Задание для самостоятельной работы студентов.
Лабораторная работа
Решение типовых и ситуационных задач
Практическая работа
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.
Близнецовый метод исследования генетики человека
Близнецовый метод позволяет оценить относительную роль генетических и средовых факторов в развитии конкретного признака или заболевания. Близнецы бывают монозиготные (однояйцевые) и дизиготные (разнояйцевые).
Монозиготные близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) в результате ее разделения надвое с образованием двух эмбрионов. Монозиготные близнецы имеют одинаковые генотипы и различие их признаков обусловлено только факторами внешней среды. Дизиготные близнецы рождаются, когда образуется одновременно две яйцеклетки, оплодотворяемые двумя сперматозоидами. Дизиготные близнецы имеют различные генотипы. Но благодаря одновременному рождению и совместному воспитанию у них будут общие средовые факторы.
|
|
Для доказательства роли наследственности в развитии признака необходимо сравнить долю (%) конкордантных пар (одинаковых по конкретному признаку) в группах моно- и дизиготных близнецов. Конкордантность однояйцевых близнецов обозначается КОБ, двуяцевых – КДБ.
Для вычисления используется формула Хольцингера.
1. Разбор родословных и определение типа наследования:
1- аут-дом, 2 – аут-дом, 3 – комплементарность (Д-глухота, ЕЕ-глухота, Д_Е_ - норма (Д+Е-норма); 5 – Y-сцепл, 6 – Y-сцепл, 7 – Х-сц, рец, 8 – аут-дом.
См. Сборник задач по медицинской биологии и генетике, 2004
Генеалогический метод. Стр. 58-61, №№1, 6, 8.
Близнецовый метод. Стр. 63, №1(1), 2.
См. Сборник задач по медицинской биологии и генетике, 2004
Генеалогический метод. Стр. 58, №№ 2, 4, 8.
Близнецовый метод. Стр. 63, №№1 (2, 4), 3, 4.
1. Тема:
Методы изучения генетики человека: цитогенетический, биохимический и дерматоглифический.
2. Учебные цели: Получить представление об. Знать классификацию хромосом человека согласно Денверской и Парижской номенклатуре.
Знать:
- возможности цитогенетического, биохимического и дерматоглифического методов изучения генетики человека;
- этапы цитогенетического анализа;
- способы рутинной и дифференциальной окраски хромосом;
- классификацию хромосом человека согласно Денверской и Парижской номенклатуре,
- механизм формирования полового хроматина.
Уметь:
- проводить цитогенетический анализ кариотипа человека;
- проводить анализ полового хроматина..
Владеть:
- методикой изучения дерматоглифических признаков;
- методикой проведения цитогенетического анализа кариотипа человека;
|
|
- методикой приготовления препаратов эпителия слизистой щеки для изучения полового хроматина.
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Биохимический метод. Примеры выявления гетерозиготных носителей ферментопатий (фенилкетонурия) и лиц предрасположенных к ряду заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз, гипертония) с нагрузочными тестами).
2. Дерматоглифический метод. Ладонные линии, их значимость при наследственных синдромах. Гребневые линии пальцев (дуги, петли, завитки). Гребневый счет и его значимость при наследственных синдромах.
3. Изучение полового хроматина в интерфазных ядрах (тельца Барра, барабанные палочки).
4. Цитогенетический метод. Прямые и непрямые методы цитогенетического анализа. Основные этапы культивирования периферической венозной крови. Методы окраски хромосом (рутинная, дифференциальная, FISH – флуоресцентная).
5. Изучение кариотипа человека с применением Денверской классификации рутинно окрашенных хромосом.
6. Использование рутинной окраски для выявления нарушения числа хромосом.
7. Использование дифференциальной окраски для точной идентификации хромосом и выявления хромосомных перестроек.
8. Классификация дифференциально окрашенных хромосом согласно Парижской номенклатуре.
9. FISH – метод – современный метод молекулярной цитогенетики.
4. Вид занятия: практическое
5. Продолжительность занятия – 3 часа.
6. Оснащение. Таблицы: №74 «Методы диагностики хромосомных болезней»; № 158 «Биохимические методы в клинической генетике»
7. Содержания занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.