Функция памяти
Формы воспроизведения
- узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
- воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
- припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в долговременной памяти информации;
- реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
- эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого (фотографическая память).
Память можно тренировать, развивать, повышать ее продуктивность, складывающуюся из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. Данные показатели зависят субъективных факторов: от интереса человека к информации, тип запоминания (логический или механический), применяемые приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, опыт и установка человека. Объективные факторы также влияют на продуктивность памяти: характер и количество материала, наглядность, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.
Память обеспечивает человеку целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.
Мышление – это процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого - начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.
Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.
Рисунок 7. Основные виды мышления у человека
1. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим.Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.
Практическое мышление связано с непосредственным восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Оно бывает двух видов.
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Теоретическое мышление – образное и понятийное – как правило, сосуществуют, они дополняют друг друга.
Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное восприятие действительности.
Теоретическое понятийное мышление – абстрактное, но более точное, обобщенное отражение действительности
Как уже было сказано выше, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития. Таким образом, словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление по сути является теоретическим мышлением.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Также различают интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
2. Интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. Обычно используются три признака для их различения: 1- временной (время протекания процесса), 2- структурный (членение на этапы), 3- уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
3. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (человек выдает желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.
4. Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.
5. Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.