Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космос, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.
2) Классический (сократический период) – время расцвета древнегреческой философии. Софисты; философия Сократа; Платона; Аристотеля.
Они также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:
- меньше уделяли внимания поиску первоначала
- допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
- выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон – автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
- положили начало спору между материализмом и идеализмом;
- проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
- от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
- внесли вклад в развитие логики;
|
|
- вели практическую философско-просветительскую деятельность (Софисты, Сократ).
3) Для эллинистического периода (киники, стоики, скептики) характерно:
- кризис античных моральных и философских ценностей;
- снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами;
- поиск физической и духовной опоры в самом себе;
- преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур).
4) Для философии римского периода было характерно:
- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философии;
- фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную;
- влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.)
- близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
- повышенное внимание к проблемам человека, общества, государства;
- расцвет эстетики;
-преобладание идеализма над материализмом;
- всё более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
- повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
- рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
- постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в среднюю теологическую философию.
Здесь, однако, необходимо снова обратиться к вопросу об источниках, находящихся в распоряжении исследователя античной философской традиции. С этой точки зрения всю историю греческой философии принято подразделять на два периода; досократовский (творчество философов, живших до Сократа) и послесократовский. О воззрениях досократиков мы можем судить лишь по немногим сохранившимся фрагментам (от них до нас не дошло ни одного целостного произведения) и позднейшим пересказам. С мыслителями-постсократиками дело обстоит иначе. Их труды сохранились и не только дают возможность детально охарактеризовать построения зрелой греческой философии, но и представляют собой важнейший источник для изучения взглядов ее предшественников - досократиков, которые при этом неизбежно воспринимаются до известной степени по образу и подобию своих духовных наследников.
|
|