Основные правила (техника) делегирования
Делегирование полномочий
Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя.
Делегирование является ключевой деятельностью всякого управляющего. Ее прямой и косвенный эффект весьма значительны. Делегирование важно как для руководителя, так и для подчиненных.
Внешние и внутренние причины противодействия делегированию. Рассмотрите их с точки зрения того, какие из них подходят к вашей ситуации:
— вы настолько заняты работой (посетители, телефоны, совещания и т. п.), что у вас нет времени на объяснение делегируемых заданий и контроль за ними;
— вы, возможно, сами не настолько осведомлены о задачах и проблемах, чтобы узнать, что именно нужно делегировать своим сотрудникам;
— вы отказываетесь от делегирования, поскольку считаете, что можете сами выполнить работу быстрее, чем ваши сотрудники, и таким образом пытаетесь сэкономить время;
|
|
— вы опасаетесь конфликта со своим начальником, если переадресуете то, что поручено вам;
— вы особенно привержены определенной задаче или деятельности, потому что, например, то или другое дело доставляет вам удовольствие;
— вы опасаетесь того, что ваши подчиненные могут решить задачу лучше, чем вы (конкуренция);
— вас тревожит возможность потерять контроль над делом, как только вы его выпускаете из своих рук;
— вы сомневаетесь в возможностях и способностях сотрудника и не хотите рисковать;
— вы боитесь потерять часть своего авторитета и имиджа, если то, что вы до сих пор делали сами, теперь берет на себя ваш сотрудник;
— вы не знаете, как вам следует реагировать, если подчиненный отклонит делегирование.
Как вы можете преодолеть свое внутреннее сопротивление?
У подчиненных тоже может возникнуть сопротивление делегированию.
Нехватка знания, умения, боязнь критики ведут к неуверенности в своих силах, выражаются в страхе перед ответственностью (что может, в частности, проявиться в отговорках типа: «Я и так завален текущей (ненужной) работой» и в итоге результируются в слабой мотивации).
Если вы чувствуете, что ваши подчиненные сопротивляются делегированию задач, то поговорите с ними об этом открыто, обсудите с ними эти проблемы. Попытайтесь найти причины и прийти к совместным решениям (например, разработать меры по стимулированию, заручиться поддержкой начальника и т. д.).
Для вас как для руководителя из необходимости делегирования вытекает целый ряд обязанностей:
— подобрать подходящих сотрудников;
— распределить сферы ответственности;
|
|
— координировать выполнение порученных задач;
— стимулировать и контролировать подчиненных;
— осуществлять контроль рабочего процесса и результатов;
— давать оценку своим сотрудникам (прежде всего хвалить, но и конструктивно критиковать);
— пресекать попытки обратного или последующего делегирования.
Для подчиненных из делегирования также вытекают специфические обязанности:
— самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность;
— своевременно и подробно информировать руководителя;
— ставить руководителя в известность обо всех необычных случаях;
— координировать свою деятельность со своими коллегами и заботиться об обмене информацией;
— повышать квалификацию для того, чтобы отвечать предъявляемым требованиям.
Для менеджера проблема делегирования несомненно, состоит не в том, сколько: дел он должен делегировать, чтобы разгрузить себя и высвободить свое время, а в том, сколько дел он может поручить, не предъявляя к сотрудникам чрезмерных требований.
Делегировать в любом случае надо:
— рутинную работу;
— специализированную деятельность;
— частные вопросы;.
— подготовительную работу (проекты и т. п.).
Делегируйте также те важные средне- и долгосрочные задачи из сферы вашей деятельности, которые могут мотивировать сотрудника и способствовать росту его профессионального уровня.
Не подлежат делегированию:
— такие функции руководителя, как установление идей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т. п.;
— руководство сотрудниками, их мотивация;
— задачи особой важности;
— задачи высокой степени риска;
— необычные, исключительные дела;
— актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки;
— задачи строго доверительного характера.
20 критериев правильного делегирования:
1. Делегируйте заблаговременно! Решения о том, что и кому вы хотите или должны поручить, принимайте сразу после составления рабочего плана.
2. Делегируйте, сообразуясь со способностями и возможностями своих сотрудников.
3. Делегируйте также с учетом необходимости мотивации и стимулирования своих сотрудников.
4. Делегируйте задачу или работу по возможности целиком, а не в виде частичных изолированных заданий.
5. Объясните сотруднику о чем идетречь: об отдельном случае или о длительном делегировании.
6. Однородные задачи делегируйте по возможности одному и тому же определенному сотруднику.
7. Удостоверяйтесь в том, может и хочет ли. соответствующий сотрудник взяться за задачу.
8. Остерегайтесь того,- чтобы поручать одну и ту же работу для надежности двум сотрудникам, не знающим об этом.
9. Передавайте сотруднику вместе с рабочей задачей полномочия и компетенцию, необходимые для ее выполнения.
10. Давайте сотруднику как можно более полные и точные инструкции и информацию о его задаче и удостоверьтесь в том, что делегированное поручение понято правильно (сотрудник может сделать лишь то, о чем вы ему скажете, а не то, что вы себе представляли при изложении задания).
11. Объясняйте смысл и цель задачи (мотивация и це-леустановка).
12. Крупные и важные задачи поручайте приказным путем, если необходимо — в письменной форме.
13. О новых и сложных задачах давайте наставления по пятиступенчатому методу:
а) подготовить сотрудника;
б) объяснить задачу;
в) показать, как делать работу;
г) доверить сотруднику дальнейшее исполнение под наблюдением и корректировать его;
д) передать сотруднику работу целикам и осуществлять только кентроль за исполнением.
14. Предоставляйте сотруднику возможность дальнейшего профессионального обучения в целях улучшения выполнения порученных ему ответственных задач.
|
|
15. Обеспечьте сотруднику доступ к любой необходимой информации.
16. Избегайте того, чтобы без веских причин вмешиваться в рабочий процесс и тем самым «перечеркивать» делегирование.
17. Вместе с тем придайте сотруднику уверенность в том, что в случае возникновения трудностей и проблем, он всегда может попросить у вас совета и поддержки.
18. Потребуйте от сотрудника отчета через установленные промежутки времени о том, как продвигается дело.
19. Контролируйте конечные результаты порученного дела и немедленно информируйте сотрудника о результатах контроля:
20. Конструктивно хвалите за успехи и критикуйте за недостатки и неудачи в работе. Позволяйте сотруднику либо представлять в высших инстанциях порученную ему задачу как его работу, либо соучаствовать в ее представлении на соответствующем уровне.
ПЛАН
1. Вербальные и невербальные средства общения
2.Особенности психологического влияния на человека как способ эффективной деятельности государственных служащих.
2.1. Убеждение как вид психологического воздействия
2.2. Искусство комплимента в деловом общении
2.3. Умение прекратить разговор.
3. Активное слушание в работе госслужащего.
в своей профессиональной деятельности при общении как с посетителями, так и с сотрудниками государственный служащий использует как вербальные так и невербальные средства общения
Согласно данным некоторых исследований в области общения слова, которые произносят собеседники несут только 7%информации. И если словесный обмен информацией мы называем вербальным общением, то все, что сопровождает нашу речь, мы называем невербальными средствами общения. Именно невербальные средства общения несут 93 % информации о состоянии собеседника, расстановке акцентов в подавляемой словесно мысли, об отношении говорящего к слушающему и к предмету беседы. Чтобы лучше разобраться в невербальных средствах общения, разделим их на виды: визуальные невербальные средства, акустические, тактильные, ольфакторные.
|
|
Каждый из нас в большей или меньшей степени имеет опыт считывания (или "чтения" по облику собеседника) состояния и настроения партнёра по общению.