Взаимосвязь психологии с другими науками

Наука Общая с психологией проблема
История Психология современного человека как продукт развития материальной и духовной культуры Психологические портреты известных людей различных эпох и особенности их ситуативного поведения Проблема личности в истории
Философия Личностный смысл и цель жизни Мировоззрение Политические пристрастия Моральные ценности Сущность и происхождение сознания Природа высших форм мышления Мировоззренческий аспект взаимовлияния личности и общества Методологические вопросы научного исследования психики Познание человеком окружающего мира
Социология Методы исследования личности и взаимодействия людей Психологические особенности национальностей и народов Психологические аспекты политики государства в той или иной сфере Формирование социальных установок Психологические механизмы социализации личности (социальная адаптация, идентификация, конформность и др.)
Педагогика Процессы передачи и усвоения знании Диагностика способностей Профессиональная ориентация Воспитание нравственных качеств личности Создание эффективных средств обучения
Медицина Взаимовлияние психосоматических и соматических факторов Психодиагностика ранних стадий заболеваний Методы психотерапевтического лечения

Взаимодействие психологии с другими науками приводит к появлению целого ряда «пограничных» научных дисциплин. Это не удивительно: научные психологические знания нужны везде, где требуется учет психологических особенностей отдельных людей и человеческих взаимоотношений. Вряд ли историк, слабо разбирающийся в вопросах психологии личности, сумеет объективно оценить роль личности в исторических зигзагах человечества. Промахи будут сопровождать работу следователя, опирающегося в своих действиях исключительно на знание Уголовного кодекса. Так появились историческая, юридическая, политическая, социальная, экономическая, этническая, медицинская, инженерная, военная психология, психология спорта, искусства, религии, семьи и брака и др.

Большинство лауреатов Нобелевской премии напрямую связывают проблемы раскрытия тайн наблюдаемых (но не объяснимых с позиций методологии современной науки) явлений с изучением процесса мироздания. По словам М. Планка, великие научные идеи внедряются не столько путем постепенного убеждения оппонентов, сколько за счет постепенного вымирания оппонентов и освоения новых идей растущими поколениями. Бывают, конечно, и исключения. Так, Э. Циолковский рекомендовал искать следы зарождения Человека не на Земле, а в Космосе. В конце своей жизни А. Эйнштейн признал ограниченность своей теории по причине ее несоответствия истинному, но еще не осознанному человечеством мирозданию и утверждал (хотя и без конкретизации), что законы Вселенной несут в себе отпечаток Высшего Разума.

• Проблема общей теории психологии. Разрешение этой проблемы естественным образом увязано с формированием мировоззрения, адекватного реальности. Теория, основанная на системе постулатов, уже не в состоянии объяснять многие феномены на уровне достоверности, необходимой для практики.

• Проблема поиска объективных законов, описывающих существенные, функционально необходимые, устойчивые, покоряющиеся связи между психическими явлениями. Здесь важно установить области их применения, систему ограничений, накладываемых на их «власть».

• Проблема механизмов психической деятельности, позволяющих раскрыть самые существенные стороны действия психических закономерностей.

• Проблема выделения категорий и понятий (таких, как «общение», «отражение», «деятельность»), способствующих интеграции психологических знаний, подготовке базы для создания общей теории психологии.

• Проблема изучения конкретных процессов, состояний,свойств психики (от простейших ощущений до сложных мотивов и измененных состояний сознания). Состояние знаний вданной проблеме характеризуется наличием ряда конкурирующих позиций, ни одна из которых не в силах доказать свою полную объективность.

• Проблема продвижения в практику результатов психологических исследований в виде «человеческого фактора».Практика - мощный стимул развития психологии. В последнее десятилетие это направление получило значительное развитие в отечественной психологии в связи с ростом конкуренции товаров и услуг на мировом рынке.

Общая психология — теоретико-экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй и др. (рис. 1.3).

 
 


Рис.1.3. Структура общей психологии

Результаты, полученные в рамках общей психологии, ложатся в основу изучения всех остальных отраслей психологии. Общая психология - это не просто «классика» психологии вообще.

Занимаясь основополагающими проблемами, закономерностями процессов познания и исследованием свойств личности, общая психология неустанно отслеживает результаты, получаемые в смежных областях знаний и в специальных отраслях психологии. Научный продукт общей психологии - фундаментальные знания, касающиеся общего взгляда на важнейшие явления психической жизни, методологических подходов к познанию сущности психики и методов ее исследования. По образному выражению Р. Хохлова, «фундаментальные знания - это знания не расчетчика, а теоретика, не клерка от науки, а мыслителя, творца. Овладевая фундаментальными знаниями, специалист поднимается на высочайшую ступень понимания предмета, откуда уже открываются магистрали науки, ее самые оживленные перекрестки, открываются горизонты будущих открытий».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: