Компьютерные системы психодиагностики

Лекция 5. Классификация средств компьютерной психодиагностики. Компьютерные системы психодиагностики

Раздел 3. Средства поддержки диагностической работы педагога-психолога

Лекция 4. Информационные ресурсы сети Интернет: информационно-аналитические порталы, специализированные сайты, виртуальные библиотеки, электронные психологические журналы, психологические базы и справочники

Раздел 2. Средства информационной поддержки деятельности педагога-психолога

Контрольные вопросы

Развитие стандартов информационных технологий

Последнее десятилетие стало периодом интенсивной деятельности по стандартизации различных аспектов информационных технологий. Эта деятельность осуществляется не только силами официальных органов стандартизации, но и многочисленными специально для этих целей учрежденными индустриальными консорциумами.

Благодаря созданию стандартов в этой области обеспечивается переносимость приложений и информационных ресурсов между различными программно-аппаратными платформами, интероперабельность программных продуктов различных поставщиков и созданных на их основе приложений, повторное использование ресурсов, в частности метаданных и программных компонентов приложений. Появилась возможность измерения производительности различных систем на эталонных тестах и сравнительной оценки результатов измерений и т.д.

Создано немалое количество международных, национальных и индустриальных стандартов разного назначения, многие из которых стали уже стандартами де-факто. Стандарты реляционных и объектных баз данных, многочисленные стандарты Web, хранилищ данных, интероперабельных неоднородных распределенных объектных сред, стандарты геоданных, компонентных моделей и архитектур представляют лишь часть проведенной в этой области огромной работы.

Деятельность по созданию и развитию стандартов информационных технологий активно продолжается.

1. Дайте определение информационной системы и предметной области ИС.

2. Охарактеризуйте ресурсы информационной системы.

3. Чем отличаются информационные ресурсы различных категорий?

4. В чем отличие понятий база данных и СУБД?

5. Опишите процессы, обеспечивающие работу ИС.

6. Какой эффект можно получить от внедрения ИС?

7. Охарактеризуйте основные направления использования ИС в деятельности психолога.

8. Охарактеризуйте тенденции развития информационных систем.

9. Дайте определение интерфейса.

10. Что такое «юзабилити»?

Очень важным аспектом рассматриваемой проблемы является информационная поддержка деятельности педагога-психолога, поэтому можно порекомендовать обращаться к различным Интернет-ресурсам, созданным специально для психологов. Их краткий обзор помещен ниже:

Российская психология. Информационно-аналитический портал. https://www.rospsy.ru/

На страницах портала размещена информация о нормативно-правовой базе функционирования психологический службы образования России; Устав Федерации психологов образования; помещается информационные письма о конференциях, форумах, конкурах профессионального мастерства («Педагог-психолог России»), в полном объеме представлена электронная версия журнала «Вестник практической психологии образования». Зайти на сайт можно в качестве гостя и пользователя, для чего необходимо авторизоваться.

Сайт «Мир психологии» https://psychology.net.ru/

На сайте размещены: новости психологии, информация о семинарах, тренингах, психологических мастерских; публикации и их обсуждения в форумах; рейтинги психологических сайтов; рефераты; психологические тесты; психологический магазин - ПсиМаркет (предложения приобрести психологическую литературу); дистанционные психологические консультации. Для общения в форумах и чатах необходимо зарегистрироваться.

Сайт «Флогистон: психология из первых рук…» https://flogiston.ru/

На сайте опубликованы статьи по различным проблемам и отраслям психологии («Психология и Интернет», по социальной, педагогической, клинической психологии и др.); новости психологии (информация о конференциях, тренингах, семинарах для психологов и не только); каталог психологических организаций; журналы по психологии (ссылки на электронный вариант); психологическая библиотека и др. Для того, чтобы читать информацию регистрироваться не обязательно, но участие в обсуждениях и форумах возможно только после процедуры регистрации.

Психологическая лаборатория https://vch.narod.ru/lib_link.htm

Сайт был создан в мае 2000 года. Полноценную работу начал с декабря 2000 года и с этой даты по сегодняшний день его посетило более 180000 человек (по данным Mail.ru). Материалы сайта представлены в удобной форме, что позволяет значительно сократить время подготовки к занятию, тренингу, проведению тестирования и пр. Сайт создан в помощь студентам психологических, педагогических специальностей. Материалы сайта ориентированы на тех, кто профессионально занимается психологией, поэтому будет полезен практикующим психологам, преподавателям психологии и другим специалистам, связанным с психологией.

Сайт «Практическая психология» — Режим доступа: https://psynet.narod.ru/main.htm ориентирован на профессионалов. Предполагается, что на нем они легко и быстро смогут получить необходимые для исследований или практической работы литературу и инструментарий.

Самым серьезным на сайте является раздел «Тесты», в котором размещены ссылки на более чем 200 профессиональных психологических методик. Желающие могут не только скачать само содержание теста, но и получить ключи к нему или вывести версию на печать. В подборку входят не только популярные, но и достаточно специальные методики по психологии личности, индивидуальных различий, дифференциальной, пато- нейро- и социальной психологии для детей и взрослых.

Электронная версия журнала «Школьный психолог» https://psy.1september.ru/. Ценно то, что на сайте представлена подшивка за все годы, достаточно легко найти необходимую информацию и по интересующим разделам, и по названию статьи, и по автору.

Нельзя обойти вниманием электронные психологические библиотеки. Одна из лучших из них в Сети – PSYLIB- психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры https://www.psylib.kiev.ua/

Средства компьютерной психодиагностики включают средства, автоматизирующие все или отдельные этапы психодиагностического эксперимента:

· компьютерные системы психодиагностики различного типа – от самых мощных средств с высокой степенью интеграции, поддерживающих все этапы до компьютерных психодиагностических методик, позволяющих проводить тестирование и обработку результатов по одной или нескольким методикам, батареям тестов;

· виртуальные психодиагностические лаборатории, средства оff- и оn-line тестирования в Интернете;

· средства конструирования компьютерных методик, опросников и пр.;

· средства обработки данных: обработчики тестовых данных и специализированные программные пакеты статистической обработки данных;

· психологические базы данных и средства их создания и ведения;

· средства визуализации и интерпретации экспертных оценок и тестовых данных.

Компьютерные системы психодиагностики можно разделить на несколько групп. Критериями при этом могут выступить функциональная полнота, в частности количество методик в составе системы и возможность изменения методик.

На основе первого критерия целесообразно выделять «одномерные» и «многомерные» системы.

«Одномерные» системы предназначены для проведения компьютерной психологической диагностики, как правило, по одной тестовой методике. К ним следует отнести, прежде всего, достаточно распространенные компьютеризированные варианты отдельных известных методик (тесты MMPI, Кеттела, Люшера, Майерс-Бригс и др.). Ориентированность на оценку только одного класса параметров личности - личностных акцентуаций, черт характера, текущего состояния (при всей существенности данных параметров для оценки кадров) является ограничением таких систем и не позволяет рассматривать их в качестве адекватного средства психолого-диагностической поддержки работы психолога.

Примеры таких методик [15]:

Методика интегративной оценки уровня и характера детской тревожности (УДТ).

Автор методики и базы знаний: к.п.н., Ромицына Е.Е.; программная реализация: В.В.Симаков.

Экспериментально-психологическая методика “Уровень детской тревожности” (УДТ) является психолого-диагностическим инструментом для изучения уровня и характера тревожности у детей и подростков школьного возраста (8-18 лет).

Основными показаниями к применению опросника УДТ являются массовые скрининговые исследования различных контингентов испытуемых, проводимые в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ, в том числе с использованием современных информационных (компьютерных) технологий, для выявления групп риска школьной и психической дезадаптации с последующим более детальным психолого-педагогическим исследованием.

Методика также может быть использована при оценке уровня степени выраженности психической и социальной дезадаптации у детей с различными поведенческими и личностными нарушениями, нервно-психическими и психосоматическими расстройствами. Кроме того, методика УДТ может быть полезна в работе психологов и педагогов для уточнения и содержательной квалификации динамики состояния при проведении психокоррекционных мероприятий с «трудными» детьми.

Пример работы методики представлен на ресурсе https://www.bekhterev.org/pc5.htm (сайт психоневрологического института им. В. М. Бехтерева)

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)

Автор теста и базы знаний – проф. А.Е.Личко; модификация базы знаний – к.п.н. Е.Е.Ромицына; программист – В.В.Симаков

Предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуаций характера и типов психопатий (10 основных типов и ряд смешанных), а также сопряженных с ними некоторых психологических установок (склонности к алкоголизации, делинквентности, диссимуляции и др.) и признаков, указывающих на риск формирования психопатии, депрессии, социальной дезадаптации. Может широко использоваться при разработке реабилитационных и психотерапевтических программ для подростков с нарушениями социальной адаптации, поведенческими отклонениями, тип акцентуации учитывается при профессиональной ориентации подростка, формировании коллективов и команд, в семейном консультировании.

Интернет – ресурс, на котором представлен доступ к компьютерным методикам:

· библиотека методик https://www.psychometrica.ru.

Библиотека содержит большое количество компьютеризированных методик, реализованных в среде Psychometric Expert, а также некоторые психофизиологические методики, подключаемые к программе, как обычные методики. Представлена информация о тесте, авторах разработки, измеряемых параметрах (шкалах), а также ее описание и назначение. Получить файл с методикой можно непосредственно от автора либо самому компьютеризировать тест в программе Psychometric Expert. В информации о методике можно также получить ссылку на ее местоположение в сети интернет;

· каталог тестов https://psytest.info/taxonomy/term/16/all.

Представлен каталог компьютеризированных методик, информация о тестах, оn-line тесты, возможность создания личного кабинета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: