Интерпретация результатов теста
Ключ
Обработка результатов
Анкета
№ | Суждения о группе | Характер ответов | ||||
А | Б | В | Г | Д | ||
Учащиеся нашей группы любят и хотят учиться. | ||||||
Учащиеся хорошо относятся друг к другу. | ||||||
Учащиеся готовы выполнить любую общественную работу. | ||||||
Учащиеся редко ссорятся друг с другом. | ||||||
Учащиеся всегда помогают друг другу в учебе. | ||||||
Учащиеся часто бывают вместе а свободное от занятий время. | ||||||
Учащиеся активно участвуют в общественной работе. | ||||||
Учащиеся довольны результатами своей работы. | ||||||
Учащиеся всегда считаются с мнением товарищей. | ||||||
Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно. | ||||||
Учащиеся нашей группы остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе. | ||||||
Учащиеся нашей группы дружны и доброжелательны. |
Для обработки используется один из бланков анкеты, при этом подсчитывается количество каждого вида ответов, общее их количество по каждому пункту анкеты, которое преобразуется в баллы (пользуясь ключом анкеты).
|
|
Обозначение характера | Содержание ответа | Баллы |
А | совершенно согласен с этим | |
Б | согласен с этим | |
В | согласен, но не совсем | |
Г | не согласен с этим | |
Д | совершенно не согласен с этим |
Вычисляем величину, характеризующую психологический климат (С).
С = S / n, где
S - количество всех баллов,
n - число учащихся.
Поскольку все 12 пунктов анкеты направлены на выявление положительных отношений и ответ типа «совершенно согласен с этим» оценивается в 5 баллов, то при «идеальном» оптимальном психологическом климате каждый опрошенный «даст» 60 баллов. Исходя из этого, считаем, что С = 60 характеризует оптимальный климат. Но если все опрошенные на каждый пункт анкеты дадут ответ «Совершенно не согласен с этим», тогда С = 12. В целом величина С, характеризующая психологический климат, может принимать значение в диапазоне от 12 до 60.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
|
|
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.