Государственный бюджет. Его доходы расходы.
Государственный бюджет называют главным звеном финансов и важнейшим инструментом социально-экономического регулирования. В бюджете концентрируется наибольшая часть валового национального продукта, треть или даже больше национального дохода перераспределяется через государственный бюджет.
Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Основными источниками формирования доходов государственного бюджета являются:
ü Налоговые поступления;
ü Кредиты и займы;
ü Эмиссия денег.
Наибольший удельный вес в структуре доходов принадлежит налоговым поступлениям:
Ø НДФЛ – 13%;
Ø Налог на прибыль;
Ø НДС;
Ø Акцизы;
Ø Налог на имущество.
Вторым источником доходов являются государственный займы. Государственные бумаги – это самый ликвидный вид государственных активов. Владелец такой бумаги практически не несет риска, вкладывая деньги в эти бумаги.
|
|
Третий источник государственных доходов – эмиссия денег. Она ведет к тяжелым последствиям в экономике.
Бюджетные расходы идут по следующим направлениям:
ü Национальная оборона;
ü Государственные закупки товаров и услуг;
ü Общественная безопасность;
ü Здравоохранение, наука, образование.
В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами государственного бюджета различают: сбалансированный бюджет (расходы = доходам), несбалансированный бюджет (если доходы больше расходов – профицит бюджета; если доходы меньше расходов – дефицит бюджета).
Основными путями решения проблемы дефицита государственного бюджета являются:
· сокращение расходов бюджета;
· увеличение доходов;
· денежная эмиссия.
· государственный займы – довольно распространенный способ, однако в долговременном плане эта мера не спасает бюджет, а она лишь переводит государственный дефицит в разряд государственного долга.
Государственный долг – это общая накопленная за все годы сумма бюджетных дефицитов.
Различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный долг – это задолженность государства населению страны.
Внешний долг – это задолженность государства гражданам или организациям других стран.
Налоги, как известно, являются одним из главных признаков всякого государства и существуют они с тех пор, как возникло государство. Любое государство для выполнения своих функций нуждается в государственных средствах, которые оно получает от своих подданных. Поэтому экономисты давно спорят о том, на каких принципах должно быть построено справедливое налогообложение. Для рыночной экономики основные принципы налогообложения сформулировал А.Смит:
|
|
1. Подданные государства должны участвовать в его содержании соответственно дохода, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2. Налог, который обязано уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
Наиболее распространенный сейчас принцип налогообложения - в зависимости от получаемого дохода, является наиболее подходящим, как с экономической, так и с гуманитарной точек зрения. Налоговая политика и система налогообложения устанавливается в каждой стране Законодательством, и, поэтому здесь встречаются определенные различия, хотя они не являются весьма существенными для стран с рыночной экономикой.
Налог – это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.
К элементам налога относятся:
Ø Субъект налога – лицо, которое по Закону обязано платить налог;
Ø Носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
Ø Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (оплата труда, прибыль, доходы от имущества, доход с ценных бумаг и т.д.);
Ø Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу объекта налога.
Различают:
твердые налоговые ставки;
прогрессивные налоговые ставки;
пропорциональные налоговые ставки;
регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.
Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (НДС).
Прогрессивные ставки – предлагают увеличение величины ставки по мере роста дохода.
Регрессивные ставки – предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.
По платежеспособности, налоги классифицируют на:
· прямые;
· косвенные.
Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно (НДФЛ, налог на имущество и т.д.).
Косвенные налоги – это налоги на определенные товары или услуги, которые взимаются через надбавку в цене (НДС, акцизы).
По уровню бюджета, в которые поступают налоговые суммы, выделяют:
Федеральный бюджет;
Региональный бюджет;
Местный бюджет.
Рассматривают 3 основные функции, которые выполняют налоги:
фискальная;
регулирующая;
перераспределительная.
Фискальная функция состоит в том, что налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определенной высоты, налоговые ставки:
ü начинают сдерживать экономическую активность людей;
ü подталкивают к уклонению от уплаты налогов;
ü делают более предпочтительной жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности.
Регулирующая функция – в ней налоги выступают как регулятор экономики. Так, с помощью налогов и льгот государство может:
1. стимулировать инвестиции и экономический рост;
2. поощрять модернизацию и экономический бизнес;
3. стимулировать развитие важных для общества сфер и отстающих регионов;
4. регулировать распределение доходов в обществе, сглаживая социальное неравенство.
Перераспределительная функция – она проявляется в том, что государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления в пользу требующих финансирования программ.
|
|