Грамматические особенности

Морфология Научный стиль характеризуется явным преобладанием имени над глаголом, широким употреблением существительных на -лык/-лек, -лыш/-леш. Например: авырлык – тяжесть, активлык – активность, чагылыш – отражение, мөмкинлек – возможность. Пример: Кешелек җәмгыяте һәрвакытта да үз алдына игелекле максат: камиллеккә, матурлыкка ирешү максаты куеп яшәгән. (стр. 3 Юсупов).

В этом отрывке всего 9 глаголов и 18 существ.

Категория времени. Не допускается использование настоящего времени в значение прошедшего, для передачи временных отношений предпочтение отдается тем способам, которые грамматически выполняют эту функцию. Пример??

Стремление научного стиля к абстракции, к обобщению обусловлена тенденцией глагола к десемантизации. Она проявляется в том, что, во-первых, научному стилю свойственны глаголы широкой, абстрактной семантики (чагылу, узгәрүе), во-вторых, многие глаголы в научном стиле выступают в роли связки (быть - булырга, тыңларга – слушать, аталырга – называться), в-третьих, ряд глаголов выполняют функцию компонентов глагольно-именных словосочетаний, в которых основную смысловую нагрузку несут имена существительные (кулланылыш табу – находить применение, производить расчеты – санау уткәрү,

наблюдение кузәтү башкару

измерения үлчәү

найти применение кулланылыш табу – кулланылу, оказывать сопротивление – каршылык курсәтү– сопротивляться – карышу.

Данные словосочетания позволяют обобщенно представить действие и одновременно способствуют смысловой точности, так как употребление словосочетаний вместо глагола позволяет распространить именной компонент словосочетания прилагательным, уточняющим описание действия или процесс киң кулланылыш табу, көчле, сизелерлек каршылык курсәтү

В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные: … ярдәмендә,...сыйфатында,... нәтиҗәсендә,... –у/-ү сәбәпле,... нигезендә, бәйле рәвештә, чагыштырганда, мөнәсәбәтле.

Эмоциональные и субъективно-модальные частицы и междометия в научной речи не употребляются.

В научном стиле преобладают простые распространенные и сложноподчиненные союзные предложения. Предложения часто осложняются причастными и деепричастными оборотами, вставными конструкциями, уточняющими членами, обособленными оборотами. Например: Бер-бер артлы тезелеп килгән мондый лексик берәмлекләр, мәгънә ягыннан көчәйтелеп, әйтеләчәк фикернең югары яңгырашта һаман күтәрелә баруын яки интонацион яктан түбән төшүен белдерәләр. Алар берничщ кисәктән – чагыштыручы һәм чагыштырулучы предметлардан, шуларны бәйләүче чаралардан (кушымча, бәйлек, текркәгеч) тора

Таким образом, на синтаксическом уровне находит выражение, прежде всего одна из основных специфических черт научного стиля – подчеркнутая логичность, которая проявляется и в особенностях композиции. Для научного текста почти универсальным является трехчастное построение (вступление, основная часть, заключение – кереш, төп өлеш, йомгаклау) как наиболее удачный способ логической организации передаваемого содержания.

Исторические источники удостоверяют, что научный стиль в татарском языке возник в период Волжской Булгарии, где проживало много ученых. К научным произведениям данного периода можно отнести «Болгар тарихы» Ногмана ел-Болгари, труды по риторике и лекарствам Ахмета ел-Болгари, по философии Хамида ел-Идриса ел-Болгари. Уже в этот период открываются школы-медресе и пишутся учебники для них, вышеуказанная деятельность продолжается и во времена Золотой Орды, а в период Казанского ханства обретает более широкое развитие. В 16 -19 веках и в начале 20 столетия происходит разветвление на подстили НС. Татарский научный стиль применятся главным образом в области филологии, педагогики и культуры. В связи с расширением функций применения в последнее время стали создаваться учебники, словари и по другим областям наук (информатика, математика, юриспруденция, экономика и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: