Источник солидарности
От механической к органической солидарности
Гражданское общество
На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности — вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи.
Далее происходит формирование целого слоя людей — бигменов (племенная аристократия), располагавших значительными богатствами, политическим весом и собственными интересами.
Наметившиеся в обществе глубокие перемены 5-7 тыс. лет назад достигли пика в 5 в. до н. э., а потом затихли на 2-е тыс. лет, возобновившись лишь после 3-х великих революций: английской, французской и американской.
Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение.
Центральная проблема в творчестве Дюркгейма — это проблема социальной солидарности. Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое.
|
|
«Каждый знает, что мы любим того, кто похож на нас, кто мыслит и чувствует, как мы. Но не менее часто встречается и противоположное явление. Часто случается, что мы чувствуем влечение к людям, которые на нас непохожи, именно потому, что они непохожи на нас».
Солидарность возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.
Маркс говорит о кооперации труда как оборотной стороне разделения. Но он не видит в ней силы, интегрирующей общество в целом. Это один из ключевых элементов производственных отношений, и уже в силу этого элемент базиса, но все же должного внимания кооперации он не уделяет.
Это упущение заполняется Дюркгеймом. Но у него кооперация выносится из сферы производства в сферу обмена.
Разделение труда вносит разнообразия, и чем они больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.
По его мнению, существует два исторических типа солидарности:
Это солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Этот тип солидарности преобладает в архаических, или примитивных, обществах. Здесь мы имеем солидарность, основанную на сходстве. Члены общности или общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего: язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания (например, в виде устных преданий), в одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. Такие же механизмы ведут к отталкиванию от представителей других племен. Другими словами, механическая солидарность имеет в своей основе отличение по принципу «свой – чужой».
|
|
При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным. Возникновение человеческой индивидуальности возможно лишь в тех обществах, где доминирует органическая солидарность.