II. Преобразуйте данные предложения в сложные предложения другого типа. Сопоставьте их и установите, в каком содержательно-логическом соответствии находятся виды бессоюзного предложения с видами сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
II. Расставьте знаки препинания. Распределите предложения по группам в соответствии с поставленными знаками препинания между частями сложного бессоюзного предложения.
I. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.
III. Получившиеся предложения переделайте в сложноподчиненные или сложносочиненные. Подчеркните союзные средства.
В
Ленька был маленький хрупкий в лохмотьях он к_зался к_рявым сучком отломле(н,нн)ым от деда старого и(с,сс)охшего дерева пр_несе(н,нн)ого и выброше(н,нн)ого сюда на песок волнами реки.
(М.Горький)
Какие способы расстановки знаков препинания можно предложить для данного предложения?
1. Поглядел в зеркало поза действительно указывала на простоту и достоинство (Н.Тэффи)
|
|
2. Надо работать хорошо остальное наладится. (В.Конецкий)
3. Картошка жарилась на сковородке от нее шел острый вкусный запах. (К.Паустовский)
4. Он вяло протащил по палубе занемевшие ноги поднялся на мостик и прислушался глухие удары учащались. (К.Паустовский)
5. Предметы теряли свою форму все сливалось сначала в серую потом в темную массу. (И.Гончаров)
6. Хвалы приманчивы как и не пожелать! (И.Крылов)
7. На столе горела лампа окна были открыты желтый язык огня вздрагивал вытягиваясь и опускаясь. (М.Горький)
С
I. Составьте по два примера бессоюзных сложных предложений так, чтобы в них выражались значения:
– перечисления;
– распространительно-присоединительное;
– сопоставления;
– условия;
– причины и следствия;
– пояснения;
– изъяснительно-объектное.
Мы рассмотрели один из подходов к обучению учащихся на уроках русского языка в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности: А, В и С, где уровень А может обеспечивать обучение в общеобразовательных классах и в классах естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В рекомендован учащимся, ориентированным на профильное гуманитарное образование. А уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.
Но существуют и другие подходы к реализации модели дифференцированного обучения русскому языку, когда класс предлагается делить на три группы по другим основаниям: ученики с высокими, средними, низкими учебными способностями.
|
|
Критериями деления учащихся на группы будут:
• объем имеющихся знаний;
• культура умственного труда;
• уровень познавательной активности;
• способность к абстрактному мышлению;
• умение анализировать и обобщать;
• утомляемость от интеллектуальной деятельности;
• уровень самостоятельности;
• уровень работоспособности (желание и умение учиться).
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:
1) составление текстов диктантов;
2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу;
3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр);
5) работа с дополнительной литературой;
6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки;
7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе;
8) работа «учителем» (проведение фрагмента урока).
Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.
Образец карточки-задания:
Зима к_нчает(?)ся, начинает(?)ся весна. День становит(?)ся светлее, воздух теплее. Дневн_ со_н-це руш_т снежн_ крепости.
Зима (не) (з,с)дает(?)ся без боя. Ночью моро(з,с) заковывает землю. Утром вверху бл_с-тит солнце а на бел_ земле по_вляю(?)ся син_ тени от д_ревьев. У д_мов шумят в_робьи и под крыш_й соб_раю(?)ся голуби.
Зв_нят в лесу синицы громко барабан_т дятлы. Зимн_ гости ул_тают на север а с юга уже л_тят грачи жаворонки.
Купаю(?)ся воробьи отмывают зимн_ грязь. Р_стет весенний шум.
А теперь рассмотрим пример одного из уроков, построенных по системе дифференцированного обучения.