Начальное образование. Семь свободных искусств
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ. СРЕДНИЕ ВЕКА
С распадом Римской империи в средневековой Европе начинает складываться система независимого от государства и свободного от шовинистической идеологии образования.
В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься только рабы. Ещё в античности начал вырабатываться список дисциплин, позже названных свободными искусствами. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки.
Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «Бракосочетание Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест. «Искусство» — это совокупность приемов, система правил, почерпнутых из опыта, опирающихся на природу и логически разработанных. Обучение ему дает знание и порождает способность, из которой возникают произведения. Поэтому свободные искусства образуют высшую научную и литературную педагогику. Число их ограничено семью; они выстроены в значимом порядке, определяющем уровни обучения: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Первый цикл (из трёх учебных наук) назывался словом тривиум (trivium), второй цикл (из четырёх) — квадривиум (quadrivium).
|
|
Список свободных искусств (по Исидору Севильскому)
Исидор (560—636), епископ Севильи, один из крупнейших энциклопедистов Европы того времени. Кстати, покровитель Интернета.
Тривиум | Квадривиум |
Грамматика | Арифметика |
Диалектика (логика) | Геометрия |
Риторика | Музыка |
Астрономия |
Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире.
Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первой из дисциплин — грамматика), потом квадривиум (базовая дисциплина квадривия — арифметика).
Тривиум также преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.
В этот период практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию — духовенству. Их обучение проходило в школах, созданных представителями же духовенства.
Наиболее типичными были монастырские, соборные и приходские школы.
Школа раннего средневековья была во всей Западной Европе, кроме Италии, духовным учреждением, связанным с монастырем или церковью и предназначенным для приготовления служителей церкви. Светское воспитание не нуждалось в науке и достигалось практическим путем. Молодой дворянин готовился к деятельности воина, полководца, хозяина и правителя не по книгам, а опытом; простой народ пребывал в грубом невежестве.
Монастырские школы делились на внутренние и внешние.