По курсу государственная служба

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Донской В. И. Дискретная математика. – Симферополь: Сонат, 2000. –356 с.

Преподаватель Донской В.И. подпись


Лекция 1. Теоретические и практические основы государственной службы

Необходимость изучения проблем государственной службы, прежде всего, вызвана становлением нового Украинского государства, а вместе с тем – и формированием самого института государственной службы. Так как основной функцией государственной службы является управление, от качества ее работы, в значительной мере, зависит будущее нашего государства.

Исходя из положений Конституции Украины (1995 года), наше государство должно быть демократическим, правовым, социальным и подконтрольным народу. Реальным проводником этих идей в жизнь должна быть государственная служба. Сегодня старые методы руководства отвергнуты, вместе с тем, новые, несмотря на то, что прошел уже значительный период с момента рождения государства – не работают. Отсюда и низкая эффективность работы всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Именно государственные служащие, как исполнители задач государства, должны обеспечить своему народу соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности, права на труд, отдых, социальную защиту, жилье, достаточный жизненный уровень, бесплатное медицинское обслуживание и образование, безопасную жизнь и здоровье, правовую помощь, неисполнение преступных заказов и распоряжений, защиту своих прав.

Задачами курса "Государственная служба" в Украине являются:

- изучение основных составляющих элементов теории государственной службы;

- изучение принципов функционирования государственной службы;

- изучение и конституционных и правовых основ государственной службы;

- обоснование концепции и основных направлений реформирования государственной службы;

- анализ законодательных и других нормативно-правовых актов в части государственной службы;

- изучение международного опыта организации и функционирования государственного аппарата.

Основными источниками изучения курса "Государственная служба в Украине" являются: Конституция Украины, другие нормативно-правовые документы, которые регулируют функционирование государственной службы.

Государственная служба является междисциплинарной наукой, проблемы которой изучают такие науки: юридические, философские, политические, социальные, психологические и ряд других. Несмотря на то, что государственная служба является междисциплинарным предметом, ее рассматривают сегодня как самостоятельную науку.

Для того чтобы уяснить современные основы государственной службы, необходимо рассмотреть основные виды общественно-полезного труда. Это:

- производство материальных ценностей и предоставление платных услуг;

- духовная сфера (культура, спорт);

- обучение;

- домашнее хозяйство;

- общественная деятельность;

- предпринимательство;

- служба в государственных, общественных, религиозных, иностранных и международных организациях.

Служба является одним из существенных видов деятельности человечества, которая охватывает: управление, государственную деятельность, ее обеспечение, социально-культурное обслуживание и т.д.

Служба – это деятельность, работа, занятие, связанное с руководством, управлением, контролем, надзором, обменом. Служащие создают духовные ценности или реализуют управленческие функции.

Государственная служба – это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах, их аппарате, в части практической реализации задач и функций государства и получают заработную плату за счет государственных средств.

Государственная служба является основным видом службы. Это сложная, открытая, динамичная, социальная система, которая обеспечивает функционирование всех ветвей власти.

К концептуальным идеям государственной службы принадлежат:

- государственная служба, как система деятельности;

- государственная служба, как социальный институт реализации функций государства.

Государственная служба, выполняя функции управления, сама является объектом управления. Субъектами управления государственной службой являются специально созданные структуры: Главное управление государственной службы Украины, Координационный совет по вопросам государственной службы при Президенте Украины, Центр содействия институциональному развитию государственной службы, кадровые службы органов государственной власти.

В чем заключаются особенности государственной службы?

Общественность через свои организации контролирует деятельность государства и ее органов. Государственная служба как часть общественной структуры, имеет свои особенности, она:

- направлена на обеспечение выполнения полномочий государственных органов;

- призвана защищать права и интересы граждан;

- деятельность государственной службы показывает уровень гуманности, человечности, демократичности в обществе;

- деятельность государственной службы направлена на воплощение в реальность конституционных норм правового, демократического государства;

- государственная службы, ее представители должны быть носителями моральных ценностей и общечеловеческих правил, с тем, чтобы своим примером формировать правовую сознательность граждан.

Определяя цели, задачи и функции государственной службы, необходимо учитывать, что государственная служба это – не просто совокупность служащих и государственных учреждений, а, прежде всего, - система социальных связей и отношений между ними.

Целью государственной службы является формирование общественно-политических и государственно-правовых предпосылок связи жизни с народом, создав объективную систему в части выявления и подбора кадров для работы в государственном аппарате.

Цели государственной службы можно разделить на: экономические, политические, организационные, правовые, социальные (таблица 1).

Функции государственной службы. Государственная службы осуществляет разнообразные функции: организацию жизни граждан (организационная функция), обмен важной информацией (коммуникативная информация), вместе с тем, основная функция государственной службы – это предоставление государственных услуг в важнейших сферах жизни: образование, воспитание, безопасность граждан, культура, правовая защита, медицинское обслуживание и т.д.

Таким образом, функции государственной службы – это направления практической реализации правовых норм институций государственной службы, которые способствуют достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой социальной роли.

Основные функции государственной службы:

- регулирующая – разработка и реализация государственных программ, воплощение государственной политики в различных сферах;

- принуждения – в своей деятельности использует такой рычаг влияния, как принуждение;

- обеспечения – обеспечения прав и свобод человека, повышая тем самым действенность правовой защиты;

- организационная – разработка и принятие нормативно-правовых актов;

- контрольная – контроль должен обеспечивать соблюдение конституционных положений и правовых норм всеми организациями, учреждениями, общественными институтами и гражданами. Важное значение имеет и обратный контроль, социальный контроль, контроль за деятельностью органов государственной власти со стороны общественности;

- воспитательная – государственная служба, государственные служащие утверждают в сознании граждан государства мир, взаимопонимание, добро и справедливость, любовь к отчизне, уважение к демократическим устоям государственности, формирует позитивный имидж государственной службы.

Основные задачи государственной службы. К основным задачам государственной службы относят:

- обеспечение конституционного строя;

- подготовка и исполнение политических решений;

- защита интересов общества, прав и свобод граждан;

- достижение устойчивости и целостности государства. Государственный аппарат наряду с выполнением требований Конституции и законов Украины должен выполнять постановления и решения органов государственно управления, что является главным долгом государственных служащих, которые обеспечивают управление государством;

- обеспечение эффективной деятельности государственных органов путем повышения квалификации государственных служащих, внедрения новых достижений науки и прогрессивных методов управления;

- демократизация деятельности аппарата, искоренение демократизма, протекционизма и коррупции;

- создание социальных, правовых и иных условий для успешной работы как государственных служащих, так и других работников бюджетной сферы.

Это основные задачи государственной службы, реализация которых требует решения многих правовых, организационных, кадровых, научных и других вопросов. Поэтому на повестке дня и стоит вопрос о необходимости формирования госаппарата нового типа.

Виды государственной службы.

Распределение государственной службы на виды обусловлено принципом распределения власти и особенностями сфер государственной деятельности. Классификация видов службы в Украине представлена наглядно в таблице 2.

Учитывая, что законодательное регулирования распределения государственной службы на виде отсутствует, многие ученые делят ее соответственно конституционному принципу распределения власти: служба в исполнительной, судебной и законодательной ветвях власти. Вместе с тем, такое распределение не охватывает всего разнообразия видов государственной службы. В специальной литературе признано распределение государственной службы на два вида:

- гражданскую (служба в государственных органах);

- милитаризированную (военная служба, служба в органах внутренних дел и т.д.).

К видам службы в Украине принадлежат:

публичная, которая, в свою очередь, делится на государственную и муниципальную (служба в органах местного самоуправления);

гражданская – служба в негосударсвенных организациях и учреждениях, служащие которых не имеют статуса публичной службы.

Общефункциональная служба

За функциональными нагрузками в государственной службе выделяют:

- общефункциональную – осуществление деятельности в части реализации общих государственных функций. Эта служба, в свою очередь, делится на административную (реализации функций, которые не имеют отраслевой специфики, например: деятельность персонала в областной государственной администрации, отделах и управлениях министерств и государственных комитетов) и специализированную – реализация специально установленных в нормативных актах полномочий служащих, которые имеют выражено отраслевую компетенцию (например: налоговая служба, таможенная, экологическая и т.д.);

- милитаризированную – служба безопасности, военная, служба в органах внутренних дел. Милитаризированная служба имеет определенные, отличные от общефункциональной службы, признаки, а именно:

- профессиональным долгом таких служащих является защита жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка;

- вступление на государственную службу милитаризованного характера осуществляется лицами, которые достигли 18-летнего возраста;

- наличие специальных дисциплинарных уставов;

- особые условия вступления, прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и завершения службы;

- особый правовой статус милитаризованных служащих;

- особый порядок привлечения к правовой ответственности.

Развитие нормативно-правового обеспечения функционирования системы государственной службы.

Развитие законодательства по вопросам государственной службы должно осуществляться в соответствии с Конституцией Украины, законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международных договоров Украины, стандартов Европейского Союза в части организации и функционирования государственной службы, национальных особенностей государственного устройства.

В соответствии с основными положениями Программы развития государственной службы на 2005-2010 гг., утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины, разработаны основные направления в части нормативно-правового обеспечения функционирования системы государственной службы, которая призвана обеспечить целостность законодательства по вопросам выполнения задач и функций государства в системе государственного управления.

Указанная программа предусматривает, что к концу 2006 г. разработка нормативно-правового обеспечения функционирования государственной службы должна быть завершена.

Вместе с тем, гармонизация системы государственной службы со стандартами ЕС требует уточнения статуса государственных служащих. В этой связи требуется законодательно урегулировать уровень и объем требований к кандидатам на должности государственных служащих различных категорий, усовершенствовать процедуры принятия и продвижения по службе. Повышение требований к государственным служащим должно сопровождаться и повышением социальной защищенности, в том числе и материальным поощрением. Идеальный вариант – на основе нормативно-правовых актов по вопросам государственной службы принять Кодекс государственной службы Украины.

Выводы

Служба в Украине – это административно-правовая деятельность в части реализации управленческих функций служащих, находящихся на должностях в государственных органах, объединениях граждан, органах местного самоуправления, негосударственных структурах по назначению, избранию, конкурсу, контракту.

Концептуальные идеи государственной службы:

- отдельная сфера деятельности людей;

- социальный институт реализации функций государства.

Цель государственной службы:

формирования общественно-политических и государственно-правовых предпосылок связи с жизнью народа, создав объективную систему поиска и подбора кадров в государственном аппарате.

Цели государственной службы:

экономическая, политическая, организационная, правовая и социальная.

Функции государственной службы:

регулирующая, принудительная, обеспечивающая, организационная, социальная, контролирующая и воспитательная.

Субъекты управления государственной службой:

- Главное управление государственной службы Украины;

- Центр содействия институциональному развитию государственной службы;

- Координационный совет по вопросам государственной службы при Президенте Украины;

- кадровые службы органов государственной власти.

К видам службы в Украине принадлежат:

- публичная, которая делится на государственную и муниципальную;

- гражданская.

Публичная служба – административно-правовая деятельность лиц в части организации и функционирования властных институтов.

Государственная служба в Украине – это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате и выполняют задачи и функции государства и получают заработную плату за счет государственных средств. По функциональной нагрузке государственную службу можно разделить на:

- общефункциональную службу – осуществление деятельности в части реализации государственно-служебных функций (административная и специализированная);

- милитаризированную службу – служба безопасности, военная, служба в органах внутренних дел.

Служба в органах местного самоуправления (муниципальная служба) – это профессиональная, на постоянной основе деятельность лиц, которые занимают должности в органах местного самоуправления и их объединениях, направлена на реализацию задач и функций местного самоуправления, реализацию полномочий их органов и получают заработную плату из местного бюджета.

Гражданская служба – служба в негосударственных организациях и учреждениях, общественных и политических объединениях, а также в государственных организациях и учреждениях, служащие которых не имеют статуса публичной службы.

Лекция 2. Принципы организации и функционирования государственной службы в Украине

Понятие и значение принципов государственной службы.

Принцип – это основное понятие, основополагающая идея, которая пронизывает определенную систему знаний, связанных между собой.

Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, которые отражают объективные закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами и определяют в целом компетенции, задачи и функции как государственных органов, так и государственных служащих в частности.

Конституция Украины непосредственно не определяет статус государственной службы и госслужащих. В положениях этого документа термин "государственный служащий" не используется, хотя идеология действующей Конституции Украины дает основания говорить о потенциальных возможностях функционирования государственной службы на правовых основаниях.

Классификация принципов государственной службы.

Принципы государственной службы определяют наиболее важные закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, а их отсутствие – предопределяет неорганизованность, бюрократизм, недисциплинированность, несправедливость, беззаконие и т.п. В зависимости от сути и содержания принципы могут быть:

- основными (общими);

- организационными;

- функциональными (специальными).

Суть принципов государственной службы.

Первым признаком, по которому осуществляется систематизация принципов государственной службы, являются общие особенности, которые свойственны всей системе государственной службы. Это прежде всего, такие принципы как: служение народу, демократизму, законности, приоритету прав и свобод человека и гражданина, разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную; равного доступа граждан к службе в органах власти соответственно способностям, образованию, профессионализму, подготовке и т.д.

Ко второй группе принципов принадлежат такие принципы, которые указывают на такие закономерности, особенности, взаимосвязи между элементами государственной службы, которые определяют ее как организационную структуру, институт. К таким принципам можно отнести вертикальную подчиненность между этими структурными элементами, согласованность действий, подчиненность, единство информационной системы и т.п. В зависимости от направления деятельности, цели их можно разделить на: организационно-процессуальные, организационно-технологические, организационно-распорядительные.

Особенности государственной службы в аппарате органов прокуратуры, судов, дипломатической службы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел, налоговой службы определяются специальными законами об этих органах и соответственно находят свое проявление в принципах третьей группы – функциональных принципах.

Ряд научных деятелей делит принципы государственной службы на две группы (таблица 3):

- конституционные;

- организационно-функциональные.

Восемь основных принципов государственной службы сформулированы в статье 3 Закона Украины "О государственной службе" и 14 принципов службы в органах местного самоуправления определены в статье 4 Закона Украины "О службе в органах местного самоуправления" (таблица 4).

Из приведенной таблицы видно, что в Законе Украины "О службе в органах местного самоуправления" к тем принципам, которые были определены Законом "О государственной службе" добавились и новые, которые свойственны только местному самоуправлению (п.п. 13, 14), а также те, которые можно было бы указать и в Законе "О госслужбе" (п.п. 2, 5, 7, 11).

Принципы государственной службы в законодательстве зарубежных стран.

Во многих зарубежных странах законодательство выделяет значительно больше принципов государственной службы, в частности, в российском Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" таких принципов выделено 12, в том числе гласности, верховенства Конституции и федеральных законов, разделения власти на три ветви (исполнительную, законодательную и судебную), а также – один из основных принципов государственной службы – принцип внепартийности государственной службы. Наши отечественные ученые считают необходимым в украинском законодательстве выделить такой принцип как политическая и религиозная нейтральность государственных служащих.

Суть основных принципов государственной службы.

Принцип демократизма и законности.

Определение принципов госслужбы само по себе не играет значительной роли, так как в тех или иных документах написано много всего хорошего, вместе с тем оно не всегда реализуется. Именно поэтому, соблюдение государственными служащими указанных принципов и должно обеспечить стойкость системы государственной службы в целом, а также – ее организации в частности. Недостаточно только написать и знать эти принципы. Необходимо умеючи использовать их в управленческой деятельности.

Так, принцип демократизма и законности ориентирует государственных служащих на безусловное выполнение действующего законодательства государства на основе соблюдения демократических начал. Исходя из этого, определена процедура приема на государственную службу и ее прохождения, регулируются информационные процессы, контроль за их выполнением и т.д.

Принцип верховенства Конституции Украины и законов.

С другой стороны, четкая ориентация, дисциплина являются обязательными условиями реализации общих принципов функционирования государственной службы.

Принцип верховенства Конституции Украины и законов требуют организации правовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, информирование работников аппарата и всего населения о проектах предложенных законов, практики соблюдения законов должностными лицами, начиная от правящей элиты. Вместе с тем, как показывает практика, в большинстве своем государственные служащие уровня областей, районов имеют низкий уровень знаний в такой важнейшей сфере как право.

Это принцип отражает требования статьи 8 Конституции Украины о том, что Конституция имеет наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. Вместе с тем, сегодня в Украине нет комплексного акта – закона, который детально устанавливал бы соподчиненность нормативных актов, определял бы порядок их применения, вступления в юридическую силу, срок действия и утраты силы. Поэтому конституционный принцип верховенства закона, который применяется к государственной службе, заполняет эту брешь в законодательстве.

Анализируя это принцип, естественно возникает вопрос соответствия законодательства Украины нормам международного права. Конституция Украины (1996 года) впервые закрепила общую норму (статья 9), в соответствии с которой действительны международные договоры, согласие на обязательность которых согласована Верховной Радой Украины и является частью национального законодательства Украины.

Принцип равного доступа к службе.

Равное право доступа граждан к государственной службе закреплено статьей 38 Конституции Украины. Это соответствует статье 25 (п. "С") Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. Суть этого права состоит в том, что для вступления на государственную службу не допускаются какие-либо ограничения в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места проживания, языковых и других признаков.

Возможность доступа к государственной службе обусловлена всего лишь украинским гражданством, возрастом, образованием и другими требованиями, которые устанавливает Кабинет Министров Украины к государственным служащим (статья 4 Закона Украины "О государственной службе").

Принцип индивидуальной ответственности за выполнение служебных обязанностей и дисциплины.

Этот принцип дает возможность укрепить дисциплину, сформировать чувство личной ответственности государственных служащих за исполнение ими полномочий, закрепленных в законодательстве.

Это проявление самостоятельности каждого государственного служащего и одновременно персональная ответственность за принятие решения, подготовку служебных документов, а также за те последствия, которые могут быть в результате реализации этих решений на практике.

Этот принцип позволяет укреплять государственную дисциплину, формировать чувство личной ответственности государственных служащих за вверенный им участок работы, невозможность избежания ответственности. Недостатками работы многих государственных структур является безответственность, которая характеризуется отсутствием самостоятельности, бесконтрольностью и безнаказанностью государственных служащих, в частности руководителей, отсутствием гласности и т.д.

Принцип профессионализма, инициативности, компетентности.

Этот принцип имеет особое значение для функционирования и развития государственной службы.

Его значение возрастает в связи с начавшимся процессом реформирования государственной службы, а также в связи с выделением ее в особую разновидность профессионального труда, требующую полного соответствия знаний, опыта и навыков служащих требованиям к должностям государственной службы. Процесс профессионализации охватывает целый перечень социальных институтов, в том числе:

- профессиональная ориентация;

- профессиональный отбор;

- управление персоналом;

- профессиональное образование.

Актуальность реализации принципа профессионализма, компетентности, инициативности повышается еще и тем, что в начале 90-х годов в Украине наблюдалась очень высокая текучесть кадров государственного аппарата.

Многие из тех, кто пришел на государственную службу, не владели необходимыми знаниями и опытом. Что касается опытных в этой области кадров, то у них оказалось недостаточно знаний и навыков государственного управления в новых экономических, политических и социальных условиях. Поэтому 80-90% опрошенных респондентов из числа государственных служащих считают необходимым продлить профессиональное образование. К сожалению, на практике мало руководителей, которые заинтересованы в повышении уровня профессионального образования своих подчиненных. Соответственно, результаты такой недооценки негативно отражаются на имидже государственной службы.

Поэтому особое значение в настоящее время приобретает усовершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. В соответствии с основными положениями Программы развития государственной службы на 2005-2010 гг., утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины, приоритетным направлением кадровой политики является создание действенного механизма подготовки и привлечения к работе на государственную службу высококвалифицированных специалистов, обеспечение конкурентоспособности государственной службы на рынке труда.

Профессионализация государственной службы.

Профессионализация государственной службы предусматривает:

- постепенную и планомерную замену пропорций в кадровом составе государственных служащих с целью достижения в перспективе состояния когда преимущественное большинство государственных служащих будет иметь профессиональное образование в отрасли государственного управления;

- целевую подготовку высококвалифицированных специалистов государственного управления, в частности по международному праву, мировой и европейской интеграции;

- обновление содержания государственных стандартов профессионального обучения, соответствующих перспективам развития государственного управления, государственной службы, государства и общества в целом;

- создание эффективной системы формирования и распределения, начиная с 2006 года, государственного заказа на подготовку государственных служащих в образовательной отрасли "Государственное управление";

- увеличение объемов государственного заказа на профессиональное обучение государственных служащих, с учетом специализации, в частности по анализу политики, управления трансформационными процессами;

- организация проведения, начиная с 2006 года, независимой оценки уровня профессиональной подготовленности и деловых качеств кандидатов на должности государственных служащих и государственных служащих при продвижении по службе;

- проведение лицензирования и аккредитации учреждений с целью профессионального обучения государственных служащих с привлечением центрального органа исполнительной власти по вопросам государственной службы;

- повышение квалификации научных и педагогических работников системы профессионального обучения государственных служащих один раз в три года;

- постепенный переход к беспрерывному обучению на протяжении периода пребывания на госслужбе с применением современных информационных технологий.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих должна соответствовать современным требованиям. Достойное особое место в этом процессе занимает Национальная академия государственного управления при Президенте Украины и ее институты. Вместе с тем, институтам государственной службы в Украине необходимо адаптироваться к стандартам ЕС, актуализировать содержание обучения путем включения в программу профессиональной подготовки таких модулей:

- право и институция ЕС;

- общая международная политика и политика безопасности;

- европейская экономическая интеграция с акцентом на развитие внутреннего рынка;

- законодательство ЕС и государств-членов ЕС;

- коммуникативные навыки и основы ведения переговоров.

Повышение профессионализма позволит служащим исполнять свои должностные функции в полном объеме и соответствующего качества.

Выводы

Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, которые отражают объективные закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами и определяют в целом компетенции, задачи и функции как государственных органов, так и государственных служащих в частности. В Законе Украины "О государственной службе" определено 8 основных принципов государственной службы:

- служения народу Украины;

- демократизма и законности;

- гуманизма и социальной справедливости;

- приоритета прав гражданина и человека;

- профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу;

- персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей и дисциплины;

- соблюдение прав и законных интересов органов местного самоуправления и регионального самоуправления;

- соблюдение прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан.

Принципы государственной службы увязаны с принципами государственного управления и отражают соответствующие закономерности, отношения и взаимосвязи.

Система принципов государственной службы объединяет две большие группы:

- конституционные (основные);

- организационно-функциональные принципы.

Лекция 3. Институциональное обеспечение управления
государственной службой

Главное управление государственной службы Украины – это центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере государственной службы, а также – функциональное управление государственной службой.

Институт государственной службы Украины берет свое начало с момента принятия Закона Украины "О государственной службе", который вступил в силу с 1 января 1994 года. Закон регулирует общественные отношения, которые охватывают деятельность государства по созданию правовых, организационных, экономических, социальных условий для реализации гражданами Украины права на государственную службу, определяет общие принципы деятельности и статус государственных служащих. По состоянию на 1 января 2005 года на государственной службе работало 250 528 человек.

Индекс соотношения количества госслужащих к общему количеству населения Украины составляет ориентировочно 0,5%. Государственная служба – это механизм обеспечения стабильности, надежности конституционного строя, а также придания государственному управлению организованности, компетентности и профессионализма.

В системе властных отношений государственная служба является одним из главных факторов формирования цивилизованной государственности, объединения усилий ветвей власти, создания кадрового потенциала профессионалов для работы в органах государственного управления.

Государственные служащие призваны профессионально выполнять практические задания в части обеспечения социально-политических и правовых предпосылок отношений граждан с государственными институтами.

Для проведения единой государственной политики и функционального управления государственной службой создано Главное управление государственной службой Украины (Главгосслужба Украины). В соответствии с Положением о Главном управлении государственной службы Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 2 октября 1999 года Главгосслужба Украины является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, подконтрольным и подотчетным Президенту Украины. В своей деятельности Главгосслужба Украины руководствуется Конституцией Украины, Законом Украины "О государственной службе", другими законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины и Положением об этом органе.

Структура Главгосслужбы.

В составе Главгосслужбы Украины кроме руководства, есть 9 структурных подразделений, в которых работает 101 государственный служащий, в т.ч.:

- отдел организационно-аналитического обеспечения работы руководителя;

- кадровый сектор Главгосслужбы;

- юридическое управление;

- управление организационной работы;

- управление персонала государственных органов и органов местного самоуправления;

- управление стратегического развития и эффективности государственной службы;

- информационно-аналитическое управление;

- контрольное управление;

- управление делами.

Возглавляет Главное управление государственной службы Украины Начальник, которого назначает и увольняет с должности Президент Украины в установленном порядке.

Задачи Главгосслужбы.

Основными задачами Главгосслужбы Украины являются:

- прогнозирование и планирование потребности государственных органов и их аппарата в кадрах;

- осуществление методического руководства проведением конкурсного отбора, аттестации государственных служащих и мер, направленных на предотвращение коррупции среди государственных служащих;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

- координация работы центральных и местных органов исполнительной власти с руководителями государственных предприятий, учреждений, организаций в части заключения с ними контрактов;

- организация и координация мероприятий в части проведения научных исследований по вопросам государственной службы.

В соответствии с Законом Украины "О государственной службе в органах местного самоуправления" на Главгосслужбу возложено также консультативное и методическое обеспечение службы в органах местного самоуправления. Ежегодно в Главгосслужбу Украины поступает более 10 тыс. обращений граждан и учреждений. Около 80 процентов из них – из органов государственной власти и органов местного самоуправления, около 20 процентов – запросы и обращения народных депутатов, граждан, отдельных учреждений и организаций.

Центр содействия институциональному развитию государственной службы Украины является государственным учреждением и находится в сфере управления Главгосслужбы.

Правовой статус центра.

В целях содействия развитию государственной службы и ее приближения к стандартам Европейского Союза, повышения уровня институциональной способности в сфере функционального управления государственной службой, укрепления интеллектуального потенциала для дальнейшего проведения административной реформы, Кабинет Министров Украины утвердил Положение о Центре содействия институциональному развитию государственной службы.

Центр создан для обеспечения научной, информационно-аналитической, экспертной, методической, организационной и другой поддержки развития государственного управления, содействия Главгосслужбе в выполнении ею своих функций, повышения уровня институциональной возможности государственной службы в Украине и ее адаптации к стандартам Европейского Союза.

В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией и Законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, другими нормативно-правовыми актами и указанным положением.

Основные задачи Центра.

Основными задачами Центра являются:

- участие в подготовке предложений в части формирования государственной политики и нормотворческой деятельности в сфере государственной службы, административной реформы и развития институций в контексте европейской интеграции;

- научное, экспертное, информационно-аналитическое, методическое, организационное и др. обеспечение подготовки и выполнения программ и мероприятий в сфере государственной службы, административной реформы и развития институций в контексте европейской интеграции;

- повышение профессионального уровня государственных служащих, усовершенствование действующих и содействие внедрению новых стандартов и процедур их работы;

- участие во внедрении современных информационных технологий в практику работы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- распространение правовой, научной и другой информации по вопросам государственной службы, административной реформы и развития институций в контексте европейской интеграции;

- предоставление консультативной поддержки в сфере деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам государственной службы, административной реформы и развития институций в контексте европейской интеграции;

- информирование общественности в части государственной политики и мер по ее реализации в сфере государственной службы, административной реформы и развития институций в контексте европейской интеграции.

Управление Центром осуществляет директор, который назначается на должность начальником Главгосслужбы. Директор Центра несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Центр задач.

Правовой статус Координационного совета.

Указом Президента Украины от 21 марта 2000 года утверждено Положение о координационном совете по вопросам государственной службы при Президенте Украины. Это постоянно действующий консультационно-совещательный орган, который в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины и вышеуказанным Положением.

Координационный совет по вопросам государственной службы при президенте Украины – это постоянно действующий консультационно-совещательный орган, который определяет пути, методы и формы реализации основных направлений государственной политики в сфере государственной службы.

Основными задачами Совета являются:

- определение путей, методов и форм реализации основных направлений государственной политики в сфере государственной службы, объединение усилий государственных органов в части повышения ее эффективности;

- рассмотрение проектов реформирования системы государственной службы и подготовка предложений к плану мероприятий ее внедрения, анализу и возможной корректировке действий;

- рассмотрение проектов законов и других нормативно-правовых актов по вопросам государственной службы, службы в органах местного самоуправления, кадрового обеспечения государственной службы и государственных предприятий, учреждений, организаций;

- анализ взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти в части реализации кадровой политики и по вопросам государственной службы, подготовка предложений по повышению эффективности такой работы;

- рассмотрение вопросов и предложений в части оптимизации и усовершенствования управления государственной службой;

- анализ состояния и эффективности использования интеллектуального и управленческого потенциала государства, разработка мероприятий по вопросам стимулирования труда, усиления правовых гарантий, материальной и моральной защищенности государственных служащих, а также усовершенствование административной культуры, повышение ответственности и предотвращение проявлений коррупции среди государственных служащих, усиление общественного доверия к государственной службе;

- анализ состояния и рассмотрение мероприятий по усовершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, а также проведение научных исследований по вопросам государственной службы;

- изучение и разработка предложений в части внедрения отечественного и международного опыта по вопросам государственного управления, государственной службы и кадрового менеджмента.

Организационной формой работы Совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, не реже одного раза в полугодие. Заседания являются правомочными, если на них присутствуют не менее половины членов Совета.

Решения Совета оформляются в виде протоколов, рекомендаций, которые подписываются председательствующим на заседании. Решения и рекомендации Совета являются обязательным к рассмотрению центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными предприятиями, учреждениями и организациями.

Состав Совета. Председателем Совета по должности является Глава Администрации Президента Украины (сейчас это – Глава Секретариата Президента Украины), а его заместителями – Министр Кабинета Министров Украины и Начальник Главного управления государственной службы Украины.

Персональный состав Совета утверждает Президент Украины по представлению Председателя Совета. Лица, который в соответствии с Указом Президента от 11 февраля 2000 года №208, входят в состав Совета по должностям в случае увольнения с этих должностей одновременно выбывают из состава Совета, а вновь назначенные на эти должности лица – вводятся в его состав. О каждом из таких случаев Председатель Совета информирует на очередном заседании Совета и вносится соответствующая запись в протокол.

Совет систематически информирует общественность о своей деятельности и принятых решениях.

Организационное обеспечение деятельности Совета осуществляется Главным управлением организационно-кадровой политики и взаимодействия с регионами Администрации Президента Украины, а также Главным управлением государственной службы Украины, которое выполняет и функции рабочего органа Совета.

Кадровая служба – это орган управления государственной службой, который осуществляет свою деятельность путем обеспечения организации и функционирования государственной службы.

Правовой статус кадровой службы. С целью создания правовых и организационных основ для эффективной деятельности кадровой службы по обеспечению реализации кадровой политики в органах исполнительной власти, Кабинет Министров Украины утвердил Типовое положение о кадровой службе органа исполнительной власти.

В своей деятельности кадровая служба руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, Указами и распоряжениями Президента Украины, декретами, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, вышеуказанным Положением и другими нормативными актами. В вопросах организации и применения методики проведения кадровой работы и государственной службы кадровая служба руководствуется также соответствующими рекомендациями Главгосслужбы, Минтруда, Минюста и Пенсионного фонда.

Задачи кадровой службы.

Основными задачами кадровой службы являются:

- реализация государственной политики в сфере государственно службы и по вопросам кадровой работы;

- осуществление аналитической и организационной работы по кадровому менеджменту;

- удовлетворение потребности в квалифицированных кадрах и их эффективное использование;

- прогнозирование развития персонала, стимулирования стремления работников к служебному росту (карьерному росту), обеспечение их непрерывного обучения;

- документальное оформление прохождения государственной службы.

Права кадровой службы

Кадровая служба имеет право:

1) проверять и контролировать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований законодательства о труде и государственную службу в аппарате органа исполнительной власти и в подчиненных ему учреждениях;

2) получать в установленном порядке от должностных лиц органа исполнительной власти и подчиненных ему учреждений документы, необходимые для исполнения возложенных на кадровую службу функций;

3) принимать участие в совещаниях, других мероприятиях по вопросам кадровой работы, которая проводится в органах исполнительной власти и подчиненных ему учреждениях, собирать совещания по вопросам, входящим в компетенцию кадровой службы;

4) вносить руководителю органа исполнительной власти предложения по вопросам усовершенствования кадровой работы, повышения эффективности государственной службы.

Кадровая служба как объект управления.

Кадровая служба как объект управления подчиняется:

- в министерстве – министру или по решению министра – одному из его заместителей;

- в других центральных органах исполнительной власти – руководителю органа исполнительной власти или по решению руководителя – одному из его заместителей;

- в местных органах исполнительной власти – руководителю органа исполнительной власти или по решению руководителя – одному из его заместителей или руководителю аппарата.

Структура, численность работников и Положение о кадровой службе утверждаются в соответствии с законодательством и должны обеспечивать качественное выполнение возложенных на кадровую службу задач и функций. На должность руководителя кадровой службы, его заместителей и специалистов кадровой службы назначаются лица с соответствующим уровнем квалификации в соответствии со Справочником типовых профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих. На работу в кадровую службу привлекаются психологи и социологи.

Кандидатура на должность руководителя кадровой службы министерства, другого центрального органа исполнительной власти предварительно согласовывается с Премьер-министром Украины, Первым вице-премьер-министром, Вице-премьер-министром Украины в соответствии с распределением их функциональных полномочий, Министром Кабинета Министров Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Назначение на должность и увольнение с должности руководителя кадровой службы происходит при условии наличия выводов Главгосслужбы.

Орган исполнительной власти создает условия для нормальной работы и повышения квалификации работников кадровой службы, обеспечивает их помещениями, телефонной связью, средствами оргтехники, соответствующим образом обустроенными местами хранения документов, а также законодательными и другими нормативными актами и справочными материалами по вопросам кадровой работы и государственной службы.

Выводы

Главное управление государственной службы Украины – центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере государственной службы и функциональное управление государственной службой.

Основные задачи Главгосслужбы Украины:

- прогнозирование и планирование потребности государственных органов и их аппарата в кадрах;

- разработка мероприятий в части повышения эффективности государственной службы, координации и контроля за их выполнением;

- осуществление методического руководства проведением конкурсного отбора, аттестации государственных служащих и мероприятий, направленных на предотвращение проявлений коррупции среди государственных служащих;

- координация работы центральных и местных органов исполнительной власти с руководителями государственных предприятий, учреждений, организаций по вопросам заключения с ними контрактов;

- организация и координация мероприятий по проведению научных исследований по вопросам государственной службы.

В соответствии с Законом Украины "О службе в органах местного самоуправления" на Главгосслужбу возложено также консультативное и методическое обеспечение службы в органах местного самоуправления.

Центр содействия институциональному развитию государственной службы Украины является государственным учреждением и находится в сфере управления Главгосслужбы.

Центр создан для обеспечения научной, информационно-аналитической, экспертной, методической, организационной и другой поддержки развития государственного управления, содействия Главгосслужбе в выполнении ею своих функций, повышения уровня институциональной возможности государственной службы в Украине и ее адаптации к стандартам Европейского Союза.

В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией и Законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, другими нормативно-правовыми актами и Положением о Центре.

Координационный совет по вопросам государственной службы при президенте Украины – это постоянно действующий консультационно-совещательный орган, который определяет пути, методы и формы реализации основных направлений государственной политики в сфере государственной службы.

Кадровая служба – это орган управления государственной службой, который осуществляет свою деятельность путем обеспечения организации и функционирования государственной службы.

Кадровая служба как объект управления подчиняется:

- в министерстве – министру или по решению министра – одному из его заместителей;

- в других центральных органах исполнительной власти – руководителю органа исполнительной власти или по решению руководителя – одному из его заместителей;

- в местных органах исполнительной власти – руководителю органа исполнительной власти или по решению руководителя – одному из его заместителей или руководителю аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: