Стадии развития интеллекта
Этапы развития сенсомоторного интеллекта
Этап | Возраст, мес | Содержание стадии |
Преобладание врожденных рефлексов. | ||
1-4 | Первые простые навыки. Появление процессов ассимиляции и аккомодации. | |
4-8 | Активное изучение предметов через «двигательное опознание». | |
8-12 | Способность использовать одно действие как средство совершения другого. | |
12-18 | Активный поиск новых средств достижения цели через предметное экспериментирование. | |
18-24 | Приоткрывается способность к «инсайту». |
Процесс развития интеллекта ребенка происходит постадийно (табл. 5.2).
Таблица 5.2
Стадия | Возраст | Содержание стадии |
Сснсомоторная Дооперацноиальная Конкретных операций Формальных операций | до 2 лет 2-7 лет 7-12 лет 12-15 лет | Сенсомоторный интеллект. Символическое мышление. Анимизм, магия, артифициализм. Нарушение пространственных (топологических, проективных н эвклидовых) и временных соотношении. Декаляж. Возникновение способности к синтезу. Способность к дедуктивному рассуждению. |
Примечания:
|
|
- магия - придание словам и жестам силы воздействия на внешние предметы;
- анимизм - приписывание одушевленности неодушевленным предметам;
- артифициализм - вера в то, что все явления окружающего мира созданы людьми для своего употребления («Луна создана космонавтами»);
- топологические, проективные, и эвклидовы операции предусматривают соблюдение пространственных соотношений между предметами или их частями, между их размерами и взаимным расположением (например, ребенок 2-7 лет изображает на бумаге человечка - «головонога», у которого ноги растут прямо из головы; ребенок не признает, что два автомобиля могут двигаться одинаковое время, если они прошли разное расстояние, т. е. не разделяет понятия времени и расстояния);
- декаляж — неодновременность развития различных познавательных функций.
Слабые стороны теории Ж. Пиаже:
«недоучет роли обучения в развитии интеллекта;
«недопонимание того, что развивается не просто интеллект человека, а сам человек, и по мере развития на более высокий уровень поднимаются все стороны его сознания.
Позиции авторов данного направления заключаются в следующем.
- Д. Брунер. Любой поступок человека включает само Действие, мысли и чувства (в отличие от бихевиористского подхода), что и обусловливает различные ведущие формы отображения реальной действительности в различные возрастные периоды человека:
- сенсомоторное (раннее детство);
- иконическое, или образное (детство);
- символическое, или понятийное (подростковый возраст).
|
|
•Ж. Пиаже. Когнитивное (интеллектуальное) развитие происходит в постоянном поиске равновесия между приобретенным знанием и тем, которое еще предстоит усвоить.
• А. Бек. Мысли человека предопределяют чувства и действия, мысли о потере соответствует печаль, нарушению значимых для человека ценностей - гнев и т. д. Если эти мысли непроизвольны и бессознательны, они составляют суть феномена «автоматические мысли».
•Д. Келли. Каждый человек ориентирован на восприятие, понимание, контроль сферы своих текущих переживаний и предсказание будущих событий в своей жизни. Сущность этих процессов заключена в особых психических образованиях - личностных конструктах. Конструкт - это характерный для данного человека индивидуальный способ восприятия реального мира по шкале «схожесть - контраст» (белый - черный, красивый - уродливый, добрый - жестокий, свой - чужой и т.п.).
Конструкты образуют систему со своей внутренней иерархией (одни из них ведущие, другие - ведомые, хотя эти роли не являются постоянными). В системе каждый конструкт имеет определенные функциональные «обязанности»:
· всесторонние (универсальные, «широкопанорамные») конструкты используются для восприятия масштабных явлений окружающего мира;
· частные - для восприятия отдельных сторон явлений!
· основные - для отражения ведущей деятельности индивида;
· периферические (мелкие) помогают воспринимать как бы оттенки окружающего мира.
Основное назначение конструктов - создание непротиворечивой картины воспринимаемого реального мира. Эти» позволяет рассматривать систему конструктов как саму воспринимающую личность, которой они принадлежат. Действительно:
· конструкт, который правильно отражает среду, сохраняется и продолжает действовать, а тот, который ее искажает, разрушается;
· взгляды людей различаются потому, что различны их системы конструктов (и наоборот);
· конструкты позволяют прогнозировать развитее событий жизни и тем самым влияют на поведение человека;
· знание системы конструктов данного человеке равносильно знанию его личности;
· успешное взаимодействие людей возможно исключительно при схожести систем их конструктов.
Практический инструментарий когнитивной психотерапии также базируется на понятиях
конструктов. Так, именно конструктами обусловлены различные эмоциональные со стояния человека. Например:
· состояние неуверенности, тревоги появляется у человека, когда ему становится ясно, что его конструкты потеряли возможность предвидеть предстоящие ситуации;
· состояние агрессивности, враждебности возникает, Когда человек вместо пересмотра конструкта как нереалистичного искусственно пытается возвести его в ранг удобного);
· перестройка своих конструктов - задача сложная, поэтому человеку свойственно подгонять характеристики средыi (в том числе и других людей) под свои конструкты, продляя тем самым состояние предубеждения;
· состояние депрессии человека связано с резкий сокращением функций его конструктной системы (с сокращением перцептивного поля).
Главные задачи когнитивной психотерапии состоят в:
· изменении системы конструктов индивида в сторону улучшения ее прогностических качеств и соответствия реальностям окружающего мира;
· обновлении системы конструктов, что эквивалентно обновлению самой личности.
Эти и другие положения заложены в технологию когнитивных психотерапевтических процедур.
Современная когнитивная психология тяготеет к аналогиям компьютерно-информационных технологий. Так, из ее положений вытекает, что:
· когнитивные процессы человека аналогичны программам ЭВМ;
· поведение человека можно объяснить, лишь учитывая то, как он воспринимает и перерабатывает информацию, принимает решения в той или иной ситуации;
|
|
· когнитивный процесс не завершается поведенческой реакцией (как это наблюдается у бихевиористов), а продолжается в виде самоанализа своего поведения и корректировки его с учетом предстоящих событии, т. е. представляет собой замкнутую систему, или систему с обратной связью (рис. 5.6):
· человек отчасти от рождения, отчасти благодаря опыту имеет индивидуальную «схему», или своеобразный план сбора и переработки информации.