ресурсах, сокращения длительности производственного цикла и т.п.

• Ценообразование; Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы — производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены готовой продукции, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнем цен конкурентов и прогнозами спроса.

К поддерживающим логистическим функциям относятся:

• Складирование; Складирование представляет собой логистическую

функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определение числа, типа и дислокации складов; объема (площади) хранения материальных ресурсов, готовой продукции; планирования размещения запасов; проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки;                                                      выбор погрузочно­

разгрузочного и другого складского оборудования и т.п.

•  Грузопереработка; Грузопереработка обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические операции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой перемещение материальных ресурсов или готовой продукции на складе, размещение продукции на складских стеллажах и др. Данная комплексная логистическая функция обычно связана с выбором технологического оборудования для организации перемещения грузов по складу, погрузочно-разгрузочного оборудования; организацией процедур сортировки, консолидации или комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержанием рационального объема грузооборота склада и т.д.

• Защитная упаковка; В процессах дистрибуции готовой продукции важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых потребителям различными видами транспорта. Кроме того, упаковка имеет большое значение в маркетинге, так как от ее привлекательности в значительной степени зависит потребительский спрос. Применение в физическом распределении стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транспортных средств, а также технологическими параметрами складских помещений и грузоперерабатывающего оборудования.

• Обеспечение возврата товаров; Различные процедуры возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или гарантийного срока службы.

• Обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание; Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта оборудования и обеспечения потребителей запасными частями процедуры возврата готовой продукции предприятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда относят к ключевым логистическим функциям

• Сбор возвратных отходов; В процессах производства и сбыта готовой продукции возникают так называемые вторичные материальные ресурсы, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления.

•  Информационно-компьютерную______________________________________ поддержку.   Современные

логистические системы не могут функционировать без информационно­компьютерной поддержки. Во многом именно электронная обработка информации о материальных и финансовых потоках, автоматизация документооборота при организации                                                                   товародвижения, планирование,

организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков на компьютерах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможной реализацию современной интегральной концепции логистики.

Логистические системы. Система представляет собой такую взаимосвязанную организованную совокупность элементов, которая обладает качествами, не свойственными отдельным составляющим ее    элементам. Различают макро- и

микрологистические системы.

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Эта система представляет собой определенную инфраструктуру экономики                                      региона, страны или группы                  стран.    Формирование

макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий по транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы представляют собой структурные составляющие макрологистических систем, в состав которых входят технологически связанные                           производства, объединенные единой

инфраструктурой (производственные и торговые предприятия, территориально­производственные комплексы). Эти системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически                           связанные   производства, объединенные   единой

инфраструктурой.

Различают четыре основных свойства логистических систем.

1. Свойство целостности и делимости.    Система —   целостная

совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. На макроуровне при прохождении МП от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система представлена в виде следующих основных подсистем: закупка — обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему; управление производством — подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда; сбыт — обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

2. Свойство связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводными отношениями.

3. Свойство организации. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. логистическая система имеет организацию.

4. Свойство итеративности. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Эти качества логистической системы позволяют закупать материалы, пропускать их через производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая заранее намеченных целей.

Логистическая цепь и логистические издержки. Важным понятием логистики служит понятие логистической цепи. Под логистической цепью понимают последовательность этапов прохождения материального потока от источника сырья до потребления готовой продукции. Логистическая цепь включает: поставку сырья, материалов, полуфабрикатов; хранение сырья и продукции; производство товаров; отправку товаров со складов готовой продукции потребителю и др.

Каждой операции по продвижению материального потока соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья логистической цепи — предприятия. Так как эти издержки относят к сфере логистики, их называют логистическими издержками. Они включают издержки в сферах:

• Погрузочно-разгрузочных операций;

• Перевозки и экспедирования грузов;

• Хранения груза;

• Сбора, хранения и передачи информации о грузе;

• Расчетов с поставщиками и покупателями;

• Страхования грузов;

• Таможенного оформления грузов и т.д.

Основная задача логистики заключается в снижении затрат, связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Система учета издержек производства и обращения должна выделять затраты, возникающие в процессе применения функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах и характере их взаимодействия.

Учет расходов, связанный с процессом продвижения ресурсов, складывается из множества издержек, которые возникают.на этапах:

• Приема заказа;

• Обработки заказа;

• Оформления документов;

• Комплектации заказа;

• Хранения;

• Доставки;

• Транспортно-экспедиторских услуг;

• Выставления счета и др.

Расходы отдельных компонентов логистики тесно взаимосвязаны. При учете логистических издержек на пути движения материального потока получается картина формирования затрат, связанных с выполнением заказа.

Взаимодействие логистики с другими организационными процессами. Наиболее тесно логистика взаимодействует с маркетингом.

По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг в сущности представляют собой части единого процесса удовлетворения потребностей потребителей.

Маркетинг и логистика представляют самостоятельные, тесно взаимосвязанные направления производственно-хозяйственной деятельности. Сущность маркетинга заключается в управлении производством, продвижении на рынок и выгодной реализации продукции, ориентированной на существующий спрос.

Одна из важнейших функций логистики связана с организацией материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в удовлетворении потребности производства в сырье, материалах и изделиях высокого качества, но и в обеспечении точно в срок, по выгодным ценам на услуги логистического характера при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить мотивации потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.

Современная концепция маркетинга выделяет четыре комплексные функции:

1) Разработка и планирование ассортимента продукции; маркетинг

предопределяет предметную специализацию и ассортиментную структуру производства, что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы. В свою очередь логистика может оказывать обратное влияние на маркетинг, корректируя управление потоковыми процессами номенклатуры выпускаемой продукции,                                                   внося корректировки в

ассортиментную структуру, производственную программу, бюджет

предприятия, а также в маркетинговую стратегию и тактику.

2) Управление информационными потоками; вторая функция задает параметры логистической системе маркетинговой стратегии. Организация эффективного управления информационными потоками, создание современной системы информационного обеспечения являются важнейшим проявлением логистики. Кроме того, в результате исследований комплекса мотиваций потребителей значительную часть занимают условия доставки и связанные с этим вопросы.

3) Организация товародвижения и продаж; третья функция связана с логистикой наиболее тесно. Если не налажено приемлемое транспортно­экспедиционное обслуживание потребителей и торговых посредников, то все маркетинговые исследования и дальнейшая работа маркетологов по продвижению на рынок товарной продукции, а также производственников по ее изготовлению могут быть напрасными. Некачественное выполнение договорных обязательств по поставкам может повлечь за собой разнообразные штрафные санкции.

Маркетинг помогает определить рамки и параметры сервисного обслуживания, проследить структуру и динамику мотиваций и потребностей потребителей, спрогнозировать развитие конъюнктуры и спроса и т.д. Соблюдение логистических принципов на этапе реализации готовой продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третьей маркетинговой функции. Однако они быстро окупаются, приносят хорошую прибыль, позволяют в целом значительно укрепить маркетинговые позиции предприятия на рынке и получить преимущества в конкурентной борьбе.

4) Реклама и стимулирование сбыта. Четвертая функция также предполагает взаимодействие с логистикой. Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в маркетинге расширение комплекса логистических услуг. Нет лучшей рекламы для производителя, как имидж ответственного и надежного поставщика. Надежность партнера в бизнесе всегда ценится очень высоко.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: