Основы теории спроса и предложения

Понятие спроса; закон спроса; кривая спроса и факторы, влияющие на спрос.

Основными параметрами рынка является спрос, предложение и цена. Изучив эти простейшие рычаги, можно получить глубокое представление не только об экономических проблемах, но и о функционировании всей экономической системы в целом.

Спрос является определяющим параметром рынка, ибо в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Но потребности людей, это еще не спрос.

Спрос – это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами.

Спрос выражается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени.

Коренное свойство спроса заключается в следующем:

При неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, т.е. существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эта обратная связь называется Законом спроса.

Основным фактором, влияющим на величину спроса является цена. Однако, кроме цены есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно) величину спроса вправо или влево. К важнейшим из этих факторов относятся:

1. потребительские вкусы (благоприятное для данного продукта) изменение потребительских вкусов, вызванное рекламой или модой будет означать, что спрос возрастает, и наоборот.

2. доход потребителей.

3. число покупателей, т.е. увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса и наоборот.

4. технологические изменения в виде появления нового продукта.

5. цены на сопряженный товар – изменение спроса в связи с изменением цен на сопряженные товары зависит от того, какие это товары – взаимозаменяемые или взаимодополняющие.

Взаимозаменяемый товар – это товар, потребительская стоимость которого идентична потребительской стоимости другого товара.

Взаимодополняющие товары – это товары, комплект которых составляет единую потребительскую стоимость.

6. ожидание – оно, как правило, связано с ориентацией людей на повышение цен и доходов в будущем.

Понятие предложения; кривая предложения; факторы, влияющие на кривую предложения.

Предложение является вторым не менее значимым фактором рынка. Оно не только определяется спросом, но и активно воздействует на него.

Пол предложением следует понимать совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупателю в данный период времени по определенной цене.

Его возможно изобразить в виде графика, характеризующего разное количество продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени.

Кривая S показывает, как изменяется величина предложения с изменением цен, т.е. повышением цен соответственно возрастает и объем предложения, со снижением цен объем предложения сокращается. Эта связь прямая и называется Законом предложения.

Он показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже больше количество продукта по высокой цене, чем по более низкой цене. Эта истина диктуется конечной целью фирмы – получение наивысшей прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: