Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует «персону», сторона архетипа, обращенная внутрь индивида — «тень». К.Г. Юнг разработал свою структуру личности, состоящую из «Я», «Персоны», «Тени», «Души». «Я» — центр сознания и один из основных архетипов личности. Его содержание и функции совпадают с «Я» Фрейда. «Я» стоит между сознанием и бессознательным.
«Персона» — это своеобразная маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения. «Персона» — то, какими мы предстаем перед миром. Она включает социальные роли, одежду, индивидуальный стиль самовыражения. «Персона» представляет компромисс между индивидом и обществом относительно того, чем человек должен быть. Он принимает имя, добывает звания, титулы, представляет свое учреждение. Он то одно, то другое. Все это реально, но для личности является продуктом компромисса, в осуществлении которого другие часто принимают большее участие, чем сам носитель «Персоны». Если «Я» личности тождественно «Персоне», то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего определенную социальную роль, навязанную обществом. «Персона» может задушить индивидуальность, поскольку «Персона» — это только фасад. Юнг назвал ее архетипом комфортности. С другой стороны, «Персона» защищает «Я» и «Душу» в целом от различных деструктивных сил. «Персона» — прекрасный инструмент коммуникации.
«Тень» — архетип, являющийся средоточием темных сторон личности. «Тень» выступает как центр личностного бессознательного, фокус материала, который был вытеснен из сознания. В нем собирается все то, что несовместимо с «Персоной» или противоречит социальным идеалам.
Комплексы, к относит «комплексы воспоминаний индивидуального» «комплекс власти» и др., — своего рода, свидетельствующие о силе и власти бессознательного надсознательными процессами. В «Тени» много позитивного. Это хранилише нашей энергии, спонтанности, творчества. «Тень» с нами всю жизнь, и нужно постоянно обращаться к этой стороне своей личности.
В структуре личности Юнг выделяет «Аниму» и «Анимус», которые являются абстрактными образами, представляющими женский «архетип» в мужчине и мужской «архетип» в женщине. Этот архетип он именует «Душой».
Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности, интегрирующий центр которой К.Г. Юнг обозначил понятием «Самость».
«Самость» — центральный архетип личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера «Самости» нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр личности. Становление «Самости» происходит в процессе индивидуализации — такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным.
Большое признание получили учение Юнга о психологических типах и введенные им понятия экстравертированности и интро-вертированности личности, нашедшие широкое применение в практической психологии.
5. Концепция личности в духовно ориентированной психологии
К концу XX в. для многих психологов стали очевидными исчерпанность исследований личности в рамках дихотомии «биологическое — социальное» и необходимость обращения к духовному измерению личности. Психологи начали осваивать религиозное и философское наследие, духовный опыт исповедников веры и подвижников духа и на этой основе строить новое видение человеческой реальности. В отечественной психологии в работах С Братуся, В. П. Зинченко, Ф.С. Василюка, В. И. Слободчикова предпринимаются попытки заложить основы духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной, а самое главное — утвердить новый (новый с точки зрения психологии!) взгляд на личность человека как основное выражение Абсолютного духа в нас.
Личность человека рассматривается через призму его духовности как человеческого способа жизни, выделяющего его бытие из всей органической природы. Само понятие личности, в свою очередь, анализируется через понятия «самость», «индивидуальность» «душевность», понимаемые как целостность психической жизни' духовность.
Личность человека, как мы уже сказали, выражается через его самость. Понятие «самость» означает субъективность человека которая находится на пороге между душевным и духовным бытием, является местом проникновения духовного в душу человека: «Личность — есть самость как она стоит перед лицом высших, духовных, объективно значимых сил и вместе с тем проникнута ими и их представляет, — начало сверхприродного, сверхъестественного бытия, как оно обнаруживается в самом непосредственном самобытии».
Личность, по определению В.И. Слободчикова, персонализированная («Я — лично!»), самоопределившаяся самость среди других, для других и тем самым для себя.
Личность человека как бы персонифицирует связность духовной стороны с психофизической жизнью. Поскольку духовность в человеке не есть какая-то отдельная сфера, не есть особая над-психофизическая жизнь, а есть сама основная жизнь в человеке, проводником которой вовне и являются психическая и телесная сферы, то в человеке все носит личностный характер.
Личность человека связана с его индивидуальностью, которая раскрывается в самобытном усвоении социальных норм жизни, в выработке уникального и неповторимого способа жизни, своего мировоззрения, собственного «необщего лица», в следовании голосу совести. С духовной точки зрения «индивидуальность» есть становящееся (возрастающее) качество душевной жизни в процессе ее индивидуализации, приводящей человека в целом к его уникальности и неповторимости.
Индивидуальный дух человека предстает в различных обликах, раскрывающих не только различные стороны, но и уровни человеческой реальности. Можно говорить о таких выражениях субъективного духа, как личностное (целостное), индивидуальное (единично-уникальное) и универсальное (родовое) бытие человека.
При определении понятия духа нужно осознать его специфику, его особый способ существования, который присущ только ему. Способом существования духа является свобода, которая есть сущностное определение духовного бытия человека как порыва к самоопределению к лучшему и высшему.
В ходе освоения норм и способов человеческой деятельности, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей происходит становление индивидуального духа человека, который проявляется в принятии и переживании высших ценностей родового бытия человека как своих собственных. «Можно сказать, — констатирует В.И. Слободчиков, — что человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух стали его субъективным (индивидуальным) духом. И именно поэтому в наивысшей степени духовность обнаруживает себя и становится способом жизни человека, когда ему открываются и когда он вступает в личные отношения с Богом — поистине высшей основой всего бытия человека и всего универсума».
Лекция – 2 часа
Тема лекции: «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
План лекции:
1. Направленность личности.
2. Темперамент.
3. Характер.
4. Способности.
5. Воля.
6. Потребности и мотивы.
7. Эмоции
Рекомендуемая литература:
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.
2. Литвак М.Е. Как узнать и изменить судьбу. Способности, темперамент, характер. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
3. Морозов А.В. Деловая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во Союз, 2000.
4. Немое Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвещение - Владос, 1994.
1. Направленность личности
Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как социального и духовного (или бездуховного) существа, главные тенденции его поведения.
Направленность личности — это ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.
Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. В разных концепциях это характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (СЛ. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев). Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (к примеру, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, во вкусах, в склонностях, привязанностях и проявляется в разных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система ее характеристик.
Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад. В общем плане направленностъ личности в психологии определяют как отношение
2 Темперамент.
Учение о темпераменте корнями уходит в античность. Термин «темперамент» образован на основе латинского слова, обозначающего смесь, соотношение. Согласно представлениям того времени, в организме человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человека в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент. Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, определяемые той жидкостью, которая якобы преобладает в организме:
• сангвинический (— кровь);
• холерический (— желчь);
• флегматический (— слизь);
• меланхолический (— черная желчь).
Темпераменты Гиппократом понимались в сугубо физиологическом смысле.
В XVIII в. гиппократовским типам темперамента были сопоставлены четыре психологических типа, что положило начало психологической линии в изучении темпераментов. Общежитейские представления о темпераментах в настоящее время мало чем отличаются от представлений XVIII в.: холерический темперамент связывается с раздражительностью, сангвинический — с жизнерадостностью, флегматичный — со спокойствием, а меланхолический — с грустью и ранимостью.
Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И.П. Павлова, который на основе экспериментов, проводимых на собаках, разработал свое учение о типах нервных систем. Для характеристики высшей нервной Деятельности он ввел три параметра: скорость протекания нервных процессов, их силу и соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
И.П. Павлов считал, что выделенные им типы высшей нервной деятельности при изучения собак характеризуют и высшую нервную деятельность человека: «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной деятельности на человека. Очевидно, эти типы есть то, что мы называется темпераментом»*. Он утверждал, что именно свойства нервной системы определяют давно описанные темпераменты — сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.
Прямая связь темперамента с выделенными типами нервной системы устарела еще при жизни Павлова, поскольку даже в опытах с собаками стали накапливаться факты, противоречащие ей. Сам он отчетливо понимал, что описанные им типы нервной системы это не реальные типы темперамента, поскольку ни один человек не обладает всеми признаками того или иного типа. Его концепция связи типов темперамента с типами нервной системы направила внимание психологов к дальнейшей детализации — соотнесению отдельных свойств нервной системы с конкретным типом темперамента.
В современной психологии темперамент определяют как постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.
В качестве свойств темперамента выделяют экстраверсию и интроверсию, сенситивность, темп протекания реакций, пластичность и ригидность, реактивность и активность.
Экстраверсия — интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов человека, связанных с прошлым и будущим иннтроверт). К экстравертам относят сангвиника и холерика, к инвертам — флегматика и меланхолика. Сенситивность характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, необходимую для возникновения той или иной психической реакции, и скорость ее развития.
Человек, которому свойственна сенситивность, тонко чувствует чужое настроение, умеет считаться с ним, знает как утешить и поддержать другого человека. Высокая сенситивность при отсутствии невротических реакций делает человека спокойным. Такой человек чуток, внимателен, но не потерпит некорректного поведения и спокойно ответит либо откажется от общения. Сенситивность можно развивать, есть ряд упражнений по повышению уровня сенситивности. От природы самые сенситивные меланхолики.
Темп протекания реакций характеризует скорость протекания психических процессов и реакции (быстрота ума, темп речи, динамика жестов). Темп протекания реакций повышен у холериков, сангвиников и хорошо отдохнувших меланхоликов и понижен у флегматиков и уставших меланхоликов. Люди с быстрым темпом протекания реакций и низкой сенситивностью (сангвиники и холерики) не замечают, что другие (флегматики и меланхолики) не успевают следить за ходом их мыслей, и на основании этого делают совершенно необоснованные выводы об их умственных способностях, что может нанести прямой урон деловым отношениям.
Реактивность — степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия и раздражения (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, внешнее воздействие). Это автоматизированные реакции защиты и ориентировки. Высокая реактивность у холерика и сангвиника, низкая у флегматика.
Активность — характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек преодолевает препятствия и добивается цели. Целенаправленности, сосредоточении внимания и является основным качеством темперамента, которое способствует достижению цели. Наиболее высока активность у флегматика, хотя в силу низкой реактивности он включается в работу медленнее.
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств — настроение, случайны» события или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность). Наиболее высокая пластичность у сангвиников, ригидность характеризует флегматиков, холериков и меланхоликов.
Эмоциональная возбудимость отражает порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции и скорость ее развития. Эмоциональная возбудимость повышена у сангвиника, холерика и меланхолика, а у флегматика -понижена.
Своеобразное сочетание активности, определяемой интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной, и степени выраженности эмоциональных реакций обусловливает индивидуальные особенности темперамента, т.е. «динамические аспекты» поведения. Исследователи сохраняют уверенность в том, что динамические свойства поведения имеют определенную физиологическую основу, т.е. определяются некими особенностями функционирования физиологических структур, однако каковы эти структуры и особенности в настоящее время неизвестно. Ясно одно, что темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности.
3. Характер
В психологии граница разделения темперамента и характера достаточно условна. Уже И.П. Павлов, столкнувшись с трудностями определения темперамента, изменил значение слова «темперамент», разделив его на два понятия «генотип» и «фенотип». Генотип он определил как прирожденный тип нервной системы, или темперамент, а фенотип — как комбинацию врожденных особенностей нервной системы и условий воспитания, или характер.
Характер человека формируется в процессе его воспитания в результате взаимодействия биологических и социальных факторов. Воспитывается не абстрактный индивид, а человек с неповторимым генным набором, определяющим не только его биологические особенности (пол, строение тела, цвет глаз и волос и т.д. но и его задатки и темперамент. Характер можно считать вектором воспитания и генного набора данного человека.
В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесно связан с его темпераментом, не совпадая с ним свойства характера по сравнению со свойствами темперамента «ее содержательны, конкретны. Например, для характеристико-эмоциональной сферы в случае темперамента применяются, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», а в случае характера — «добродушный», «недоверчивый», «сильный» и т.д.
Характер также связан с личностью человека, хотя личность человека и его характер не одно и то же. Когда даются оценки личности и характера одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными. Выдающиеся личности, особенно творческие, как правило, обладают тяжелым характером, и для их оценки недостатки характера не имеют значения.
Психолог Б.С. Братусь в этой связи приводит шуточную типологию: «Хороший человек с хорошими характером, хороший человек с плохим характером, плохой человек с хорошим характером, плохой человек с плохим характером».
Характер человека показывает не только то, что он делает, но и то, как он это делает. От характера зависит не содержание, а стиль его деятельности. Он представляет стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, определяющие типичные способы его реагирования на жизненные обстоятельства.
К характеру человека относят не любые его индивидуально-психологические особенности и свойства, а только наиболее выраженные и устойчивые черты, типичные для данного человека и систематически проявляющиеся в его действиях и поступках.
Характер можно определить как совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду.
Характер человека является одной из подструктур личности, причем подструктурой подчиненной. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, порывы, когда человек действует того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны для психологически незрелых личностей или психопатов. Характер формируется не только в процессе воспитания, но в процессе самовоспитания. Личность может сознательно негативные проявления своего характера.
4. Способности
Понятие «способность» помогает понять, почему люди, поставленные жизнью в примерно одинаковые условия, достигают разных Успехов, почему человек может достичь выдающихся успехов одной области и быть совершенно бездарным в другой.
Понятие «способность», как обратил внимание Б.М. Теплов содержит несколько смыслов:
• во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
• во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
• в-третьих, способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека, но что обеспечивает их быстрое приобретение.
Способность формируется на основе задатков, которые большинством психологов рассматриваются как генетически обусловленные. К врожденным задаткам относят анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальную основу формирования и развития способностей.
Хотя был проведен ряд исследований по выявлению генетической предрасположенности к тому или иному виду деятельности, вопрос о генотипической обусловленности задатков остается достаточно спорным. Формирование способностей, приводящее к индивидуальным психологическим различиям, связано со взаимодействием наследственных факторов и среды. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от внешней среды, в которой происходит развитие.
В гуманистической психологии в качестве главной цели личности рассматривается развитие ею своих способностей, ее самоактуализация. Но развить все способности в равной степени невозможно. Гармонически развитый человек относится к области утопических мечтаний: он будет гармонически недоразвит. Для человека нужно определить свои ведущие способности и реализовать их в профессиональной деятельности, ставя перед собой трудные, но достижимые цели.
5. Воля
В процессе жизнедеятельности человеку приходится преодолевать разнообразные препятствия, для чего ему необходимо напрягать свои физические и умственные силы, предпринимать волевые усилия.
Воля - это сознательное регулирование личностью своих действий поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности в достижении цели.
Препятствия и трудности, которые приходится преодолевать человеку, бывают двух видов: внешние и внутренние.
Внешние препятствия носят объективный характер и связаны с противодействием других людей, различными обстоятельствами изменением условий деятельности.
Внутренние препятствия выражаются в упорном нежелании делать то, что необходимо, в лени, инертности, подавленном эмоциональном состоянии, страхе перед определенными действиями и т.д.
Воля есть не только сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели, но и сознательное сдерживание активности, уклонение от действий.
Волевые действия разделяют на простые и сложные.
Простые волевые действия включают в себя два звена: постановку цели и ее исполнение. Структура сложного волевого действия включает три звена: осознание и постановку цели, планирование действий по достижению цели, исполнение действий. Очевидно, что наибольших волевых усилий требует исполнение планируемых действий.
Воля проявляется в таких волевых свойствах личности, как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание и т.п. Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.
Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как способность человека осуществлять свои жизненные цели.
Самостоятельность проявляется в способности совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умений и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.
Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительностъ. Человек, отличающихся нерешительностью, постоянно соевается, колеблется в принятии решений и в использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как посту, пят другие.
Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием воспитания и самовоспитания.
Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.
Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах, как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.
Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в стремлении отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.
Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием, при котором воспитание воли должно быть неотделимо от воспитания чувств.
6. Потребности и мотивы
Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи.
Начинать анализ нужно с потребностей, поскольку наличие у человека потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как обмен веществ. Организм человека, как и любая живая система, не способен ни поддерживать свое внутреннее динамическое равновесие, ни развиваться, если он не находится во взаимодействии с окружающей средой.
В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма, выражающее объективную нужду в чем-то, что лежит вне его. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей.
Реально наблюдаемое поведение является результатом мотивационного процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования человека как субъекта действия и ситуации, в которой он находится. Сам процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив выступает как мотивация, которая объясняется целенаправленность действий.
Понятие мотива, в отличие от понятия мотивации, означает то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым, личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению определенных действий.
Представитель гуманистической психологии, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ней иерархическую структуру поведенческих мотивов.
Его модель потребностей, нашедшая широкое применение в психологии управления, психотерапии, деловом общении, в дальнейшем уточнялась и дорабатывалась, но принцип рассмотрения потребностей и мотивов поведения остался тем же.
А. Маслоу выделяет следующие фундаментальные потребности:
• физиологические потребности (органические) — это потребности в пище, сне, сексе и т.п;
• потребность в безопасности проявляется в том, что человеку нужно чувствовать себя защищенным, избавиться от страха.
Удовлетворения этой потребности человек стремится к материальной обеспеченности, следит за своим здоровьем, заботится о своем обеспечении в старости и т.д.;
• потребность в любви и принадлежности — человеку свойственно принадлежать к общности, находиться рядом с людьми. Реализуя эту потребность, человек создает, свой круг общения, заводит друзей;
• потребность в уважении — человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов. Реализации потребности в уважении связана с трудовой деятельностью человека, его творчеством, участием в общественной жизни;
• потребность в самоактуализации — в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией своих способностей, развитием собственной личности.
Потребности образуют иерархию, поскольку подразделяются на низшие и высшие.
А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
1. Мотивы имеют иерархическую структуру.
2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности.
3. С повышением потребностей повышается готовность в большей активности.
Базовым уровнем потребностей являются физиологические, поскольку без их удовлетворения человек жить не может. Базисной является также и потребность в безопасности. Более высокие, социальные потребности, к которым относятся потребности в принадлежности, имеют разную степень выраженности у разных людей, однако вне человеческого общения ни один человек как человек существовать не может. Престижные потребности, или потребность в уважении, связаны с социальным успехом личности. Фактически же полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворяет свои потребности в самоактуализации.