Потребности ресурсы и блага (экономические потребности, блага, экономический кругооборот, кривая производственных возможностей)

Эк. потребности - представляют собой внутренние мотивы, побуждающие к экономической (производственной) деятельности. Они делятся на первичные (жизненно важные) и вторичные (все остальные). В качестве примеров первичных потребностей можно привести потребности в пище, одежде, жилище и т.д. К вторичным потребностям можно отнести потребности досуга (занятия спортом, искусством, развлечения и т.д.) Конечно, это деление условно, но в целом к первичным можно отнести потребности, которые не могут быть заменены одна другой, вторичные же потребности – могут. Средствами удовлетворения потребностей являются блага (goods). Одни из них имеются в неограниченном количестве (атмосферный воздух), другие – количественно ограниченны (вещи, услуги). Именно ограниченные (экономические) блага изучает экономическая теория.

Экономические блага делятся на долговременные и недолговременные блага. Долговременные блага предназначены для многоразового использования (автомобиль, книга, электроприборы и т.д.). Недолговременные – исчезают в процессе разового потребления (хлеб, мясо, фрукты, спички и т.п.).

Среди экономических благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) блага. Примерами субститутов являются следующие пары благ: мясо – рыба, маргарин – масло, чай – кофе и др. К комплементарным благам относятся: стол – стул, компьютер – принтер, автомобиль – бензин, фотоаппарат – фотопленка и т.д.

Для производства большинства благ нужны экономические ресурсы. Экономические ресурсы, т.е. факторы производства – это все природные, людские и все произведенные человеком ресурсы, используемые человеком для производства экономических благ. Их можно разделить на материальные ресурсы (вещественный фактор производства) и людские ресурсы (личный фактор производства).

Рис.1.1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

людские ресурсы материальные ресурсы

(личный фактор производства) (вещественный фактор производства)

К материальным ресурсам относятся земля (и все, что с ней связано: недра, вода рек и морей, сырьевые материалы) и капитал (реальный, физический, капитал: все произведенные человеком станки, машины, оборудование, здания, сооружения, дороги, каналы и т.д.). Под людскими ресурсами подразумевается, прежде всего, труд (точнее способность к труду), а также (в микроэкономике) предпринимательская способность. Под предпринимательской способностью (предприимчивостью) понимают способность наилучшим образом соединять все факторы производства.

Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. Экономические блага движутся не сами по себе, а выступают в качестве средства связи между экономическими агентами. Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами в рыночной экономике являются домашние хозяйства (потребители) и фирмы (производители). Так как мы рассматриваем рыночный механизм, мы не включаем в анализ (пока) деятельность такого экономического агента как государство. Модель состоит из следующих элементов:

1. Домашние хозяйства – прямо или косвенно владеют всеми экономическими ресурсами, но нуждаются в предметах потребления (потребители, а не производители.)

2. Фирмы - производят предметы потребления, но для этого им нужны экономические ресурсы.

3. Рынок ресурсов – именно здесь предлагают свои ресурсы домохозяйства фирмам, которые предъявляют спрос на эти ресурсы. В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке формируются цены ресурсов, ресурсы переходят от домохозяйств к фирмам (линии против часовой стрелки в верхней части рисунка показывают это движение). В свою очередь от фирм к домохозяйствам движется денежный поток – фирмы оплачивают цены ресурсов в форме расходов на издержки производства, которые получают домохозяйства в качестве факторных доходов ( линии по часовой стрелке)

4. Рынок продуктов – именно здесь фирмы предлагают произведенные продукты (предметы потребления) домохозяйствам, которые предъявляют на них спрос. В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке формируются цены продуктов, которые переходят от фирм к домохозяйствам (линии против часовой стрелки в нижней части рисунка). Домашние хозяйства оплачивают цены продуктов в форме потребительских расходов, которые получают фирмы в виде доходов от продажи своей продукции (линии по часовой стрелке).

Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

В данном случае точки А, Б, В, Г, Д — точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей показывает: 1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров. 2. Уровень эффективности производства.

3)Рыночная система хозяйствования. Сущность рынка. Условия возникновения рынка. Структура рынка, его функции. Рынок — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, в результате которого устанавливаются цены на товары и услуги и в соответствии с ними количество производимых экономических благ. Условия возникновения рыночных отношений - Общественное разделение труда, основанное на специализации производителя на выпуске вида продукта или его части. Обмен становится необходимым условием удовлетворения общественных потребностей. - Наличие товарно-денежных отношений. - Обособление собственности на ресурсы и на производимый продукт.

Функции рынка и его структура. Функции рынка: - Функция саморегулирования товарного производства. - Стимулирующая функция рынка. - Функция установления общественной значимости произведённого продукта и затрат труда. - Регулирующая функция.

Территориальные границы рынка а) местный (в пределах села, города, региона); б) национальный (внутренний); в) мировой рынок.

Важнейшие атрибуты рынка 1)Спрос. 2)Предложение. 3)Конкуренция. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Признаки совершенной конкуренции - большое число производителей и потребителей, - отсутствие барьеров входа и выхода в отрасль, - полная информация о конъюнктуре рынка, - невозможность влияние на цену ни со стороны фирмы, ни со стороны покупателей, - однородная продукция.

Несовершенная конкуренция Отличительная черта — способность фирм влиять на ценообразование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: