Обучение как исследование

Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. А умственная деятельность ученого является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений.

Учитель, предлагая детям заняться на уроке научным исследованием, создает ситуацию поиска научного знания, при которой ребенок учится осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы.

Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Учебно-исследовательская деятельность школьников имеет своей целью построение субъективно нового знания. При этом она не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако исследования по русскому языку могут иметь определенную объективную новизну (например, работа, посвященная изучению речи сверстников).

В дидактических разработках различных авторов перечисляются этапы научного исследования. В обобщенном виде их можно представить так:

• знакомство с литературой;

• выявление (видение) проблемы;

• постановка (формулирование) проблемы;

• прояснение неясных вопросов;

• формулировка гипотезы;

• планирование и разработка учебных действий;

• сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

• анализ и синтез собранных данных;

• сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений;

• подготовка и написание (оформление) сообщения;

• выступление с подготовленным сообщением;

• переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

• проверка гипотез;

• построение сообщений;

• построение выводов, заключений.

Однако совсем не обязательно наличие всех этих составляющих на каждом уроке-исследовании. Например, собирать данные можно как в течение длительного времени, так и в течение одного урока, если материал для размышлений представлен в пособии или подобран учителем. То же и с оформлением сообщения. Если учащиеся заранее не получали задания подготовить научное сообщение, то мысль оформляется экспромтом, в устной форме.

Приведем примеры фрагментов уроков-исследований по русскому языку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: