Консультация - это форма услуги человеку или организации, предоставляемая с целью объяснения ситуации и решения связанных с ней проблем.
Могут быть различные виды консультационно-исследовательской деятельности. Кроме разделения их на внешнее и внутреннее консультирование, можно выделить различные его виды по степени и формам вмешательства в процессы управления (рис.)
В методологическом отношении консультирование полезно как средство оценки ситуаций при помощи взгляда со стороны, независимых суждений.
В научном плане это явление можно назвать известным принципом внешнего дополнения, который позволяет увидеть и оценить то, что невозможно увидеть с внутренних позиций.
Консультации опираются не только на опыт и знания, но и на проведение конкретных специализированных исследований.
Технологически эта работа включает следующие этапы:
- получение заказа;
- общее знакомство с фирмой;
- оценка потребности в консультациях;
- выбор формы консультационной работы;
- заключение договора на ее проведение;
- диагностика управления фирмой;
- разработка рекомендаций;
- мониторинг их реализации.
Здесь используются возможности:
-наблюдений;
- изучения документов;
- проведения экспериментов;
- социометрических обследований;
- социологических опросов;
- тестирований и пр.
Организация исследования предполагает:
- упорядочение работы исследовательских групп;
- подготовку исследователей;
- корректировку действий менеджеров по исследовательским функциям. Организация управления должна:
- способствовать раскрытию и реализации исследовательских способностей менеджера;
- мотивировать их развитие.
Такое мотивирование осуществляется через:
- требования к менеджеру;
- создание условий для проявления и реализации этих способностей;
- развитие их посредством образовательных программ, программ подготовки исследователей.
Интегральный исследовательский интеллект
Интегральный исследовательский интеллект — это комплекс отношений между людьми, процессуальная организация их деятельности (изменения, ротация, переключения и пр.), особый вид цели объединения, социально-психологическая атмосфера работы, определенная гармония человеческих качеств, система интеллектуального взаимодействия, управление креативным мотивированием.
Эффективность исследований во многом определяется коллективной деятельностью. Не все проблемы можно решить индивидуально. Это определяется и трудоемкостью, и методологией, которая иногда требует разнообразия типов интеллекта, образования, психологии исследователей. Но и коллективная деятельность исследователей также имеет свои критерии эффективности и в определенных условиях может быть менее эффективной, чем индивидуальная исследовательская работа.
Желательно, чтобы в коллективном интеллекте были полнее представлены различные типы творческих индивидуальностей. Наиболее важная роль принадлежит организатору, который производит интеграцию людей и организует «мозговой штурм». Содержание ролей приводится по книге А.П. Егоршина «Управление персоналом».