Лекция 9. Психологические основания культуры

23. З. Фрейд о мотивации поведения человека. Метод Фрейда имеет редукционистскую основу сведения сложного к простому, примитивному к архаичному. Структуру психики он рассматривает как состоящую из трех частей: «Я» как основа идентичности; «сверх-Я» как совокупность усвоенного арсенала социальных норм и ценностей; «Оно» как бессознательное. В бессознательном рождаются комплексы психической энергии «либидо», которые стремятся подчинить себе поведение «Я». Согласно «принципу удовольствия», эти комплексы либидо должны быть удовлетворены. Однако «сверх-Я», реализующее «принцип реальности», говорит свое «нет», подавляет и загоняет импульс либидо обратно, где он начинает разрушительную работу. Так возникает болезнь. Задача психоаналитика ‑ помочь больному осознать подавленные бессознательные комплексы, которые в результате осознания утрачивают деструктивную энергию. Фрейдовская теория неврозов включает в себя следующие основные положения:

‑ фаза, в которой не участвует сознание, является нормальной и неизбежной фазой психического процесса;

‑ каждый психический акт начинается бессознательно;

‑ останется ли он таковым или нет, до конца зависит от того, встретит ли он сопротивление ‑ в противном случае он может стать вытесненным бессознательным;

‑ вытесненное не может покинуть систему неосознанного, так как этому мешает «цензура» «Сверх-Я».

Основные положения его теории:

‑ понимание психического развития как мотивационного, личностного;

‑ представление о развитии как адаптации к среде;

‑ представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;

‑ идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивационную структуру в раннем детстве и в дальнейшем она не претерпевает существенных изменений.

24. К. Юнг об архетипах «коллективного бессознательного». В структуре личности Юнг выделял: Я, Персону (Маску), Тень, Аниму. Чтобы Я осознало свою «самость» (идентичность), важно выявить и осознать свою Персону и Тень. Тень ‑ это негативная сторона личностного бессознательного, которую изучил Фрейд. Используя тот же метод истолкования сновидений, Юнг обнаружил в глубинах психики еще одну область, которую он назвал «коллективным бессознательным», наследуемым человеком от его предков, а не вырабатываемым в личном опыте как личностное бессознательное. Он называл архетипы формами проявления инстинкта, или руслами высохших рек.

Юнгу принадлежит важная идея о необходимости различения интровертности и экстравертности как направленности психики и типичной реакции на раздражители. Интроверты замкнуты в себе, экстраверты ориентированы вовне. Экстраверты быстрее адаптируются к изменениям в социальных отношениях, вживаются в чужой коллектив. Интроверты ‑ медленнее. Затем, выделяя четыре основных процесса психической деятельности ‑ мышление, восприятие, эмоции и интуицию, Юнг разделил оба этих типа на четыре разновидности в зависимости от доминирования в их психике того или иного процесса: мыслительную, перцептивную (эмпирическую), эмотивную и интуитивную. Таким образом, получилось восемь психологических типов.

25. Э. Фромм о деструктивности в поведении человека. Фромм попытался понять причины странной особенности человека ХХ века, который приносит много жертв на алтарь свободы, а потом почти сразу стремится избавиться от нее. Причина заключается в том, что обычно свободу считают целью, не задумываясь о том, что она отягощена ответственностью. Когда получают свободу, на плечи человека обрушивается ответственность за нее, так свобода чревата незащищенностью и риском. Фром обнаруживает три основных способа «бегства от свободы»: авторитаризм, конформизм и деструктивность, или негативизм.

Одна из важных заслуг Фромма ‑ развитие мысли Фрейда о роли Эроса и Танатоса в жизни и культуре. Доминирование Эроса проявляется в биофилии, или любви к жизни. Биофилы обычно экстравертны, жизнерадостны, их лозунг ‑ «благоговение перед жизнью» (А. Швей-цер).

Некрофилия Фроммом трактуется широко в отличие от изначального смысла (в судебной практике «некрофилия» ‑ труположество). Это выражается в доминировании в структуре стимулов и способов деятельности стремления и способности к разрушению, в удовольствии от созерцания могил, кладбищ, развалин, в интересе к катастрофам, убийствам, разрушениям и несчастным случаям, что является проявлением энтропийного начала в жизни и культуре. Об этом его книги «Бегство от свободы» и «Анатомия человеческой деструктивности».

26. Психологические различия культур. Основные категории психологии культуры: менталитет, интровертность и экстравертность, комплементарность и некомплементарность, пассионарность (экспансионизм и жертвенность), практицизм и созерцательность, Эрос и Танатос, нарциссизм, садизм и мазохизм, гендерность, возраст.

Психологический характер культуры определяется спецификой привычек и стереотипов восприятия и понимания мира отдельными группами и индивидами, их рефлексией и менталитетом, а также психологическими механизмами: идентификации; сублимации; проекции; биофилии; некрофилии; манипуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: