Вертикальная сбытовая кооперация
Собственные и сторонние органы сбыта
В зависимости от принадлежности производителю различают собственные и сторонние органы сбыта. К собственным относятся:
- отдел сбыта,
- экспортный отдел,
- собственная сбытовая организация,
- торговые представительства,
- филиалы.
Через собственные органы сбыта реализуется продукция, требующая многоступенчатых переговоров и по крупным сложным заказам.
При большом количестве покупателей и обслуживаемых рынков используются коммивояжеры (разъездные сотрудники производителя).
При больших объемах продаж на зарубежных рынках целесообразно открытие торговых представительств и филиалов. В состав филиалов кроме сбытовых функций включаются обучающие центры, сервисные службы, склады з/частей. Вышеуказанные структуры максимально приближены к конечным потребителям и к информации о рынках.
К сторонним органам сбыта относятся все юридические и экономически самостоятельные предприятия, которые могут выполнять функции сбыта. Каналы сбыта могут создаваться и использоваться как индивидуально, так и совместно с другими организациями (сбытовая кооперация). Варианты сбытовой кооперации:
|
|
a. сотрудничество производителей и торговых предприятий разных стран. Несколько производителей, выпускающих взаимодополняющую продукцию, заключают договор с крупной торговой фирмой, которая является совместным органом сбыта на определенных рынках объединившихся производителей.
b. система франчайзинга. Производитель (франчайзер) предоставляет сбытовому посреднику (франчайзи) право использовать го маркетинговый know-how (чаще всего торговая марка, цветовая гамма, фирменный шрифт, форменная одежда, продукция). В основном используется на потребительском рынке. На рынке продукции производственного назначения применяется при оказании технических и сопутствующих услуг.
2. Горизонтальная форма сбытовой кооперации имеет следующие варианты:
a. создание сбытовых сообществ. Производители на основе долевого участия создают сбытовую организацию.
b. трейлерный сбыт. Производители прибегают к услугам сбытовой организации (на договорных началах) другого производителя
c. взаимное подключение к экспорту
Производители взаимодополняющих товаров предоставляют друг другу свои сбытовые сети.
Дистрибуционная политика (часть 2)
Расширенное использование Интернета приводит к созданию электронной коммерции. Она развивается колоссальными темпами, ежегодны прирост ≈10%.
85%, основная часть оборота электронной коммерции, приходится на продукцию производственного назначения (Business-to-Business).
|
|
15% в обороте электронной коммерции составляют потребительские товары (Business-to-Consumer).
К продукции, реализуемой через Интернет, предъявляются следующие требования:
1) простота ассортимента и конструкции
2) отсутствие необходимости в многочисленных консльтациях
3) отсутствие необходимости участия заказчика в производстве продукции
Наиболее приемлема электронная коммерция по СПОТ сделкам.
Операции по электронным закупкам осуществляются по след схеме:
Рынки в Интернете называются виртуальными, в России – электронные площадки.
(+) виртуальных рынков:
1. экономия финансовых затрат и времени
2. уменьшение бумажного документооборота
3. получение сведений в режиме реального времени
Классификация виртуальных рынков еще не сложилась, наиболее признанным считается следующий вариант классификации:
Участники рынка | Отраслевые рынки, заказчик и поставщик одной отрасли | Межотраслевые рынки, заказчик и поставщик разных отраслей |
Организаторы рынка | ||
Предприятие - заказчик, закупочная платформа | Covisint (авто транспорт) www.covisint.com | |
Предприятие - поставщик, сбытовая платформа | Cisco system (40% V продаж сетевого оборудования) www.cisco.com | |
Нейтральные организаторы | 150 специализированных рынков (Металлы, хим. продукция и оборудование, мед. оборудование) |
Нейтральный организатор виртуального рынка выполняет функцию торгового посредника. Он получает предложения на продажу и закупку различных товаров и координирует их размещение.