тийным легкомыслием. Таков воспитательный заряд большинства компьютерных игр. Очевидно, обществу необходимо контролировать и регулировать этот вид неявной педагогики.
К опосредованному воспитательному воздействию мы должны, конечно же, отнести влияние книг. Хотя новые поколения читают все меньше и меньше, книга все же продолжает оставаться одним из важнейших воспитателей человека. Источником морально-психологического и идейного воспитания является здесь автор. Даже отъединенный от читателей годами и столетиями, иным строем жизни и иной культурой, художник продолжает транслировать через текст свои нравственные предпочтения, симпатии и антипатии, духовные ценности и ориентиры. Воспитание чтением оказывает не меньшее воздействие на растущего человека, чем ставшие ныне распространенными аудиовизуальные формы — телевидение и кино. Напротив, книга дает большую свободу воображению читателя, заставляет его совершать более интенсивную внутреннюю работу, позволяет самостоятельно размышлять над ценностными моментами, будит способность образного представления. Нравоучительная и приключенческая, сказочная и реалистическая литература формирует богатство внутреннего мира, без которого человек остается примитивным одномерным существом. Поэтому, на мой взгляд, книгу рано списывать в архив, она продолжает демонстрировать огромные педагогические возможности.
|
|
Совокупный воспитатель, различные лики которого мы коротко охарактеризовали, всегда дополняется фигурами педагогов-профессионалов, тех, кто посвящает воспитанию свою жизнь и деятельность. Далеко не все люди, получившие педагогическое образование, обладают призванием подлинного воспитателя, и, несомненно, повезло тем детям и подросткам, тем юным, в чьей жизни был настоящий Учитель.
Зачем воспитывать человека?
Каковы же его черты?
1. Истинным воспитателем может быть только тот че
ловек, который сам вполне усвоил идеи и ценности вы
сокой морали и по мере сил стремится воплощать их в
жизни. Настоящий педагог — всегда гуманист, он ори
ентирован на отношение к другим людям «не как к сред
ству, а только как к цели» (И. Кант) и учит этому своих
воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и де
мократичен одновременно. Разумеется, даже самый луч
ший учитель — живой человек, и у него могут быть ошиб
ки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситу
ации он находит поистине человеческий выход, поступа
ет бескорыстно, справедливо и благожелательно, никог
да не проявляя утилитарного расчета, высокомерия и
мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затерто
это звучит, учит добру, причем делает это как словесно,
так и личным примером.
|
|
2. Подлинное воспитание предполагает живой инте
рес педагога к ученику, к его индивидуальности и внут
реннему миру. Это интерес, который направлен на
утверждение личности воспитанника, ее гармонизацию
и развитие. Никогда не может быть хорошим воспитате
лем тот, кто легко устает от людей. Можно сказать, что
воспитательный интерес сродни любви. Хороший вос
питатель любит детей за то, что они есть, существуют,
имеют потенции для развития, за то, что у них есть душа.
И здесь его любовь к самым разным детям одинакова. Но
он любит их по-разному за душевные и интеллектуаль
ные усилия, проявленные ими самими, поощряет луч
шее в каждом из них, показывает пути, идя по которым
воспитанники смогут развить свои наиболее сильные сто
роны.
3. Педагогическое общение — всегда диалог, который
никогда не прерывается. Его суть — постоянное возоб
новление, всегда существующее «завтра». Воспитатель